За окошком снег растаял,
Солнце светит горячо.
На дворе весна настала,
На душе все расцвело.
Уходи, зима, скорее!
Забери с собой свой снег!
Холод, вьюги и ненастье
Утомили зимний век!
Звон ручья и птичье пенье,
Солнца свет, прохлады тень.
Наступает пробужденье,
Наступает новый день!
Калинин Илья, 5-А класс
Весна — мое самое любимое время года. Уже чаще светит солнце. Птицы прилетают с юга. Начинается оттепель, раскалывается лед на водоемах. На деревьях появляются первые почки, показывается зеленая травка. Природа оживает.
Весна, весна, весна!
Красавица она!
Деревья оживают,
И птицы прилетают.
Свирина Владислава, 2-В класс
Однажды весной я с другом гулял по лесу. Был чудесный солнечный день. Мы шли и любовались деревьями, тающим снегом и голубым-голубым небом.
И вдруг видим: скачет навстречу зайчик. Прискакал и говорит:
— Не ходите туда, там Зима с Весной борются!
— Не может быть такого! Как это Весна с Зимой бороться могут?
— А давай посмотрим! — предложил друг.
Прибежали на поляну и увидели, что и правда: Зима с Весной состязаются. Зима кинет в Весну снежком, дунет вьюгой и холодным ветром, а та только улыбается и смеется. И голос у нее, как серебряный колокольчик, звенит.
Так бы продолжалось долго, но Весне надоело пачкать свое новое зеленое платье снегом, вот она и разбудила Солнышко. А оно как начало припекать! Зима вдруг потеряла свою силу, а снег и вьюга — ее оружие — потекли ручьями по пригоркам.
Победила красавица Весна!
Лозовая Елизавета, 5-А класс
Закончились суровые морозы, и везде ощущается дыхание весны. Все дышит свежестью и молодостью. Еще островками лежит снег, а солнышко уже припекает. Появляются первые вестники весны — ручейки. Звонче звучат птичьи голоса. На отдохнувших за зиму деревьях набухли почки. Дунет легкий ветерок — зашумят деревья, приветствуя весну.
Больше всего радуются весне ребята. Можно снять тяжелые шубы, надеть резиновые сапоги и весело ходить по лужам, пуская кораблики.
Вскоре из-под земли выглянут первые робкие травинки, набухшие почки раскроются, и появятся изумительные зеленые листочки.
На смену белому и серому придет синее, голубое, зеленое…
Весна пришла.
Кумачев Михаил 5-А класс
Весна — мое самое любимое время года. После долгой и холодной зимы у природы и человека словно появляется новая возможность жить. Жить заново. С чистого листа.
Не успеет растаять снег, как земля уже преображается. Сначала она мокрая и грязная, покрытая прошлогодними листьями, потом постепенно высыхает. Пригревает солнце. Из отдохнувшей земли протягивают свои первые росточки весенние цветы. Мир наполняется разноцветными красками.
В воздухе пахнет весной. Этот аромат дает людям возможность хотя бы на короткое время уйти от серой, будничной жизни и перенестись в сказку, у которой всегда счастливый конец.
Ивлиев Артем, 5-А класс
19 января в нашей гимназии состоялась премьера спектакля «А зори здесь тихие…» немецкоязычного театра "Белая ворона" под руководством М.А. Растворцевой. Раньше показывали первую часть этой постановки, но весь спектакль наши зрители увидели впервые. Восьмиклассники, специально для этого пришедшие в школу немного раньше, затаив дыхание, смотрели на драму, разворачивающуюся перед их глазами. Несмотря на то, что говорили актеры на немецком языке, все было понятно. Этому немало способствовало музыкальное и мультимедийное оформление спектакля. Для самих актеров, конечно, сложно играть трагедию, ведь все, что они до сих пор ставили, было комедийным, веселым и красочным.
Хотелось бы поблагодарить всех, кто принимал участие в постановке, за их труд, а зрителей восьмых, девятых и пятых классов — за их терпение и интерес. Таких зрителей у нас ещё не было!!!
Павлова Ангелина, 11-А класс
24 января театральная студия гимназии (руководитель — В.И. Бычкова) провела в актовой зале Урок мужества, посвященный полному снятию блокады Ленинграда. Предлагаем вашему вниманию отзывы учеников.
Сначала вышел мальчик из театральной студии. Он рассказал о нападении фашистов, и на экране появились кадры о войне. Затем две девочки объяснили, как важен был хлеб, а старшеклассницы прочитали стихотворение А. Ахматовой «Ветер войны». После этого началась минута молчания. И, наконец, Валентина Ивановна объявила, что здесь есть человек, который пережил то страшное время и сейчас работает в школе. Это Ирина Михайловна Лебедева. Ей было 9 лет, когда началась блокада. Ирина Михайловна рассказала, как она добывала воду из проруби и какой иней был на стенах домов. В некоторые моменты мне хотелось плакать.
Большое спасибо Валентине Ивановне за этот Урок! Я понял, что надо помнить о блокаде Ленинграда. Тогда не повторится та страшная зима.
Григорьев Никита, 4-А класс
И.М. Лебедева рассказывает о блокаде Ленинграда
На третьем уроке мы пошли в актовый зал. Там проходило выступление старшеклассников, посвященное полному снятию блокады. Меня очень тронули их рассказы. Я чуть не заплакала, когда показали мальчиков, почти наших ровесников, живших в блокадном Ленинграде. Мой дедушка в 14 лет тоже стоял у станка и делал снаряды. Я хочу сказать огромное спасибо руководителю театральной студии Валентине Ивановне за такую хорошую организацию выступления и Ирине Михайловне за очень интересный рассказ.
Медведева Александра, 4-А класс
Как трудно было во время войны! В блокадном Ленинграде давали кусочек хлеба в день. Бедные дети впервые в жизни столкнулись со смертью. Они шли по улице и видели, как падают и умирают люди. Когда мы смотрели фильм, становилось жалко всех. Чуть слезы не потекли… Ирина Михайловна рассказала нам, что ленинградцы обладали особенными качествами. Они помогали друг другу. Если кто-то падал от бессилия и голода, к нему обязательно подходили и поднимали. Пусть силы были на исходе, но все равно боролись за жизнь каждого. Памятники закрывали досками от бомб. Люди не брали эти доски себе, чтобы растопить буржуйки. Они ценили свой город.
Уважаемая Ирина Михайловна! Спасибо, что вы пришли к нам в гимназию и рассказали об этом!
Перфильева Александра, 4-А класс
Пионерское детство не оставило во мне основополагающего впечатления. Все мы были тогда пионерами, повязывали вокруг шеи красные галстуки, учили стихи:
Как повяжешь галстук,
Береги его —
Он ведь с красным знаменем
Цвета одного.
Да еще запомнилась поездка во всесоюзный пионерский лагерь «Артек». Черное море близ Ялты, белый пароход, в зеленой скорлупе недозревшие грецкие орехи, пачкавшие руки чем-то черным, как северный одуванчик, тяжелый соленый прибой и сказочно голубой, прохладно чистый туалет, где я, пионерка с севера, спасаясь от южного зноя, сидела в кафельном углу и запойно читала разнообразные книжки большой артековской библиотеки.
Шел 1947 год. Голодный разрушенный Ленинград еще не вполне отошел от блокады и потихоньку учился есть. А здесь кормили четыре раза в день! Это впечатляло! Нам выдали белоснежные юбочки, белые блузки, шелковые красные галстуки. И все бесплатно! В «Артек» посылали лучших. Мой отец работал в районном отделе компартии, в так называемом РАЙКОМЕ. Он уходил от нас с мамой насовсем и усыплял собственную совесть детской путевкой в лучший лагерь страны.
В «Артеке» были преимущественно дети из южных республик: например, много узбечек, собиравших на полях коробочки хлопка и награжденных почетной путевкой. Это были сильные, горластые девчонки, с вполне развитыми женскими формами — рядом с ними я чувствовала себя доходягой. Того ощущения, которое впоследствии легло в основу песни 80-х «Ты, я, он, она — вместе дружная семья», в «Артеке», пожалуй, не было. Гимн всесоюзного лагеря «Есть местечко в Крыму, отовсюду к нему пионеры слетелись гурьбой» вызывал во мне эстетическое отторжение, особенно это «слетелись гурьбой». Но настроение переломилось, когда мы отправились в поход. Помню, как перед этим нас накормили пюре с селедкой, объяснив: чтобы не хотелось пить. Вот тебе и раз! Все вышло наоборот. Отчаянно тянуло попить. И когда мы оказались в Бахчисарае, то из фонтана, воспетого когда-то Пушкиным, едва ли не вычерпали всю воду, опорожнив многочисленные чаши в форме раковин:
Фонтан любви, фонтан живой,
Принес я в дар тебе две розы…
Это были стилизованные раковины, расположенные уступами на стене, по которой струилось тоненькая водяная нить. Мы к ним припали, и фонтан на некоторое время пересох. Экскурсовод спросил нас: « А почему поэт принес две розы, а не три, к примеру?». Мы, пионеры, конечно, не знали ничего из церковной символики. Помню, как мне стало неловко. Так началось мое глубинное знакомство с Пушкиным длиною в целую жизнь. Думала ли я тогда, что старт и к Пушкинским турнирам, и к Лицейским урокам, которые теперь стали традицией нашей гимназии, дал мне «Артек» послевоенного времени…
Мозженко Н.В., литературный редактор школьных изданий
Я человек счастливый. Несмотря на отсутствие каких-либо особых условий, протекций, у меня сложилась очень яркая биография. Я работала в самых интересных местах, какие только можно было найти в Ленинграде, но одной из самых запоминающихся страниц моей жизни стала работа пионервожатой в необыкновенном лагере «Авроровец». Где-то с 12 лет я сама проводила там часть летних каникул. Начальником лагеря являлся Попов Владимир Николаевич, 24-летний красавец, в которого мы все — и девочки, и мальчики — были влюблены. Сам по себе тот факт, что огромным лагерем руководил тогда такой молодой человек, говорило о многом. Годы спустя я узнала, что у этого глубоко интеллигентного человека с макаринскими задатками даже не имелось образования. В одной из авроровских песен были такие строки:
Он добрый и хороший.
Такая, брат, натура.
Пускай поднимут руки,
Кто видел его хмурым.
Утром на планёрочке,
В столовой на раздаче
Приятно тебя видеть,
Владимир Николаевич!
Лагерь для нас, детей коммунистического общества с его условностями и ограничениями, являлся островком безграничной свободы: огромная территория, практически отсутствовали заборы, а если мы попадались в поселковом магазине или на дальних озёрах, то потом в качестве наказания после отбоя азартно мыли подвалы и чемоданные. В своих удивительных вожатых мы тоже были влюблены. Всё это захватило так, что, чуть повзрослев, при первой же возможности я примчалась в лагерь работать вожатой. Это был юбилейный год — 25 лет лагерю. Трудились почти без выходных, вставали рано, иногда практически и не ложились.
Старший вожатый лагеря Игорь Ревякин организовывал этот наш ночной досуг. Большинство вожатых были рабочими завода «Северный пресс». Чего скрывать, после отбоя приносился и алкоголь. Игорь придумал для нас тайное общество со своим уставом и должностями. Собирались в лесу, пели под гитару, варили грибы с картошкой и сливочным маслом, смеялись так много, что больше, чем тогда, я никогда уже, наверное, не буду смеяться. И алкоголь отошел на последний план. А утром на планёрке мы уже распределяли работу на день. Приходилось и организовывать детей, и развлекать их, самим участвовать в спортивных соревнованиях, делать газеты, готовить КВН, устраивать поход на баркасах или просто двух-трёхдневный поход. Кто был в лагерях, тот знает! Особым событием являлся вожатский концерт, который каждую смену пионеры ждали с особым нетерпением. Концерт готовили всю ночь, но обычно к утру он всё ещё не складывался. Зато в тихий час за 2-3 часа до начала рождались лагерные шедевры:
Вот он и закончен предпоследний день.
Над моим «Авроровцем» легла ночная тень.
Спят в своих кроватках славные ребята.
Лишь не спит до ночи тёмной авроровский вожатый.
Завтра будет утро — трудный день для нас.
Этой смены отобьют часы последний час.
Вот идут автобусы, чемоданы взяты,
Вы в глаза тогда взгляните авроровским вожатым.
Друг друга мы забудем в суете людской,
На твоей кроватке будет спать другой.
Но однажды ночью, сладким сном объятый,
Вздрогнет, вспомнив лица ваши, авроровский вожатый.
Приехав в лагерь скромной 19-летней девушкой, ничего особо не умевшей, я научилась там очень многому, творческая атмосфера разбудило во мне скрытые и глубоко спавшие резервы. Я научилась делать газеты, писать стихи и сценарии, впервые, не считая банальных школьных мероприятий, вышла на сцену. Но самое главное — там разбудили мою фантазию и желание когда-нибудь снова вернуться к работе с детьми. Простые, но очень талантливые заводские ребята и сейчас — мои большие друзья. Кроме лагеря, у них на заводе была очень сильная комсомольская организация, постоянно проводились комсомольские слёты. Мне, в свою очередь, незадолго до выхода из комсомола по возрасту тоже пришлось быть секретарём комсомольской организации Управления по обслуживанию иностранных представительств. Ничего заслуживающего внимания я рассказать не могу. Но, посещая по долгу службы Дзержинский райком комсомола, я познакомилась там с моим будущим мужем — секретарём комсомольской организации Северо-Западного речного пароходства, впоследствии первым секретарём Дзержинского райкома комсомола.
Растворцева М.А., учитель немецкого языка
Моя комсомольская юность пришлась на конец сороковых и пятидесятые годы. Это было тяжелое послевоенное время, когда страна залечивала раны, нанесенные войной.
В ряды ВЛКСМ принимали молодежь от 14 лет и старше. Относились к этому очень серьезно и ответственно. Вступающий должен был иметь две рекомендации от уважаемых взрослых или старших по возрасту комсомольцев.
Мои подруги и я, вступая в комсомол в старших классах школы, очень гордились тем, что нам дали рекомендации члены коммунистической партии, прошедшие войну. Мы старались не ударить в грязь лицом перед ними. Прием проходил в два этапа: на общем комсомольском собрании в школе, а затем в районном комитете комсомола. И везде задавали вопросы об учебе, общественной работе, проверяли знания политической жизни страны и Устава комсомола.
Принятому (а могли и отказать!) торжественно вручался комсомольский билет (он у меня хранится до сих пор) и значок члена ВЛКСМ, который я с гордостью носила.
Большая часть моей комсомольской жизни проходила в 50-х годах ХХ века, в период учебы в университете и первые годы самостоятельной работы. В университет пришло поколение, пережившее войну и блокаду и знавшее цену жизни.
Мы были равнодушны к материальным ценностям. Одевались скромно. Украшения, сережки и губная помада резко осуждались. Приоритетом являлись духовные ценности. Учиться плохо было стыдно. «Троечников» не уважали. Их «прорабатывали» на комсомольских собраниях. Много читали, интересовались новинками литературы, обменивались мнениями о новых советских кинофильмах, советовали друг другу посмотреть новый фильм или прочитать книжную новинку. Все это бурно обсуждалось в свободное от учебы время. Словом, жили ярко, интересно и весело.
Конечно же, принимали участие во всех делах, которые считались нужными обществу. Так формировалась активная жизненная позиция, которую можно выразить фразой: «Если не я, то кто?».
На комсомольских собраниях, районных и городских конференциях обсуждались вопросы, волновавшие молодежь. Многочисленные акции в поддержку мира во всем мире, вахты мира и памяти не проходили без нашего участия.
Каждый комсомолец имел общественное поручение, т.е. на общественных началах выполнял работу, полезную для всех. О результатах своей деятельности он отчитывался. Относились к этому серьезно и ответственно, за промахи резко критиковали.
Каждое лето мы выезжали на комсомольские стройки в Ленинградскую область или в Карелию. Там студенты работали лесорубами, плотниками, косцами, строителями (строили коровники, конюшни, электростанции). Жили в бараках, спали на нарах, назначенные из студентов повара готовили пищу на костре или на открытых печах.
За свою работу мы не получали денег, но работали с энтузиазмом. С точки зрения сегодняшнего дня, мы были даровой рабочей силой. Но это не смущало: нам было интересно, мы чувствовали и верили, что наш труд нужен стране. Если кого-то не брали по состоянию здоровья — это становилось трагедией! Было нелегко, но норму выполняли. Донимали комары и слепни. Однако на работу и с работы шли с песнями. На всю жизнь сохранилась память о вечерних посиделках у костра. Волшебные искры, летящие в черное небо, доверительные или «страшные» рассказы и песни, песни…
И хотя мы уедем отсюда,
Будем долго еще вспоминать,
Как валили высокие сосны,
Помогая колхоз укрупнять.
В этой «буче кипучей» вырабатывался характер, воспитывалось чувство долга, ответственность за то, что ты делаешь, формировались нравственные ценности поколения, взаимопомощь и товарищество.
И сегодня, убеленные сединами, мы, встречаясь на юбилеях, с радостью и с теплым чувством вспоминаем нашу задорную, веселую и насыщенную комсомольскую жизнь. В те далекие советские времена…
Лебедева И.М., кандидат педагогических наук
В ряды ВЛКСМ принимали обычно в 8-м классе. Право быть комсомольцем надо было заслужить. В восьмидесятые годы молодежь уже не так искренне верила в идеалы комсомола. Эпоха диктовала перемены, но мы тогда были молоды и искренне считали, что от комсомольцев многое зависит, мечтали о комсомольских билетах как о пропуске во взрослую жизнь.
В школах к приему в комсомол относились очень серьезно. Школьный комитет комсомола долго решал, кому из кандидатов, подавших заявление, оказать такое доверие. При приеме обязательно присутствовали учителя-коммунисты. Вступающий не только должен был знать законы, идеи и Устав ВЛКСМ, но и иметь представление о политической ситуации, об истории и героических страницах жизни нашего государства, о героях-комсомольцах, об ударных комсомольских стройках. Но и этого мало. Надо было своей пионерской биографией и хорошей учебой заслужить право быть комсомольцем.
В мае 1976 года я стала комсомолкой. Всегда серьезно относилась к поручаемым мне делам, а тут ответственность и добросовестность оказалась наивысшей. Чем же мы, восьмиклассники-комсомольцы, занимались в школе? Мы были шефами, вожатыми у ребят-пионеров 4-5 классов, помогали им проводить отрядные пионерские сборы, участвовали в подготовке и проведении дружинных сборов, устраивали спортивные соревнования, сборы макулатуры, конкурсы рисунков и плакатов. Самое ответственное — нам поручали организовывать торжественные собрания и принимать в пионеры октябрят. После окончания 8-го класса я продолжила учебу в новой, только что открывшейся школе № 332 (наша школа № 528 была тогда восьмилеткой).
Мне повезло: там я встретила много людей, которые не только являлись коммунистами с большой буквы, но и талантливыми педагогами. Это директор школы Н. А. Краев, мой учитель истории, влюбивший на всю жизнь меня в свой предмет, и мой классный руководитель Г. И. Воробьева. Их жизненная позиция, отношение к делу стали для меня примером.
Позднее жизнь дает мне возможность к этим людям добавить и Н.Я. Коростылеву, директора школы № 528, куда я пришла работать учителем. С благодарностью вспоминаю старших товарищей: членов КПСС Г.Н. Кузнецову и Т.В. Панкратьеву. Жили они под девизом «Кто, если не мы?». Возглавляя партийную организацию школы, они и комсомольцам уделяли большое внимание. Поэтому, работая с такими людьми, я с сожалением вспоминаю, что юность давно кончилась, что это было светлое время.
И чего только не было… И комсомольские собрания о героях БАМа, и помощь колхозникам в уборке урожая, и создание школьного музея Боевой славы, посвященного боевому пути миноносца-лидера «Ленинград», и многое другое. Каждый комсомолец имел «Личный комплексный план» — своеобразный дневник, где хранили вырезки из газеты «Комсомольская правда» с рассказами о героях-комсомольцах. Старались равняться на них, учились мужеству и стойкости. Затем этот дневник «ЛКП» обязательно предъявляли, когда сдавали так называемый Ленинский зачет. Сейчас смешно вспоминать, что эта школьная тетрадка, разделенная на несколько граф, помогала тогда следить за событиями в мире и в стране, работать над собой, развивать эстетический вкус, читая классическую литературу, посещая театры и музеи, следить за своим здоровьем, занимаясь физкультурой и спортом. А ведь на самом деле помогала! Дав слово и записав его в этом Личном комплексном плане, нужно было выполнять все, что там написано.
Вот пишу все это, а самой взгрустнулось: «Как молоды мы были, как искренне любили, как верили в себя…». Наша учительская комсомольская ячейка была большой, веселой, задорной. Многие и поныне работают в гимназии: Т.В. Степанова, Е.В. Головачева, С.А. Кузнецова, Н.Л. Грибова. Постоянно что-то придумывали! Впервые пошли всей школой в поход, и не просто в однодневный, а с ночевкой в лесу. Впервые провели КВН, в котором соревновались команда учеников и команда учителей. Эти комсомольские придумки стали традициями нашей школы.
Конечно, не все было так гладко и красиво. Существовали и разногласия, и горячие споры, и сомнения. Но лично меня комсомол научил уважительно относиться к мнению другого, конструктивно решать проблемы, вовремя помогать другу.
В комсомоле я нашла и свое личное счастье. Мой муж строил БАМ. И сейчас в нашем семейном архиве хранится удостоверение строителя легендарной дороги Тында— Беркакит. Агитбригада, в которой выступал мой муж, выиграла конкурс, и по комсомольской путевке мы уехали с ним на знаменитый Грушинский фестиваль бардовской песни под Самарой. Рядом с нами в палаточном городке жил знаменитый исполнитель авторской песни Юлий Ким.
Молодость быстротечна. Вместе с ней ушла в прошлое и моя комсомольская юность. Нет уже той страны, мы живем в новом государстве, по-другому смотрим на многие факты, по-другому оцениваем события, поступки. Но я не жалею о том, что это было в моей жизни, ведь «времена не выбирают, в них живут…».
Фабрикова И.В., заместитель директора во УВР
В одном маленьком городе, который назывался Сластёна, было все из сладостей. Круглый год теплое солнышко освещало красивые домики из печенья и зефира. Улицы города были вымощены разноцветным мармеладом, а в садах и парках под легким ветерком покачивались цветы из марципана. Маленькие человечки, населявшие город, были счастливы, что живут в таком замечательном месте. Но здесь жили и те, кто хотел и на другие города посмотреть.
И вот однажды два друга — мальчик Максим и девочка Ева — отправились в путешествие. Они взяли с собой в дорогу рюкзачки из разноцветных лоскутков, положили в них несколько кусочков сахара, бутылочку молока и отправились в путь по мармеладной дороге. Шли долго, но было нескучно — они напевали смешные песенки и дружно шагали в ногу, при этом рыжие косички маленькой Евы весело подпрыгивали.
Первый город, в который они попали, назывался Шоколадница.
Там - все было из шоколада. Здесь можно было встретить скульптуры из горького и молочного шоколада, дома, украшенные орехами и вафельной крошкой, а из фонтанов били ввысь струи горячего шоколада. Детям понравился этот город. Жители Шоколадницы были приветливы и всегда улыбались. Недалеко от города раскинулось Шоколадное море. Его ласковые волны так и манили. Максим и Ева решили искупаться. Но Ева не умела хорошо плавать, поэтому, когда она отплыла далеко от берега, то испугалась и стала тонуть. Максим бросился на помощь. Он спас Еву. Как хорошо, когда друзья рядом!
Вернувшись в город, ребята захотели переночевать там, потому что очень устали. Когда ночь стала уступать утру и первые лучи солнца раскрасили город в разные оттенки коричневого и золотого, Максим и Ева решили продолжить свое путешествие.
Следующий город, который встретился маленьким путешественникам, был из мороженого. Он так и назывался — Мороженица. Ребята с удивлением осматривали этот необычный город. Даже солнце в нем было похоже на шарик пломбира. Столько мороженого было вокруг, что Максим и Ева захотели перекусить. Ведь все дети очень любят мороженое. Они с удовольствием выпили молочный коктейль и продолжили экскурсию по городу.
Вдруг Максим увидел на ветке белоснежного дерева блестящую монетку. Ему очень захотелось ее забрать. А Максим считал себя ловким и смелым мальчиком, поэтому полез на дерево. Но все ветки на этом дереве тоже были из мороженого, поэтому от теплых рук и дыхания мальчика они начали таять. Вот так Максим оказался в молочном пруду, который располагался рядом с деревом. Тут, конечно, мальчик понял: каким бы смелым ты ни был, на деревья лучше не залезать.
Солнце уже садилось, наступал вечер. В городе из мороженого становилось прохладно. Ребята подумали, что много в их стране замечательных городов, но дома всегда лучше. И они поспешили в обратный путь.
Горобец Анжела, 3-А класс
Жил-был царь, звали его Чипси. Решил царь город построить и назвать его Чипсоедово. Построил избушки: окна из сухариков, дом из крекера. И поселились туда солёноежки. Когда наступила зима, из чипсового неба повалил солёный попкорн. Жители города вышли собирать его с крыш домов, с дорог. И не заметили, что всё съели: дома, дороги. Пошли солёноежки в соседнюю деревню к сладкоежкам, а в Сладкоежкове из колонок кисель течёт. Малиновый кисель! Все дома построены из шоколада, чупа-чупсов. Вот пришёл царь и говорит: « Мы весь наш город съели. Можно нам поселиться у вас?» А царица отвечает: «Если съедите много шоколада, тогда я разрешу». Ел царь год, ел два и всё съел. Скучно царю стало, решил он жениться и сказал царице: «Прошу у вас руки и сердца!». Царица подумала и согласилась. На следующий день они устроили пир. И я там была, кисель пила и чипсами заедала. Теперь город называется Сладкочипсово.
Артемьева Варвара, 3-А класс
Была золотая осень. Как-то раз, гуляя по парку, я заметил… Нет, нет! Вы даже не поверите! Я заметил, что в парке происходит бал: мелькают разноцветные огни клёна и осины. Особую атмосферу придаёт лёгкий ветерок.
Листья танцуют вальс, они кружатся, плавно опускаются вниз и взмывают вверх. А вот и главные гости: маркиз Клён и граф Дуб со своими жёнами. Они показывают высшее мастерство.
Ох! А какие у всех наряды! Мадам Осина надела рыжее платье, а у принцессы Ивы платье нежно-зелёного цвета. На графине Берёзе мягко-жёлтый наряд, маркиза Клён нарядилась в пышные багряные одежды. Ну, а госпожа Ель в элегантном зелёном костюме.
Эту прогулку я запомнила на всю жизнь.
Макаренко Алена, 3-А класс
В тридевятом царстве, в тридесятом государстве жили-были царь с царицей. И родилась у них дочка Дарьюшка — да такая, что ни в сказке сказать, ни пером описать: беленькая, чистенькая, хорошенькая. А в то же время тридевятом лесу, на тридесятом болоте в семье водяного кикиморка родилась. Поганочкой ее назвали: сама зеленая, грязная — ну просто красавица!
Повела однажды нянюшка царевну на озеро, задремала на солнышке. Дарьюшка на полянке у озера сидит, играет себе, из цветов веночки плетет. А в озере том водяной жил. Услышал он, что кто-то на полянке смеется и всплыл посмотреть. А как увидел Дарьюшку, так и ахнул: никогда прежде он не видел такого чудесного ребенка! И решил тогда ее к себе взять, а свою дочку Поганочку вместо Дарьюшки оставить. Что задумано, то сделано! Нянюшка проснулась и увидела: вместо царевны какая-то зеленая замарашка у озера сидит и грязными руками лягушек из воды таскает. Кинулась тут нянюшка царевну искать и за озером, и в лесу, и на лугу, да только все без толку.
И пришлось ей тогда с Поганочкой домой возвращаться. А царь с царицей погоревали-погоревали, да делать нечего, стали кикиморку растить. А Дарьюшка у водяного осталась.
Пришло время, девушки повзрослели. Красавица Дарьюшка выросла кроткой и трудолюбивой. Во всем своим названым родителям помогала и к новому дому понемногу привыкла. А Поганочка никого не слушала. С дворовыми ребятами с утра до ночи по лугу носилась, с мальчишками дралась, не причесывалась, не умывалась, чистые платья надевать не желала.
Долго ли, коротко ли, да пришла пора девушкам женихов выбирать. За Дарьюшку Леший посватался. И хоть царевна была послушной, но не могла она за Лешего замуж идти — боялась его очень. И решила Дарьюшка убежать от водяного.
А Поганочку решили за соседа царевича Елисея выдать. Но и кикиморке жених не по нраву пришелся: чистый, опрятный и руки моет. Да и душно ей в царских палатах! И она тоже убежала от своих названых родителей.
Вот бежит Дарьюшка от озера и вдруг видит терем, а на крыльце царица плачет. Сразу узнала Дарьюшка родной дом, бросилась к матушке и давай ее обнимать. И царица сама не своя от счастья: потерянное дитя нашлось. Не может на любимую доченьку наглядеться. А Поганочку ноги сами к тому озеру принесли, где ее родители жили. Водяной с женой обрадовались дочке и поняли, что она для них всех дороже и милее.
И сыграли две свадьбы в один день: Поганочки с Лешим, Дарьюшки с Елисеем. И жили все долго и счастливо.
Арзубова Маргарита, 5-В класс
ОНА гордо шла по пустынной улице. ОНА никому не принадлежала. ОНА была одинокая. Хотя нет, она была одна. Одна, потому что это звучит гордо. Одинокая — значит, никому не нужная, одна — значит, ни от кого не зависящая.
Было раннее утро. Все еще спали. Вдруг из-за угла выехала машина и помчалась по главной дороге. «Значит, пора домой. Люди собираются на работу», — подумала ОНА и медленно пошла по направлению к булочной, где жила. Почему к булочной? Да потому что из рыбного магазина ЕЕ гоняли, а в мясной даже соваться не хотелось. Как вспомнится, что мясник, когда был зол, своим огромным ножом поранил ЕЙ хвостик, да так, что теперь на его месте остался облезлый обрубок... Нет. Туда явно не хотелось. Оставалась булочная, где работала пухленькая и очень милая женщина. Там можно ловить мышей, и за это добрая булочница подкармливала ЕЕ — почти достаточно для того, чтобы быть совсем счастливой.
В чем же состояло это «почти»? Так странно, но ЕЙ не хватало только имени. ЕЙ хватало и ласки, и любви, а вот имени у НЕЕ не было. Люди, приходившие в булочную, часто гладили ЕЕ и приносили разные вкусности вроде рыбной головы или куриных костей. А иногда даже давали молоко, несвежее, но все равно очень вкусное. Разные люди звали ЕЕ по-разному. Кто — Чернышей за ЕЕ черную спинку, кто — Белогрудкой за белоснежную шерсть на грудке и мордочке, а кто — просто Марусей непонятно за что.
Рядом с булочной стоял большой дом из красного кирпича. В нем жила толстая вальяжная кошка Матильда. «Матильда…. какое красивое имя», — думала ОНА, глядя на важно шествующую соседку. «Ах, вот бы и у меня было такое имя!». Матильда никогда никуда не спешила, но ей почему-то всегда было некогда. ОНА всегда хотела спросить у Матильды про ее имя, но у этой кошки не было то настроения, то времени, а то еще чего-то. И вот ОНА однажды, увидев, как кошка умывается на тропинке перед домом, решила, что теперь у нее найдется минутка для разговора. Подошла к ней и робко спросила:
— Простите, не могли бы Вы подарить мне свое имя?
— Как это подарить имя? — удивленно спросила Матильда. — Нет, я однозначно не могу подарить Вам свое имя. А как же я? Если я отдам Вам свое имя, у меня его не будет. И что же тогда? Я должна ходить без имени? А что я скажу своей хозяйке, когда та узнает, что я подарила Вам свое имя?
— Что же мне делать? Мне так хочется, чтобы у меня было имя! — чуть не плача, проговорила ОНА.
— Простите, здесь я Вам не могу помочь, — ответила Матильда и развернулась, собираясь уйти, но вдруг ОНА задала неожиданный вопрос:
— А откуда у Вас имя?
— Не знаю. Наверное, хозяйка дала, — не поворачиваясь, бросила Матильда.
— А где же мне взять имя? Я никому не принадлежу, следовательно, у меня нет хозяйки, которая могла бы дать мне имя…
ОНА не считала булочницу своей хозяйкой. Тем более, та и не смогла бы придумать ЕЙ имя. А ОНА не хотела называться какой-нибудь Ватрушкой или еще похуже этого. А вообще люди такие странные! Они никогда не ценят того, что имеют. Они всецело уверены, будто их имя принадлежит только им. А если бы это было не так?
«У всех есть имя. Даже у воробьев, наверное, есть имя, только никто этого не знает. Ведь они не живут одни, как я, и поэтому тоже между собой общаются», — размышляла Она, неторопливо идя по улице. Как хотелась иметь свое собственное имя! Тогда бы оно принадлежало только ей одной.
На следующий день ОНА, все так же без дела гуляя по улицам, увидела маленького котенка, который сидел на ступеньках около двери. Подошла к нему и спросила:
— Как тебя зовут?
— Меня зовут Мотылек, — гордо ответил котенок.
— Но ты же совсем не похож на мотылька!
— Ну и что, мне нравится мое имя. А почему ты считаешь, что я не похож на мотылька? Вовсе нет. Я легко прыгаю и быстро бегаю. Так почему же я не мотылек?
— А кто тебе дал это имя?
— Хозяин, — с гордостью ответил котенок. — Мне пора идти. Приятно было познакомиться!
Он легко перескочил через ограду и побежал в сад за птицей. Мотылек бежал так быстро, что создавалось впечатления, будто он летит. Вот легко вскарабкался на дерево и сел на тонкую ветку, словно весил не больше пушинки. Действительно, похож на мотылька. «Наверное, имя должно быть похоже на его обладателя», — подумала ОНА и побрела дальше. У НЕЕ не было ни хозяйки, ни хозяина. У кого же можно попросить себе имя?
Через дорогу перебежала пушистая белоснежная кошечка. ОНА догнала ее и задала все тот же вопрос:
— Как тебя зовут?
— Меня зовут Розочка. А тебя?
— А меня никак не зовут.
— Что значит «никак не зовут»?
— Это значит, что у меня нет имени.
— Как это нет имени? Ты его потеряла?
— Нет. У меня никогда его не было.
— Бедняжка. Наверное, очень тяжело жить без имени. Никто не знает, как к тебе обращаться. И вообще, это очень неприятно осознавать, что у тебя нет того, что есть у всех.
— Да. А кто тебе дал это имя?
— Мне дала его моя хозяйка. Она назвала меня в честь своего любимого цветка.
— Но ты же совсем не похожа на розу. Розы обычно красные, а ты белая. Да и шипов у тебя нет.
— Если хочешь убедиться, то пойдем в сад, и я покажу тебе розу, которая очень похожа на меня.
Розочка подбежала к прекрасной белой розе, росшей на клумбе. Она подняла маленькую лапку, выпустила когти и стала похожа на розу.
— Значит, имя всегда должно быть похоже на своего обладателя? — спросила ОНА.
— Наверное. Я хочу, что бы ты нашла себе прекрасное имя, полностью подходящее тебе. Не знаю, где его искать, но не отчаивайся, когда-нибудь обязательно найдешь.
— Спасибо тебе большое, — сказала ОНА и дальше пошла по улице.
Она шла и рассматривала окружающие ЕЕ вещи. Какое бы имя могло ЕЙ подойти? Но ни одна вещь не могла стать ЕЕ именем. Что-то было слишком маленькое, что-то — слишком большое, а что-то вообще никак не подходило.
Все следующее утро ОНА лежала на своей подстилке в булочной и
думала о том, где ей взять имя. На улице дождь лил как из ведра. ОНА была вся мокрая, после ночной прогулки. В булочной открылась дверь, и вошел мальчик лет десяти-одиннадцати. ОНА мяукнула, поприветствовав его. Мальчик провел рукой по ЕЕ промокшей шерсти и спросил женщину:
— Как зовут вашу кошку?
— Это не моя кошка. А имени у НЕЕ нет. Все называют по-разному. И никто не знает, как ЕЕ зовут на самом деле.
— А можно я придумаю ей имя?
— Да, это было бы чудесно, — ответила булочница.
ОНА очень обрадовалась. Наконец-то нашелся человек, который может дать ЕЙ имя.
— Я зайду завтра и скажу, какое имя придумал, — с этими словами мальчик хлопнул дверью и быстро побежал по улице, разбрызгивая вокруг себя капли дождя.
На следующее утро светило яркое солнце, и ЕЕ шерсть распушилась. Теперь она была похожа на шерстяной комок.
Дверь в булочную распахнулась, и вбежал тот же мальчик. «Я придумал! Я придумал! — весело кричал он. — Тебя будут звать Мокрая Спинка».
«Интересно, почему Мокрая Спинка?» — удивленно подумала ОНА.
Тут мальчик посмотрел на НЕЕ и увидел, что ЕЕ шерсть больше не мокрая, а наоборот, пушистая.
Тогда он решил назвать ЕЕ за пушистую шерсть Облачком. На следующий день была пасмурная погода, и Облачко весь день лежала на своей подстилке в булочной. Она вылизалась, и теперь ее шерстка больше не была такой пушистой, как вчера. Обычная кошка...
Мальчик пришел навестить Облачко. Он увидел, что кошка больше не похожа на облачко, и решил снова поменять ей имя. Так он приходил еще не один раз и постоянно менял ей имя то в зависимости от погоды, то еще от чего-нибудь. В итоге мальчик сказал однажды:
«Не могу я придумать ей имя. Это просто безымянная кошка!»
Так странно, но это имя и стала она носить. Теперь ее все звали Безымянка. Кошке очень нравилось это имя.
ОНА гордо шла по пустынной улице. ОНА никому не принадлежала. ОНА была одинокая. Хотя нет, она была одна. Одна, потому что это звучит гордо. Одинокая — значит, никому не нужная, одна — значит, ни от кого не зависящая.
Безымянка гордо шла по пустынной улице. Она никому не принадлежала.
Сотула Юлия, 7-А класс
— Миша, иди кушать! — снова настойчиво позвала мама.
— Иду, иду! — заторопился сын.
Он быстро положил игровую консоль в чехол, а чехол — на полку. В последнее время так не хотелось расставаться с модными играми. Мальчик поспешил на кухню.
За завтраком мама спросила:
— Миша, ты так много времени проводишь дома: то уроки, то твои игры. А ведь скоро каникулы. Не хочешь поехать в лагерь, туда, где был прошлым летом?
Мишины мысли устремились в прошлое. Яркое солнце, походы в горы, ласковое море. И лучший друг Витька рядом. Какие веселые проделки они с ним устраивали!
— Конечно, хочу! А это возможно?
— Возможно, — улыбнулась мама. — И устроить это проще, чем ты думаешь. Признаюсь, я уже купила путевку. И Светлане Юрьевне позвонила, она согласилась отпустить Витю, так что твой закадычный друг тоже едет. Только не сводите с ума вожатых!
— Спасибо! Знаешь, ты у меня самая лучшая! — Миша кинулся обнимать маму.
И вот перед ними высокое ясное небо. Солнце печет голову, ветер развевает волосы. Свобода! Быстро разобрав чемоданы, мальчишки отправляются на собственную экскурсию по лагерю.
Они идут по аллее. Как и год назад. И вроде бы все то же, но что-то изменилось.
— А помнишь, как мы притворились привидениями и напугали Ленку из третьего отряда?
— А Славика помнишь? Бедолага! Он так боялся кататься на велике! Но мы-то его быстро научили!
Воспоминаниям нет предела. Каждое дерево, каждый цветок и пруд хранят свои секреты. Родные места! Как будто домой вернулись.
— Мишка, смотри, как красиво вокруг! — воскликнул Витя, указывая на раскинувшийся перед ними песчаный берег.
Миша огляделся: правда, красиво. Начало лета. Теплый ветер играл верхушками деревьев, волны лениво подкатывались к берегу. Повсюду благоухали цветы, а в кустах пели невидимые птицы. Воздух был насыщен ароматом ожидания чудесного, счастливого лета.
— Я рад, что мы здесь, — наконец сказал Миша. — Вот увидишь, будет здорово!
Красовский Станислав, 5-А класс
Игорь Климов, 6-В класс
Нельзя бесцельно всем нам жить, Нельзя не верить сердцем в чудо, Неискренне друзей любить, Нельзя о них же думать худо… Нельзя не видеть света глаз, Не знать, как может сердце биться, Когда родные верят в вас, Когда к ним можешь обратиться За помощью в своих делах. Вся жизнь для нас, она как чудо, Дана нам в мыслях и мечтах. Цени подарок этот, друг, Единожды живём на свете И знай, что жизни нашей круг Для нас всех важен в высшей мере… |
Был создан мир, Неведомый и незнакомый, Надежду он вселял Измученным сердцам. Был он и крепостью души, И радостью, и домом Для тех, кто изгнан, Нелюдим и одинок. И мир подпитывал нам мысли, Рождал нетленные мечты. Он стал роднее нам земного, Спасал страдания души. |
Евстигнеева Ксения, 10-А класс
Филатова Эльвира, 4-Б класс
С детства родители старались занять меня разными делами: фортепиано, хор, карате, рисование. Но то дело, которое оказалось мне действительно по душе и сопровождало с детства и до окончания университета, повстречалось впервые в школьном расписании еще в начальной школе.
Я до сих пор считаю дни недели, представляя разворот дневника. Воскресенье — всегда « в уме». А вот в понедельник в двух последних строчках с первого по третий класс было написано загадочное “Т. игры”. Помню, как моя бабушка недоумевала: уроки про тигров? А уроки были действительно и про тигров, и про великанов, и про деревья, и про все, что только можно представить или выдумать, ведь это были театральные игры.
Поначалу ребята посмеивались и стеснялись. Но постепенно мы начинали втягиваться в волшебство театра. Тогда я впервые узнала, что такое этюды с воображаемыми предметами. Они очень тяготили меня поначалу. Ну как можно взять и начать умываться в воображаемой раковине с воображаемым мылом и зеркалом?! Но, когда наш учитель выходил в центр зала и начинал шить воображаемой иголкой с ниткой, надевать воображаемую одежду, я видела и иголку, и нитку, и все остальное и горела желанием скорее попробовать самой сделать так же правдиво. Позднее этот урок отменили, но в студию я ходить не перестала, и постепенно от маленьких этюдов мы перешли к спектаклям. «Муха-Цокотуха», Вечера клоунады, номера для которых мы придумывали сами, и желанная роль Мальвины в «Золотом ключике» — все это часть меня, и сложно представить сегодня себя, если бы этого маленького театрального зала не было в моей жизни. Но мы росли, и наша небольшая труппа начала распадаться. Помню, с какой грустью я проходила мимо нашего закрытого зала.
А в девятом классе я решила, что театра в обычной жизни мне не достаточно, и отправилась на поиски настоящей сцены. В то время я окончила петербургский клуб «Петрополь» — юношеский историко-краеведческий клуб в Аничковом дворце, и мне хорошо был знаком ТЮТ — Театр юношеского творчества, находящийся там же.
Поступить туда оказалось непросто — конкурс. Для последнего тура я выбрала недавно выученное для урока литературы стихотворение М. Лермонтова «Я не унижусь пред тобою...» и не прогадала! ТЮТ — не просто театральный кружок. Это театр, в котором дети — и актеры, и одновременно мастера цехов, костюмеры, гримеры, звуковики, осветители, монтировщики, даже «зрелищники» (специальный цех, в котором ребята обеспечивают встречу гостей и порядок во время спектакля). Каждый тютовец, попадая в театр, напрямую участвует в создании спектакля. Жизнь в цехах наряду с театральными занятиями в творческих группах создавала особую атмосферу общего дела. Эта цеховая особенность театра была заложена его основателем Матвеем Григорьевичем Дубровиным. В письме к ученикам Дубровин говорит: «Я выдумал идею такого театра, где высокое творчество сочетается с творческим
физическим трудом. На основе этого создаются удивительные товарищеские взаимоотношения между людьми, делающими большое общее дело. Общественное и личное становятся единым для каждого тютовца. Это учит быть таким нужным для людей! Это создает счастье каждому и всем окружающим». Действительно, это так. Я попала в пошивочный цех. От костюмеров мы получали эскизы для новых костюмов и уже сами шили их: что-то заново, а что-то перешивали из старого, но еще вполне могущего послужить. Мне нравилось ходить в другие цеха и смотреть, как работают ребята, так постепенно узнавала новое про разные стороны театрального быта.
Моей первой ролью была роль Наташи Ростовой. Здорово звучит! Не правда ли? Конечно, мы не ставили всю «Войну и мир». Но я сама выбрала сцену из романа для итогового отчетного вечера, после которого мы закончили обучение и начали создание своего нового спектакля. Я зачитывалась «Войной и миром» в то время. В довершение моего восторга от книги наш учитель литературы Нина Витальевна Мозженко организовала для нас показ «Войны и мира» С. Бондарчука в кинотеатре рядом со школой. К тому времени просмотр кинофильмов по сюжетам прочитанных произведений уже был традицией для нашего класса. Мы смотрели «Гамлета», «Последнюю дуэль Пушкина», и вот теперь — «Войну и мир». Возможность сыграть излюбленную сцену разговора Наташи и Сони про Анатоля Куракина была счастьем. Читать и смотреть — одно. Но стать самой Наташей, мечтать, плакать, восхищаться, сердиться, жить её жизнью, пусть даже каких-то десять-пятнадцать минут — это словно напиться воды после мучительной жажды.
До сих пор не могу понять, откуда в некоторых живет такая страсть к игре. Я наблюдала это в себе, в своих друзьях и преподавателях. Может, мы не наигрались в детстве? Для меня театр стал возможностью окунуться в чью-то жизнь, другую, незнакомую и иногда даже непонятную тебе, задуматься о том, чем этот человек живет, зачем он делает то, говорит это... Оказавшись с героем, не нужно оценивать и анализировать его поступки снаружи, потому что, оказавшись внутри, ты сам начинаешь испытывать чувства и переживания этого человека.
Есть кое-что самое важное, что дал мне театр. Я точно помню момент своей жизни, когда впервые почувствовала себя счастливой. Это был мой третий выход на сцену ТЮТА в спектакле “Пер Гюнт” Ибсена. Я лежала на сцене, как и остальные двадцать моих друзей-тютовцев, задействованных в спектакле. Прозвучал второй звонок. Значит, сейчас будет третий, и уже вот-вот откроется занавес, и зритель увидит нас, а мы почувствуем зрителя, «услышим», как притих зал. Заиграет музыка, сначала тихо, потом громко и тревожно. И мы начнем вставать, один за другим, каждый в свой момент, увидим зал. Увидим его, как ныряльщик видит бассейн перед прыжком, и окунемся в спектакль с головой, целиком, без остатка... Это было счастье!
Усанова Анна, выпускница гимназии
Михайловская Анна Васильевна - учитель истории и МХК, кандидат философских наук. Финалист Поэтического конкурса имени Сергея Петрова, дипломант Межвузовского литературного форума «Осиянное слово» имени Н.С.Гумилёва, лауреат Первого открытого тверского литературного конкурса-марафона молодых авторов «Пишу в Твери...»(2010), дипломант I Международного поэтического фестиваля-конкурса «Уникальный автор» (2010), победитель поэтического конкурса «Стихоборье-2010» в номинации «Мечты Алексея Прасолова». Член литературной студии «Голоса» (ТГМА, Тверь) и участник Содружества Голодных поэтов (Санкт-Петербург).
В январе я была в Таллинне. Столица Эстонии с его средневековым Старым городом является одним из самых романтичных городов Европы.
Там очень интересно. Домики, как в сказке, разноцветные и загадочные. Около некоторых стоят куклы, приглашающие войти. В Таллинне есть Верхний город и Нижний. В Верхнем — пять смотровых площадок, с которых видно четырнадцать башен. Мы очень много гуляли по старому городу, где в центре, на площади живут даже олени.
Ратушная площадь — сердце Таллинна. На шпиле Ратуши находится символ Таллинна — флюгер "Старый Томас" (Вана Тоомас).
Старая легенда гласит: "Каждую весну в средневековом Таллинне устраивались состязания лучших лучников города. Самому меткому стрелку, которому удавалось поразить мишень — деревянную фигурку попугая, установленную на верхушке высокого шеста, вручался большой серебряный кубок. И вот однажды, когда достопочтенные рыцари только-только выстроились в ряд и натянули свои луки, попугай вдруг неожиданно свалился, пронзенный чьей-то стрелой. Неизвестным стрелком оказался обычный таллиннский юноша — бедняк по имени Томас. Проказника отругали как следует и заставили водрузить мишень на прежнее место. Однако новость уже успела облететь весь Таллинн, дело приняло иной оборот: юношу не наказали, а предложили стать городским стражником, что по тем временам было огромной честью для бедняка. Впоследствии Томас не раз проявлял героизм в сражениях Ливонской войны и полностью оправдал оказанное ему доверие. С той поры флюгер на Ратуше называют "Старый Томас".
А ещё очень интересная достопримечательность — это три домика, слившиеся вместе. Они были построены для трех сестер в XV веке, и отсюда название — «Три сестры».
Как и многие дома Таллинна, «Три сестры» имеют свою легенду. У богатого купца было три дочери: старшая, средняя и младшая. И решил он обеспечить их жильем. Старшей дочери построил самый красивый дом с большими дверьми, чтобы женихи заходили. Средней — среднее досталось. Ну а младшей построил самый маленький дом, и совсем без дверей.
В Таллинне марципан известен уже не менее пяти веков, и настоящие любители этого лакомства захаживают за ним и поныне в Ратушную аптеку, где и было в XV веке изобретено это «лекарственное снадобье». Сама же аптека является наиболее старой из действующих аптек. Также есть музей марципана, где разукрашивают фигурки вручную.
А ещё я смотрела уличный театр марионеток, гуляла по улицам «Длинная нога» и «Короткая нога», по переулку Катарины, где находятся мастерские художников, видела, как выдувают стекло. Мне очень понравилось в Таллинне.
Тувыкина Марина (3-А» класс) и ее мама Тувыкина Т.
На зимних каникулах я была в Пражском зоопарке. Ой, сколько животных — глаза разбегаются! Зоопарк такой огромный, что выдают карту, а не то заблудишься. Тут собраны животные со всего мира: розовые фламинго, весёлые кенгуру, полярная сова, тигры, гориллы, орлы, буйволы, олени, пингвины, морские котики и многие-многие другие. И даже, вы не поверите, гигантские черепахи длиной в полтора метра и больше! А вот ещё и пеликан, такой важный, и словно говорит: «Дорогу! Я тут главный!». Этот зоопарк — просто мечта! Давайте посмотрим представление: морские котики показывают высшее мастерство, они настоящие пловцы-синхронисты. А на прощанье я хочу вам рассказать о шимпанзе: какие они милые — всё время кувыркаются, прыгают, бегают по клетке и кричат: «Хуа-хуа!» (на их языке — «Пока-пока!»).
А сейчас весёлые новости. Сидит папа горилла, прислонив палец ко лбу, и думает: «Быть или не быть — вот в чём вопрос!»
Макаренко Алена, 3-А класс
С.В. Алекаева – главный редактор
Д.И. Евсеев – разработка и техническое сопровождение веб-сайта
Н.В. Мозженко – литературный редактор
Благодарим за помощь учителей: Ю.Г. Алексеенко, Е.В. Горобец, Н. Г. Егорову, И.М. Лебедеву, А.В. Михайловскую, М.А. Растворцеву, И.В. Фабрикову!
Особая благодарность родителям наших учеников и выпускнице гимназии Анне Усановой!
Мы надеемся на дальнейшее сотрудничество!
Авторы публикаций — ученики 3-11 классов:
Арзубова М., Артемьева В., Горобец А., Григорьев Н., Ивлиев А., Евстигнеева К., Калинин И., Климов И., Красовский С., Кумачев М., Лозовая Е., Макаренко А., Медведева А., Павлова А., Перфильева А., Свирина В., Сотула Ю., Тувыкина М., Филатова Э.