День учителя начали отмечать в СССР с 1965 года. В каждое первое воскресенье октября устраивались праздничные линейки, пионеры, октябрята и комсомольцы готовили торжественные выступления. Однако решением ЮНЕСКО День учителя был утверждён лишь в 1994 году, и в Российской Федерации с этого момента по указу президента страны его ежегодно стали отмечать 5 октября.
В нашей гимназии праздник получился интересным и многообразным. Накануне в начальной школе был объявлен конкурс на лучшее украшение «Осенний мобиль». В этом мероприятии принимали участие ребята всех классов, но вестибюль украсили только лучшими работами.
В День учителя учащиеся 2-А, 3 и 4-х классов вместе с А.П. Деревянных подготовили «Флешмоб». Во внутреннем дворе гимназии на большой перемене ребята показали своё выступление для всех учителей и детей школы.
Этот день – один из немногих праздников, когда учителя не организаторы и строгие воспитатели, а долгожданные, дорогие и любимые гости, которым ученики могут выразить свою благодарность.
Алексеенко Ю.Г., методист гимназии
Выпускница гимназии № 528 Александра Растворцева, победившая во Всероссийских молодежных дебатах на немецком языке в Москве, достойно представила нашу страну на Международных европейских дебатах, проходивших этой осенью в Будапеште. Восемь стран прислали на форум своих кандидатов. Темы для дебатов были такие: пересадка органов, защита свидетелей, распределение бюджетников после окончания вузов, бойкот крупных спортивных мероприятий.
«В способности дебатировать проявляется качество демократии. При диктатуре возражение против господствующего мнения может быть смертельно опасным, при демократии же оно является жизнеутверждающей опорой», — подчеркнул в своём приветственном слове председатель комитета по международным делам Европейского парламента Эльмар Брок. На дебатах присутствовал Ансгар Кемманн — их основатель, представители Гёте-института, Министерства образования ФРГ и фонда «Память. Ответственность. Будущее», другие официальные лица и гости. Виктор Кассай, лучший мировой футбольный судья 2011 года, которому по роду профессии тоже приходится вести дискуссии и защищать своё мнение, подчеркнул: «Для меня присутствие на таком событии является своего рода школой».
Сами же дебаты тоже относительно молоды и проводятся с 2005 года. Россия участвует в них с 2009 года. За это время нашу страну на международном уровне представили 10 юношей и девушек, показавшие великолепные результаты и высочайший уровень не только владения немецким языком, но и умения вести дискуссии и отстаивать различные точки зрения. В отборочных турах в этом году приняли участие 300 школьников из 26 учебных заведении.
В журнале «Витамин Д» (2013, №58) опубликована статья «Жизнь с иностранным языком, или портрет одной русской школьницы". Подпись под фотографией: «Александра Растворцева на финальном турнире».
В этом учебном году предметная Неделя иностранных языков прошла по-новому. Формат мероприятия определил и другое название — «Дни иностранных языков в гимназии №528». Первый день был посвящен английскому, а второй — немецкому языку. На сцене актового зала все увидели театрально-музыкальные представления.
Конечно, проведению такого массового мероприятия предшествовала серьезная подготовка. Каждый преподаватель иностранного языка со своими учениками подготовил один или несколько номеров. Возраст артистов варьировался. Для большинства участников выход на сцену оказался первым опытом публичного выступления перед столь многочисленной аудиторией.
27 ноября на первом уроке выступали учащиеся 3-6 классов. Они исполнили песни и показали инсценировки сказок. Зрители-сверстники не испытывали затруднений в понимании происходящего на сцене, что сделало постановку увлекательной и заводной.
Подобная ситуация повторилась на втором и третьем уроках, когда в зале и на сцене были учащиеся 6-9 классов. Зрители аплодировали, внимательно смотрели сценки, иногда подпевали и притоптывали. Не меньшее удовольствие получили и выступающие. Была апробирована новая современная форма представления – flash mob на английском языке. Этот номер повторялся для каждого нового состава зрителей.
28 ноября с не меньшим успехом на сцене актового зала прошел День немецкого языка. Все было продумано до мелочей, паузы между выступлениями заполнялись вопросами по страноведению, что увеличивало интерес зрителей к культуре немецко-говорящих стран. Сами постановки, как и в День английского языка, отличались тематическим разнообразием, лексической доступностью и оригинальностью исполнения.
Учителя и ученики поработали на славу. И те, и другие пришли к выводу, что такой формат мероприятия как нельзя лучше подходит для проведения предметной недели иностранных языков.
В финале мероприятия учащимся был предложен конкурс отзывов
которые могут быть написаны в свободной форме как на родном, так и на иностранном языке. Лучшие отзывы мы поместим на стенде в холле гимназии, а их авторов наградим призами.
Левкович Ю.В., заместитель директора по УВР
Хасина М.М., председатель МО учителей иностранных языков
В течение нескольких дней дети увлеченно, тревожно и ответственно готовились к празднику иностранных языков, отрабатывали коллективные и индивидуальные творческие номера, учили роли. Не только преуспевающие, но и отстающие ученики стремились участвовать в этом представлении. Дорожили даже малой ролью в постановке. Это очень важно, поскольку подобные мероприятия вносят разнообразие в процесс обучения, а творческий подход вызывает у детей несомненный интерес.
Отлично были продуманы форма и содержание Дней иностранных языков. С одной стороны, музыка, песни, танцы, театрализованные представления создавали ощущение праздника и атмосферу развлечения. С другой — благодаря знакомству с традициями англичан и немцев, интересно поданной информации о Германии и Великобритании, истории и культуре этих стран, не прерывался и образовательный процесс. Скорее всего, сведения, полученные в такой форме, ученики легче и лучше запомнят.
Немаловажно и то общение между детьми, между учащимися и педагогами, которое происходило во время подготовки и непосредственно в ходе мероприятий, — общение, позволяющее расширить рамки стандартных диалогов на уроках иностранного языка.
Выражаем огромную благодарность Левкович Ю.В., Голубевой Н.М., Шведовой Е.Ю., Григорьевой Т.Н., Ольховской И.Н., Проворовой А.А., Авраменко Н.И! Очень надеемся, что такая практика обучения и популяризации иностранных языков среди учащихся будет продолжена.
Петлянова И. П.(от имени родителей 5-В класса)
Ежегодно в гимназии № 528 проходит школьная научно-практическая конференция «В ответственности за будущее». Подробная информация находится на школьном сайте, а в этой рубрике мы публикуем заметки руководителей секций и наших специальных корреспондентов. Вы читаете материал, написанный в прошлом учебном году, поскольку последний выпуск электронной газеты вышел до начала работы конференции.
Проснулся утром — прибери планету.
Антуан де Сент-Экзюпери
«Человек в мире природы» — тема XII школьной конференции, которая состоялась в гимназии в апреле 2013 года. К нам приехали ученики из 10 школ разных районов Санкт-Петербурга. Всего участвовало более 400 человек. Мероприятие длилось два дня: в первый — торжественное открытие форума юных исследователей и работа в секциях, а во второй — пленарное заседание, церемония награждения победителей и призеров.
Зачем же проводить подобные конференции, спросите вы? Наверное, для того чтобы объединить тех, кто интересуется наукой, дать им возможность раскрыть свой творческий потенциал, поделиться опытом и знаниями. Ну и, конечно, получить новую, нужную для исследований информацию.
Работало 8 секций: секция естественных наук, физики, иностранных языков, истории и краеведения, математики и информатики, филологии, ОБЖ и физкультуры, а также секция начальной школы. И все заседания были по-своему интересны.
Начальные классы, к примеру, обсуждали любопытный вопрос: почему зимой в цирке медведи не спят? Александр Лобанов выяснил: звери рождены в неволе, и поэтому их режим оказался нарушенным. В конечном итоге пришли к выводу: так или иначе медведь спит вне зависимости от того, где он находится — на свободе или же в клетке. В цирке для него просто планируют сон.
На секции математики и информатики школьники также делились своими наблюдениями. Особый успех имел доклад о «золотом сечении». Оказывается, это феноменальное явление можно обнаружить везде: в постройках, в скульптурах и даже в продуктах. Все подвластно «золотому сечению».
А вот на секции истории и краеведения рассматривался вопрос о загрязнении нашей планеты. Ученица школы №338 Мария Хмелева представила исследование об экологии своего микрорайона, где ведется борьба с чайной фабрикой «Невские пороги», которая загрязняет воздух. Жители даже отправили письмо президенту РФ В.В. Путину. Но пока проблема остается нерешенной. Обсуждался и вопрос о сохранении памятников архитектуры.
На секции биологии мы услышали доклад «Человек и мусор» десятиклассников школы №327 Александра Михайлова и Елены Корниенко. Многие люди не задумываются о том, куда выбрасывать мусор. Есть множество мест, где просто страшно находиться. Настоящая свалка! А ведь уже созданы уникальные устройства по переработке отходов. Так почему же людям трудно отсортировать мусор по разным контейнерам и позаботиться об элементарной чистоте?
Мы — дети Мира, и Мир — в нас. Наш долг — беречь планету.
Савинцева Варвара, 7-Б класс
На всех секциях обсуждались вопросы, так или иначе связанные с экологией. Ученики выступали с интересными идеями и защищали свои проекты. Главное — можно было проследить постоянную связь темы конференции со всеми школьными предметами. Иностранные языки помогают находить общий язык между разными странами мира и объединять их в борьбе против загрязнения окружающей среды. История позволяет лучше изучить свой край и все-таки попытаться спасти его от пагубного влияния человека. Благодаря физике мы знаем, каким образом все устроено на нашей планете, а значит, попробовать найти способы ее защитить. География же непосредственно связана с темой XII научно-практической конференции. Эта наука изучает все географические объекты, а получив информацию о них, люди могут помочь Земле выжить.
Но человек — часть природы, и он тоже должен заботиться о себе. Об этом мы узнали из докладов на секции ОБЖ и физической культуры. Там нам рассказали о том, что нужно делать для сохранения своего здоровья.
Не остались в стороне и ученики начальных классов. Они подготовили не только интересные сообщения, но замечательные рисунки и поделки.
Как было справедливо отмечено на пленарном заседании, конференция в основном направлена на развитие уважительного отношения к своей планете и природе. Многие докладчики порадовали своим желанием учиться и помогать нашему общему дому — Земле. Ведь именно мы в ответственности за нашу планету, в ответственности за будущее!
Бабенко Ксения, 7-Б класс
Аудитория секции физической культуры и ОБЖ была немногочисленной, но участники сумели создать удивительно теплую и душевную атмосферу. «Окружающая среда и спорт» — общая тема обсуждений.
Заседание началось с небольшого вступительного слова учителя физкультуры Анжелы Витальевны Шарихиной. Затем со своей презентацией «Сочинские постройки» выступила Марина Антонова, ученица 10 класса. Она рассказала о том, сколько будет построено объектов для проведения Олимпийских игр в Сочи в 2014 году. На фотографиях все увидели, как в ходе строительных работ была засорена река Сочи. Мусор засыпали землей прямо на месте, вместо того чтобы его вывезти. Кроме сброса мусора и вредных веществ в реки, появление ЛЭК и ТЭС также угрожают экологии, а некоторые строительные работы даже спровоцировали оползни. Жители Сочи уже проводили митинги против такого варварского отношения к природе. «Олимпийские игры – грандиозное событие, но иногда чиновники настолько хотят поразить всех масштабами строительства, что забывают об экологии и окружающей среде», — такими словами Марина завершила свое сообщение. Работа вызвала интересную дискуссию.
Во время этого выступления к просмотру презентации присоединились директор нашей гимназии Е.Н. Ненахова, глава МО МО «Оккервиль» С. П. Кочанжи и В.Н. Брюховецкая, директор школы № 338.
Следующим был доклад «Питьевой режим при физической нагрузке» ученицы 10 класса Виктории Пономаревой. Важность воды для человека — общеизвестное утверждение. Оказывается, на каждый килограмм веса необходимо выпивать 30 мл воды ежедневно. Виктория рассказала не только о необходимости соблюдения питьевого режима, но и том, что бывает, если пить слишком много воды. При активных физических нагрузках в течение часа из организма выводится до 5% воды от массы тела, и необходимо этот процент поддерживать. Большая часть выступления была посвящена ответам на вопросы, поскольку презентация вызвала большой интерес как у учеников, так и у учителей. Были также представлены рекомендации NATA: сколько необходимо употреблять воды до начала тренировки, во время занятий и после их окончания. Виктория подчеркнула, что считает ненужным употреблять спортивные напитки, восполняющие питательные вещества в организме, после тренировок, так как их действие направлено на повышение результата, а не на улучшение здоровья.
«Физические нагрузки в условиях жары и холода» — тема выступления Екатерины Курбатовой, ученицы 10 класса. Она остановилась на негативных последствиях при тренировках в неблагоприятных климатических условиях, на нормах употребления воды во время тренировки, на правильном питании в жаркую и холодную погоду и сделала вывод о том, как все эти факторы влияют на здоровье спортсмена. Также Катя рассказала о средствах защиты от солнца и мороза, об одежде, которая вызывает дискомфорт, о необходимости защиты головы и конечностей.
Сообщение Елизаветы Николаевой из 6 класса было созвучно с предыдущим, однако внимание заострялось на проблемах, возникающих при тренировках в холод и жару, в дождь и сильный ветер. Часть выступления касалось тепловых ударов, и опять подчеркивалась значимость воды для восстановления хорошего самочувствия. Приводились и примеры из спортивной жизни. Например, ученица напомнила о смерти некоторых спортсменов во время соревнований именно из-за обезвоживания в жару.
Затем состоялось обсуждение. Ученики вспоминали случаи из собственного спортивного опыта, в частности о тренировках в холодных регионах (Мурманская область, Сибирь). Курбатова Екатерина рассказала о лыжных дистанциях и своих ощущениях во время соревнований.
На конференции мы узнали много нового и, несомненно, интересного, поделились историями из своей жизни. Не обошлось без юмора и шуток.
Нам посчастливилось побывать на секции филологии, руководителем которой являлась Любовь Николаевна Зверева. Было представлено шесть докладов, связанных с темой экологии и нравственности человека.
От нашей школы выступали Юлия Сотула (7 класс, руководитель — Е.В.Горобец) и Оксана Аверкина (10 класс, руководитель — Л.Н. Зверева). Каждая из работ была по-своему интересна, и мы почерпнули для себя много нового. Хочется отметить всех участников, ведь ребята подошли к делу серьезно и ответственно. Ученики 8 класса школы № 350 Максим Федосенко и Андрей Шамриков познакомили нас с творчеством Е.П. Растопчиной. Уверенность, с которой они отвечали на заданные вопросы, поразила абсолютно всех. Также хочется выделить работу Кристины Абрамкиной (10 класс, школа №338) и Оксаны Аверкиной (10 класс, гимназия №528). Их выступления отличались особой эмоциональностью и глубоким пониманием темы.
Еще одно любопытное исследование представила Юлия Сотула. Проблема экологии речи является очень актуальной в наши дни. Познавательной оказалась и работа, проведенная Александрой Блем (школа №338), Кристиной Здвижковой и Дианой Чумаковой (школа № 350). Ученицы рассказали о творчестве поэтов XIX-XX веков и о том, как развивалась в течение этого периода тема взаимоотношений человека и природы.
Строгое, но справедливое жюри определило призовые места так:
1 место – Абрамкина Кристина (ГБОУ СОШ 338) и Аверкина Оксана (ГБОУ гимназия 528);
3 место – Здвижкова Кристина, Чумакова Диана (ГБОУ СОШ 350), Сотула Юлия (ГБОУ гимназия 528).
На 2 место не оказалось претендентов.
Все ребята имели возможность активно участвовать в обсуждении. При распределении мест их мнение тоже учитывалось, что, на наш взгляд, позволило дать наиболее справедливую оценку всех докладов.
Нам, слушателям, хочется поблагодарить жюри и участников конференции за полезную информацию и приятные впечатления.
Семенихина Диана, Запольская Елизавета, 9-Б класс
«Фотография в современной науке» — такова общая тема секции физики, и появилась она как результат огромного интереса, который вызвал проект «Этот радужный мир, а ты в нём немного волшебник», реализованный в рамках Недели естествознания.
В работе секции впервые приняли участие наши ближайшие соседи из школы № 592. Дебют получился удачным. Елена Никифорова так вдохновенно представила свой доклад «Алюминий – “металл социализма”», что воодушевила всех последующих выступающих. Работа ученицы получила 2 место.
Поразило всех присутствующих и сообщение «Химия в фотографии» Екатерины Львовой, ученицы 10 класса нашей гимназии. Оно отличалось достаточно высоким уровнем научности, насыщенным содержанием. Удивительно, как Екатерина свободно владела таким сложным материалом. Это было заслуженное 1 место!
Выступление учащихся школы № 625 Алексея Данилова и Ксении Борисовой «Макрофото микромира» порадовало участников секции потрясающе живописными снимками живой природы и не менее интересными комментариями о физических особенностях изображения (различные положения центра тяжести, фасеточное зрение, поверхностное натяжение и др.). Доклад получился ярким, радужным и эмоциональным.
Заключало теоретическую часть секции выступление Ильи Алексеенко, ученика 9 класса нашей гимназии. В своём докладе «Голография» Илья представил технологию создания объёмного изображения и сферы применения этого метода. Глубина познаний в этом вопросе особенно покорила учителей, которые единодушно присудили работе Ильи 1 место и рекомендовали её для выступления на пленарном заседании конференции.
Всем особенно понравилась интерактивная часть работы секции, которую проводила наша выпускница Кристина Витальевна Кисличенко. Кристина окончила Технологический университет, в настоящее время работает в области фотопсихологии (преподаёт и пишет кандидатскую диссертацию). С фотоаппаратами в руках наши молодые исследователи проверяли свою наблюдательность, а в конце заседания сделали фотографию участников секции.
Хочется отметить, что оптимальное количество выступлений, высокий уровень подготовки работ, приподнятый эмоциональный настрой всех выступающих дали возможность получить удовольствие, учащимся — «себя показать и на других посмотреть», а учителям — порадоваться успехами своих подопечных.
В этом году на школьной конференции «В ответственности за будущее» было представлено множество интересных работ и проектов. В частности, меня удивило разнообразие обсуждаемых тем и вопросов.
На секции естествознания были очень глубокие и осмысленные доклады учеников из разных школ. Началась работа с мультимедийной презентации кружка «Юный эколог» (гимназия №528). Ребята сами сделали фотографии на тему «Зима».
Далее участники секции представили свои исследования. В этом им помог ученик 9 класса Владлен Супрядкин, выполнявший обязанности ассистента. Презентацию на тему «Ферменты — ключ к будущему» показала ученица 10 класса Ксения Евстигнеева, рассказав о разнообразии и использовании ферментов в жизни человека. Мы узнали много нового об озоновых дырах от учениц 6 класса школы №327 Маргариты Платоновой, Ирины Макс и Ксении Сухановой. Самые младшие участницы поделились с результатами опроса по теме «Озоновые дыры», проведённого ими в школе среди старшеклассников. Также любопытным оказалось сообщение учеников 10 класса той же школы № 327 Александра Михайлова и Елены Корниенко о современных способах утилизации бытового мусора.
Ученица школы №350 Екатерина Юдина рассказала о вреде алкоголя. Целью её работы было показать влияние алкоголя на всё живое и осветить методы лечения алкоголизма без медикаментов. Работа основывалась на результатах поставленных опытов, где определялось влияние алкоголя на развитие растений и животных.
Следующим выступающим был ученик школы № 331 Евгений Никитин. Он представил свои исследования на тему «Экологические аспекты воздействия противогололёдных средств на жизнедеятельность дождевого червя». Евгений самостоятельно проводил опыт с 210 червями, которых помещал в различные образцы земли, пропитанные хлоридами, использующимися на наших улицах в весенне-зимний период. Он систематизировал факты в виде таблиц и схем, доказал губительное воздействие данных химических препаратов на живые организмы.
Свою презентацию «Сохранить лёгкие планеты» представила Настасья Литвинова, ученица 11 класса школы №323. Оно подчеркнула важность рационального использования лесных ресурсов сегодня, необходимость их сохранения и защиты.
В заключение участники секции узнали о проекте кружка «Юный эколог» по изучению факторов внешней среды с помощью лаборатории ЛабДиск. Этот проект представила Юлия Сотула, ученица 7 класса нашей гимназии. Она рассказала о различных экспериментах, проведенных участниками кружка. Ребята вычислили и сравнили температуру воздуха в кабинетах, потоки холодного и тёплого воздуха, сменяющих друг друга, измерили уровень шумового загрязнения в классе и на улице, пульс у людей разных возрастных групп и профессий. Все проведенные исследования были представлены в таблицах и диаграммах Microsoft Exel. Для опыта по измерению пульса с помощью лаборатории ЛабДиск был приглашён Евгений Никитин, и все смогли на наглядном примере убедиться в возможностях этой лаборатории.
Участники секции показали высокий уровень знания и личную заинтересованность в решении экологических проблем. На секции естествознания все выступления были встречены тёпло и радушно, активное обсуждение прошло в дружеской обстановке.
Евстигнеева Ксения, 10-А класс
Фото Е.А. Никандровой
Секция иностранных языков на XII школьной научно-практической конференции была представлена как обучающимися нашей гимназии, так и учениками нескольких школ Невского района. Работа проходила необыкновенно динамично, поскольку тема экологии близка каждому. Кроме того, данная тема представлена и в учебниках иностранного языка, что, безусловно, способствует ее популяризации. Выступления ребят затрагивали самые разные стороны проблемы сохранения чистоты планеты и здоровья человека. Здесь говорили и о «креативном мусоре», и об исчезающих видах животных, и об экологическом состоянии красивейших мест планеты. Наиболее интересными выступлениями показались те, которые предлагали реальные пути сохранения окружающей среды. Так, самой яркой стала презентация Ксении Володиной (10 класс, гимназия № 528), осветившая проблемы большого мегаполиса на примере Лондона. Ксения предложила перенять у англичан способы сохранения чистого воздуха и тротуаров. Жюри высоко оценила работы учеников нашей гимназии и гостей. Данное обстоятельство говорит о том, что здоровая конкуренция побуждает к еще большему интеллектуальному и творческому росту. Ребята, выступившие на конференции, уже сейчас строят планы о своем участи в следующем году.
Неверова Ю.В., учитель английского языка
Варюшина А., Горпинченко Е.Образ птицы в декоративно-прикладном искусстве на примере городецкой росписи.
Албина Д., Хайбуллина Э. Исторические аспекты формирования растительного сообщества парка «Куракина дача».
Гашимов Т., Кириеня И., Давыдов Д., Литвинов Е. Стартап.
Аверкина О.Проблема экологии души в рассказе В. Астафьева «Людочка».
Абрамкина К. Тема и образ Африки в творчестве Н. Гумилева.
Володина К. Экология большого города. Лондон.
Михайлов А., Корниенко Е. Человек и бытовой мусор.
Никитин Е. Экологический аспект влияния противогололедных средств на жизнедеятельность дождевого червя.
Юдина Е. Алкоголь — антагонист всего живого.
Евстигнеева К. Ферменты — ключ к будущему.
Шитов В. Жук-бомбардир.
Петров И. Люди и акулы: кто кого боится?
Львова Е. Химия в фотографии.
Варламова С. «Драгоценный камень» геометрии.
Журавлев В., Гишкелюк Д. Золотое сечение в природе.
Антонова М. Олимпийские застройки.
У каждого есть учитель, который дает толчок к знаниям, но далеко не каждый в своей жизни встречает Учителя. Мы даже не будем обсуждать, какие черты характера и особенности личности определяют это понятие, а просто расскажем о Януше Корчаке.
Я. Корчак со своими воспитанниками
Война. Это слово включает в себя всё самое ужасное, что может быть в жизни: смерть и голод, разрушение и измена, жестокость и слезы. Но свет можно найти даже в темноте, если уметь его видеть.
Вторая Мировая война со всеми своими убийствами, зверским обращением и абсолютным пренебрежением к человеческой жизни сотрясла мир, заставив людей задуматься о таком понятии, как ценность жизни. Сколько злодеяний совершено от рук «арийцев», сколько жизней погублено! Однако… Даже тогда были люди, которые оставались верными себе и своим идеям до конца. Я считаю, что среди многих известных имен стоит выделить одно — имя Януша Корчака. Для меня этот человек — истинный пример героизма, преданности своим идеалам. И детям… И пусть его героизм проявился не на поле битвы, а всего лишь в Варшавском гетто, менее значимым он от этого не стал.
Монумент «Януш Корчак и его дети» работы скульптора
Бориса Сакциера в Иерусалиме
Януш Корчак — польский писатель, врач, общественный деятель и педагог, имя которого вполне можно поставить в один ряд с Макаренко, Ушинским, Песталоцци. Правда, четко определить место его трудов в истории науки будет трудно. С таких книг можно начинать весь курс педагогики, а можно и заканчивать, ведь основным жизненным кредо Януша Корчака была известная всему миру простая истина: воспитатель должен любить детей. Корчак мастерски сочетал деятельность педагога и врача с творчеством. Помимо педагогических книг, он написал повести «Дети улицы», «Король Матиуш Первый», «Дитя гостиной» и другие.
Делом жизни Я. Корчака стал приют для еврейских детей «Дом сирот», который на благотворительные пожертвования был организован в 1911 году в Варшаве. Там педагог и практиковал свою методику воспитания.
Во время войны весь «Дом сирот» переместили в Варшавское гетто. Несмотря на многочисленные предложения почитателей своего таланта, Корчак отказался покинуть детей и спрятаться на «стороне арийцев».
В гетто все силы старого доктора уходили на заботу о детях: он добывал им еду, лекарства и необходимые вещи, достать которые в оккупированной Польше, а тем более в еврейском гетто был непросто. Но истинный героизм и твердость духа Януш Корчак проявил в 1942 году, когда пришел приказ о депортации «Дома сирот».
Многим знакомо печально известное название Треблинка — один из самых крупных концлагерей нацистов. До последнего Корчак не верил, что воспитанников может ждать смерть в газовых камерах. «Детей не тронут», — говорил он. Однако ошибался. Когда всех доставили на станцию Треблинка, один из немецких офицеров узнал Корчака. Доктор был известной фигурой — его сказки и повести переводились на разные языки мира. Офицер решил отпустить Корчака, но тот отказался от предложенной в последнюю минуту свободы. В августе 1942 года Януш Корчак принял смерть в газовой камере вместе со своими 200 воспитанниками. Ему было 64 года.
Война заставляет людей отказываться от многого, ибо часто страх смерти сильнее, чем желание оставаться верным своим принципам. Но для Корчака это было не так. Я считаю, что такого человека можно назвать настоящим героем и Учителем. Пусть он не спасал жизни людей на фронте, не участвовал в военных операциях, но, думаю, сделал куда больше: смог сохранить человечность в условиях бесчинства, не оставил тех, кто нуждался в нем, не бросил, не ушел, не купил свою свободу ценой других жизней.
Каждый год 23 марта в Польше и Беларуси в воздух запускается воздушный змей в честь Януша Корчака и детей, убитых в гетто...
В "Доме сирот"
Володина Ксения, 11 класс
1. Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты, или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.
2. Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь. Как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот — третьему, и это необратимый закон благодарности.
3. Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо что посеешь, то и взойдет.
4. Не относись к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам, и будь уверен, ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может быть, и больше, поскольку у него нет опыта.
5. Не унижай!
6. Не забывай, что самые важные встречи человека — это его встречи с детьми. Обращай больше внимания на них — мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребенке.
7. Не мучь себя, если не можешь сделать что-то для своего ребенка. Мучь, если можешь — но не делаешь. Помни, для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все.
8. Ребенок — это не тиран, который завладевает всей твоей жизнью, не только плод плоти и крови. Это та драгоценная чаша, которую Жизнь дала тебе на хранение и развитие в нем творческого огня. Это раскрепощенная любовь матери и отца, у которых будет расти не "наш", "свой" ребенок, но душа, данная на хранение.
9. Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы делали твоему.
10. Люби своего ребенка любым — неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним — радуйся, потому что ребенок — это праздник, который пока с тобой.
ПОСМОТРИТЕ польский фильм «Корчак» (Korczak). Режиссер: Анджей Вайда. 1990 г.
ПРОЧИТАЙТЕ повесть В. Быкова «Обелиск». Учитель Мороз, герой произведения, повторил подвиг Я. Корчака.
Однажды хозяин ушел, а Косик — это щенок — остался дома. Человек закрыл дверь. Косику никак не выйти. Ни в туалет, ни погулять… Но, главное — страшно. Он маленький, а дом большой.
Косик выл и скреб дверь в надежде, что хозяин ее откроет. Но нет, никто не слышал скуления щенка. Дверь, невозмутимая и железная, не двигалась. Косик выбился из сил и прилег.
Когда хозяин вернулся, то увидел, что дверь испорчена следами от когтей. Но не стал ругать Косика — он же маленький и боится.
Горобец Анжела, 4-А класс
Этот день был солнечным, поэтому я решил пройтись от школы до дома пешком. Иду, иду и вдруг замечаю, что двигаюсь вовсе не в том направлении. Ноги не слушаются. «Стас, перестань маяться дурью и иди домой!» — приказываю себе. Но как ни стараюсь, ноги все равно несут в неведомом направлении. Я начинаю паниковать. «Ну, все, — думаю, — либо это сон, либо мне надо записаться на прием к психиатру». Но… паникуй-не паникуй — ноги вынесли меня из города и отправились прямиком по бездорожью.
Долго ли, коротко ли, привели они меня к какому-то холму. И, конечно же, с него свалился. В дыру. «Совсем как черная дыра в космосе», — думал я, стремительно падая вниз. Приземлившись, поднялся и стал оглядываться вокруг. А когда пыль улеглась, вдруг заметил: в глубине пещеры (а попал я именно в пещеру!) что-то мерцает. Обуреваемый любопытством, я двинулся к свету. В стене был необычный камень. Точнее — два камня. Один — круглый, с отверстием посередине, в котором находился еще и фиолетово-синий камень. С минуту изучал этот странный предмет, а потом сунул в карман — вдруг пригодится. Тут все закружилось, и каким-то образом я очутился дома. Родителей и сестры не было дома, поэтому я решил отложить показ камня на следующий день.
Лег спать в одиннадцать часов, но без одной минуты двенадцать почему-то проснулся. И тут чуть не свалился с кровати от удивления: камень-то светился! Прямо как фонарь электрический! Ровно в полночь он вспыхнул, и я потерял сознание…
Очнулся на опушке леса. Почему-то был день. «Да сон это, сто процентов!» — и ущипнул себя так, что подпрыгнул на месте. «Ну что ж! Не получилось! Надо ждать, пока сам не проснусь», — и сел на траву. Странным показалось и то, что на мне не было очков, а я ношу их постоянно. При этом все видел отлично. Тут ноги опять сами вскочили и понесли меня в неизвестность.
Пройдя пять минут по извилистой тропинке, я очутился перед каким-то домом. «Позвонить в дверь или не позвонить — вот в чем вопрос?». И все-таки решил позвонить: вдруг подскажут, как выбраться отсюда. Раздался мелодичный звон. Послышались шаги, и дверь открылась. На пороге стояла старушка.
— Вам кого? — спросила она
— Да, знаете, я тут потерялся…
— Понятно. Заходи!
— Спасибо, конечно, — промямлил я, переступая порог.
— Не за что! Пойдем в гостиную, там поговорим. Ладно?
— Ага… А где у вас гостиная?
— Иди за мной! — Хозяйка поспешила в дом.
Нерешительно потоптавшись на входе, я отправился за ней. Коридор привел нас в большую комнату с камином, около которого стояло два кресла. Старушка села в одно из них и взглядом указала на другое. Я тоже сел.
— Теперь мы можем поговорить. Но сначала познакомимся. Как тебя зовут?
— Стас. А Вас?
— Меня? Я … Хранитель счастья.
— Что? Вы, наверное, шутите!
— Нет, не шучу. И вообще, этот дом называется «Все для счастья».
— Это магазин?
— Отчасти…
— А тут купить можно что-нибудь? — потеряв самообладание, спросил я.
Старушка кинула на меня пытливый взгляд:
— В зависимости от того, что ты подразумеваешь под счастьем.
— То есть?
— Если для тебя еда, квартира и развлечения — счастье, — Бабушка развела руками, — то выполнить твое желание будет легко.
— А Вы что предлагаете? — обиделся я.
— Счастье — это долгая, спокойная жизнь, где ты много сделал для окружающих тебя людей, для своей Родины, жизнь, которую ты прожил не напрасно.
— Хм, а любовь? Разве это не счастье?
— Да, это очень важная составляющая счастья. А ты откуда о ней знаешь?
— Читал, — усмехнулся я.
— А-а-а, читал… — недоверчиво протянула Старушка. — Ну,
выбирай: насущные потребности или счастье. Я сейчас уйду на десять минут, а ты подумай.
Сижу один. Тикают часы, полыхает огонь в камине. А я сижу и думаю. «В конце концов, — рассуждаю, — игрушку, или там планшет, или телефон можно купить в магазине, а счастье — нет. Конечно, планшет — хорошая вещь, но…Счастье ни за какие деньги не купишь! Все! Беру счастье!»
Дверь отворилась, и в комнату вошла Бабушка. Прикрыв дверь, она села в кресло.
— Итак, ты решил?
— Да, — твердо ответил я.
— И что ты выбираешь?
— Счастье.
— Я знала, что ты так поступишь, — ласково глядя на меня, сказала она, — поэтому я принесла счастье.
— Где оно?
— Тут, — ответила хозяйка и вытащила из кармана маленькую коробочку, — и прощай! Мы больше никогда не увидимся.
Все вокруг меня снова завертелось, поплыло…
Очнулся уже в комнате. Оглядевшись, сначала решил, что это сон, но вдруг пальцы нащупали что-то твердое. «Коробка!» — мелькнуло в голове. Негнущимися от волнения пальцами открыл ее. Оттуда тотчас же вырвались клубы какого-то цветного дыма, и запахло чем-то необъяснимым. Вдруг я почувствовал себя как-то по-другому. Будто меня наполнило счастье.
На следующий день жизнь начала налаживаться. Я стал умнее, трудолюбивее, добрее. И еще я стал оптимистом. До сих пор не могу понять, сон это был или нет. Хотя…
Красовский Станислав, 6-А класс
Меряя шагами комнату своей небольшой квартиры, Петр Ермаков сосредоточенно думал. В голове рождалась новая строчка стихотворения. Часто он подбегал к письменному столу и просматривал свои записи.
«Так, значит, что здесь получается? — думал он проходя уже, наверное, сотый круг. — Семь слогов в первой строчке, девять — во второй, в третьей — опять семь, в четвертой — девять. А в итоге — тридцать два слога во всей строфе».
Петр подошел к столу и записал только что сочиненное четверостишие. Снова перечитал все стихотворение.
Петр подошел к столу и записал только что сочиненное четверостишие. Снова перечитал все стихотворение.
«Ага, а вот и ошибка, — подумал он. — Во всех словах ударение на второй слог, а в третьей — на первый. Надо срочно исправить!».
Ермаков отложил свои записи и взял с полки толстую книгу. «В.В. Маяковский. Стихи» — было написано красными большими буквами на обложке. Присев на диван, начал читать. Что-то странное привлекало в поэзии Маяковского: то ли необычный ритм, то ли рифма, то ли еще что-то.
«Ни один поэт не писал так…», — подумал Петр.
Разные чувства посещали, когда он читал стихи Маяковского. Много думал, пытался понять их смысл.
Петр Ермаков — двадцативосьмилетний мужчина. Живет один в маленькой однокомнатной квартире на окраине Москвы. На жизнь зарабатывает своими стихами. Но прибыль от этих сочинений маленькая. Стихи не приносят, к сожалению, ни славы, ни популярности. Некоторые говорят, что они однообразны и неинтересны, но поэт все равно продолжает писать. По профессии, как ни странно, он математик. Может, именно поэтому даже в стихах высчитывает и выверяет все до последней буквы.
Петр начал сочинять не так давно. Свой талант открыл довольно неожиданно. На день рождения своему другу он хотел подарить что-то оригинальное и необычное и… написал стихотворение. Получилось неплохо, как ему самому показалось, да и друг оценил.
Неделей позже, во вторник, Петр Ермаков шел домой под проливным дождем. Он ездил в редакцию показать новое стихотворение. Редактор, пробежав глазами написанное, сказал:
— Что ж, это немного лучше, чем обычно. Продолжайте работать…
На улице дождь лил как из ведра, а до дома еще далеко. Зонт совсем не спасает, да и настроение — хуже некуда.
— Ваши стихи — полный кошмар, — вдруг послышался сзади голос.
Петр резко развернулся и увидел человека, полностью закутанного
в длинный черный плащ. Шляпа надвинута на лицо. Разглядеть глаза невозможно.
— Кто Вы такой и почему так грубо отзываетесь о моих стихах? — раздраженно спросил Петр.
— Вы меня знаете, я уверен в этом. А насчет стихов… Я считаю, что имею право выразить свое мнение, — сдержанно ответил собеседник.
— Простите, но я вижу Вас впервые.
— А кто сказал, что Вы должны были меня видеть.
— Уважаемый господин, - обратился к незнакомцу уже вконец разозленный Ермаков, — у меня много дел, а стоять и разговаривать с тем, кого я вижу в первый раз в жизни, тем более в такую погоду, не приносит мне ровно никакого удовольствия.
— Я — Владимир Владимирович Маяковский, — слегка наклонив голову, представился собеседник.
— Что? Но… Вы… Как такое возможно? — не веря своим ушам, прошептал Петр.
— Если я стою перед Вами, значит, возможно, — спокойно ответил тот.
— Что за маскарад? Это абсолютно не смешно.
— О чем вы говорите, какой маскарад? Верите вы этому или нет, но я действительно Маяковский, — с этими словами человек снял шляпу.
Петр ахнул. Из-под широких черных бровей карие глаза прямо смотрели на Петра. Широкий лоб, высокие скулы и тонкие губы. Глубокая морщина между бровями делала лицо серьезным и даже в некоторой степени суровым.
— Ну не может такого быть! — крикнул Ермаков.
— Простите, молодой человек, — вдруг окликнула Петра незнакомая женщина, проходящая мимо, — с Вами все в порядке?
— А что не так?
— Вы уже минут десять стоите на одном месте и громко
разговариваете сами с собой. Вам точно не нужна помощь?
— Нет, конечно, нет, — с нервным смешком ответил Петр, покосившись на Маяковского. — Знаете ли, это старая привычка. Не беспокойтесь, все хорошо.
— Значит, Вас вижу только я? — снова спросил Маяковского Петр, когда женщина скрылась за поворотом.
— Да, именно так, — кивнул он. — И советую говорить тише. Кто знает, что может случиться.
— Хорошо, — прошептал Ермаков.
— Приходите сегодня ночью на автобусную остановку. Ровно в двенадцать часов за вами приедет машина, — с этими словами Владимир Владимирович растворился в воздухе, а Петр еще долго стоял под дождем, посреди улицы с раскрытым ртом.
Придя домой, он все еще не мог осознать случившегося. «Неужели, я схожу с ума?» Но он точно помнил своего собеседника, помнил весь разговор. Приближалась ночь, и надо было решать, идти ли на автобусную остановку.
Все-таки Петр вышел из дома. Дождь прекратился, на улице стало прохладно. Он подошел к остановке. Какой-то человек в черной куртке спал, согнувшись и надвинув на лицо шапку. Девушка лет двадцати, ярко накрашенная и на высоких каблуках, стояла, переступая с ноги на ногу от холода. Подошел автобус, и она уехала. Было как-то совсем некомфортно стоять на остановке в темноте, да и еще в компании спящего гражданина. Тут подъехал необычный черный автомобиль. Своим видом он, скорее, напоминал автомобиль двадцатых — тридцатых годов прошлого столетия.
Петр поздоровался с шофером.
— Вы не знаете, для меня ли эта машина?
— Раз Вы здесь стоите и разговариваете со мной, то эта машина для Вас.
Петр сел на заднее сиденье. Шофер завел машину, и та не поехала, а будто поплыла по темным улицам ночной Москвы.
Наконец остановились около высокого здания. Дверь была открыта.
Войдя внутрь, Петр увидел широкую длинную лестницу. Наверху стоял Маяковский в том же черном плаще.
— Идите за мной, — сказал Владимир Владимирович.
Они подошли к двери, украшенной различными завитками, в дальнем конце помещения, похожего на библиотеку, и оказались в маленькой, но очень красивой комнате. Здесь стояли два кресла, письменный стол и стеллаж с книгами. Ярким пламенем горел камин. Комната чем-то напомнила Петру его собственную, но здесь было гораздо уютнее.
— Вы — начинающий поэт, но совершенно не умеете писать. Точнее, талант есть, я это вижу, но Вы никак его не используете. Я просто хочу объяснить, как сочинять правильно.
— Вы — начинающий поэт, но совершенно не умеете писать. Точнее, талант есть, я это вижу, но Вы никак его не используете. Я просто хочу объяснить, как сочинять правильно.
— Разве это самое главное в поэзии и вообще в творчестве?
— Ну, — Петр все ниже опускал голову, — я не знаю.
— Так вот именно это я и хочу Вам объяснить! А теперь идите домой. Я буду ждать Вас здесь в это же время в следующую среду. В двенадцать часов за вами приедет машина. До встречи!
— До встречи! — в ответ прошептал Ермаков.
Петр вышел на улицу. Он находился в незнакомом месте. Ночь. Как дойти до дома? Уже было собрался вернуться в библиотеку. Но когда развернулся, то не увидел ни здания, ни места, где находился минуту назад. Вместо этого перед ним предстала знакомая улица и собственный дом.
«Все, — подумал Петр обреченно. — Видимо, я окончательно сошел с ума. Сначала призрак Маяковского, потом встреча с ним, а затем и библиотека, которая вдруг исчезает. Какой ужас! С моей головой точно что-то не так».
На следующий день Ермаков решил найти эту библиотеку. Пытаясь вспомнить, по каким улицам везла машина, брел вперед. Вдруг место ему показалась знакомым. И действительно, это была площадь перед
библиотекой. Петр оглянулся и не поверил собственным глазам: вместо библиотеки стояло полуразвалившееся здание с разбитыми окнами и дырами в стене. «Так что же получается? Неужели, я попадал в прошлое?»
Целыми днями Ермаков ходил по улицам и все думал о происшедшем. В голове вертелось много мыслей. Он не мог ни на чем сосредоточиться. Все еще видел перед собой строгие глаза и хмурое лицо поэта. С нетерпением и страхом Петр ожидал вторника, когда ночью выйдет на остановку и снова поедет на встречу с призраком.
Утром во вторник Ермаков чувствовал себя скверно. Он очень волновался перед встречей: собирался показать несколько своих стихов Маяковскому. Кроме того, предстояло узнать то, что другие начинающие поэты должны постигать сами. Петр был одновременно горд и унижен. Горд потому, что оказался кем-то вроде избранного. А унижен потому, что, как сказал Маяковский, его стихи — полный кошмар.
Приближалась ночь. Волнение нарастало. На часах — без пятнадцати двенадцать. Одевшись, Петр вышел на улицу и направился к остановке. Было прохладно. В полночь подъехала та же черная машина и вновь повезла его мимо домов и темных дворов к зданию библиотеки.
— Проходите, — вежливо сказал Маяковский, когда Петр показался на пороге маленькой комнаты.
Он сидел лицом к камину, вытянув ноги, и о чем-то размышлял. Ермаков зашел и осторожно сел на край кресла.
— Итак, — снова заговорил Маяковский, повернувшись к нему лицом, — покажите мне свои стихи.
Петр протянул поэту исписанные бумажки, которые все это время мял в руках. Владимир Владимирович взял их и углубился в чтение. Наконец, внимательно прочитав, поднял глаза на Петра.
— Какие чувства Вы испытывали, когда это писали?
— Чувства… никаких…
— Вот это и плохо. Я вижу здесь хорошую работу. Сделано все
правильно: композиция, рифма, ритм. Но какое настроение Вы хотели передать читателю? Читая эти стихи, невозможно увидеть в них ни радость, ни любовь, ни отчаяние. Запомните, в поэзии, как и в любом виде творчества, важна не только правильность построения, но и душа, которую Вы вкладываете в каждую строчку, в каждое слово.
— Но как мне научиться?
— Не имеет смысла сочинять что-либо, если не знаете, какое настроение хотите передать читателям. Найдите то, что Вас вдохновляет, тогда и поймете, о чем я говорю. До свидания!
Поэт снова повернулся к камину, и Петру ничего не оставалось, как развернуться и уйти.
Он оказался на улице, уже не думая о том, как попасть домой. Вспомнив таинственное исчезновение здания прошлый раз, уставился на библиотеку и стал ждать. Но ни через две, ни через три и ни через пять минут ничего не произошло.
«Не сработало на этот раз», — подумал Ермаков.
Уже собирался было идти к остановке, находившейся неподалеку, но, посмотрев вокруг себя, увидел что-то знакомое. Обернулся, а на месте библиотеки — его дом.
Ермаков зашел в квартиру и посмотрел на часы. Стрелки по-прежнему показывали одиннадцать сорок пять, столько же, сколько и было, когда он уходил. «А ведь я уже начал верить, будто все происходит на самом деле, — подумал Петр, — а оказывается, я всего лишь спал все это время».
Неделя прошла спокойно, пока снова не настал вторник, которого Петр так боялся. Сегодня решил никуда не ходить, ведь он уверил себя: то, что проходило, было миражом. Утром разбудил звонок в дверь. Петр, вставая, вдруг вспомнил о Маяковском, и почему-то стало страшно. «А что если это он?» — промелькнуло в голове. Но, открыв дверь, увидел на пороге маленькую девочку лет семи с щенком на руках.
— Простите, — жалобно спросила она, — Вы не возьмете щенка?
— Нет, я не люблю собак, — резко ответил Ермаков и захлопнул
дверь.
Одевшись и позавтракав, Петр собрался в редакцию со своим новым стихотворением. Он открыл дверь и увидел ту же девочку. На ее руках спал щенок.
— Пожалуйста…
— Я же сказал, что не люблю собак.
— Но, кроме Вас, некому взять. Я нашла его в подвале. Наверное, кто-то выбросил щенка на улицу. Принесла домой, а мама не разрешила оставить. Ведь он умрет…
Петр посмотрел сначала на девочку, а потом на щенка. Это был маленький пушистый черный комочек с огромными добрыми глазами. Петр стал гладить его по голове, и тот от счастья закрыл глаза. Вдруг стало очень жалко этого щенка, ведь ему предстояло жить в грязном подвале. Ермаков решил, что раз он живет в квартире один и у него нет мамы, которая могла бы что-то не разрешить, то неплохо было бы иметь друга.
— Как его зовут?
— Мартин. Но, если Вам не нравится, можете назвать по-другому.
— Нет, мне нравится. Я возьму этого щенка. Но я совсем не умею ухаживать за собакой!
— А можно приходить и помогать Вам?
— Да, конечно! А как тебя зовут?
— Леся.
— Если хочешь, можешь играть и гулять с ним.
Девочка улыбнулась и убежала.
На следующий день Петр, встав рано, повел щенка гулять. Он никогда не любил собак, вернее, боялся их. Но к Мартину привязался. Купил книги о собаках, чтобы научиться правильно обращаться с Мартином. Ермакову нравилось, что теперь живет не один, а со своим самым преданным другом. Мартин же радовался каждый раз, когда видел хозяина. Жизнь в квартире после подвала казалось ему настоящим раем.
Каждый день они гуляли вместе по улицам. Петр стал внимательнее наблюдать за природой. Сейчас была поздняя осень, и часто на улице шел дождь. Через два дня выпал первый снег. Деревья покрылись инеем. Теперь Петр всегда носил с собой ручку и блокнот. Гуляя, садился на скамейку и сочинял стихи о том, что видит. Он описывал дождь, снег, ветер и холод.
Прошло две недели, и блокнот переполнился стихами. Петру хотелось во что бы то ни стало показать эти стихи кому-то, услышать чье-то мнение.
Леся часто приходила навещать Мартина. Когда она узнала, что Петр пишет стихи, то попросила их прочитать. С тех пор у поэта появился слушатель, которому очень нравилась его поэзия.
Через несколько дней Ермаков решил поехать в редакцию. Он вошел в подъезд высокого здания и поднялся на третий этаж. Здесь и находилась редакция газеты «Московская неделя», которая публиковала стихи Петра.
Поэт открыл стеклянную дверь и оказался в просторной светлой комнате. Люди, сидевшие за столами, были окружены огромными кипами бумаг. Они часто вскакивали с мест и бежали к соседу с какой-нибудь бумагой, чтобы что-то обсудить. Петр вошел в кабинет главного редактора. Тот был очень толстым человеком, давно уже разменявшим четвертый десяток. Развалившись в кресле, он пробегал глазами текст и бормотал что-то неразборчивое.
— Здравствуйте, Семен Аркадьевич!
Редактор поднял глаза и, поправив на носу очки, хитро улыбнулся.
— А… Петр Николаевич… — растягивая слова, проговорил он. — Вы принесли новые стихи? Интересно, интересно… Но, к моему великому сожалению, у меня нет времени читать ваши стихи.
— Может быть, посмотрите их позже?
— Мне кажется, нам нет нужды снова встречаться. Ну что ж, если Вы так хотите, то приходите, еще поговорим.
Петр шел домой, раскидывая ногами пожелтевшую листву и думая о том, что все его старания были напрасны. Сочинять больше не
хотелось. Он чувствовал пустоту в своей душе. Мысли путались. Вдруг Ермаков снова подумал о Маяковском и решил: сегодня ночью пойдет на остановку, даже если все это только сон.
В двенадцать за ним снова приехала машина.
«Я уверен, что мои стихи действительно хорошие. Если даже не смогу доказать редактору, то хотя бы удостоверюсь в этом сам».
Петр вошел в уже привычную комнату. Маяковский все так же сидел в кресле лицом к камину.
— Здравствуйте! — робко обратился к нему Петр.
— Проходите, — вежливо сказал Маяковский, поворачиваясь к Ермакову лицом. — Вас не было три раза.
— Да. Я начал сомневаться в происходящем. Подумал: а вдруг все это лишь мой сон.
— Не оправдывайтесь! Вы снова здесь. Это самое главное.
— Да. Мне кажется, я нашел то, что меня вдохновляет.
— И что же это?
— Меня вдохновляет природа.
— Хорошо. Покажите стихи.
Петр протянул блокнот. Маяковский внимательно прочитал.
— Намного лучше. Вы не задумывались об ударениях, ритме, рифме, ведь так?
— Да.
— И правильно. Все получается само собой, если есть вдохновение.
— Но редактор больше не интересуется моими стихами, и теперь, можно сказать, у меня нет работы.
— Так начните все с чистого листа. И вообще, почему сочинение стихов должно быть вашей главной работой? Жду через неделю с новыми сочинениями. До свидания!
И тут Петр осознал все то, что с ним происходило. Какой бы ни была реальность, изменить ее нельзя, а значит, остается только
поверить.
Ермаков шел с Мартином по парку. Небо хмурилось. Собирались тучи. Природа ждала дождя. Дул промозглый ветер. «Работу, работу, где же я найду работу?» — думал про себя Петр. Начал накрапывать дождь, и ветер подул сильнее. Хотел уже повернуть к дому, как вдруг увидел прямо под ногами яркий листок. Там было написано: «Требуется продавец воздушных шаров». «Почему бы и нет?» — промелькнуло в голове.
Следующий день выдался солнечным и теплым. Петр стоял в парке с огромным букетом разноцветных шаров и улыбался проходящим мимо детям. Он сам искренне радовался, видя счастливые лица мальчишек и девчонок, которым только что купили такую мелочь, как воздушный шарик.
«Теперь Вы знаете, в чем действительно заключается творчество поэта, Сам творческий путь сложен и непредсказуем. Не ждите, что сразу у вас будет и слава, и популярность. Но ведь если действительно стараться, то все получится. Идите и творите! Желаю удачи! Прощайте!» — вспомнил он слова призрачного учителя.
Прошло три года. Стихи Ермакова стали печатать в газетах и журналах. Теперь, когда Петр садился писать, ему было легко. Он не думал ни о ритме, ни о рифме. Все получалось будто бы само собой. А днем продавал воздушные шары детям. А по утрам и вечерам, гуляя с Мартином по парку, садился на скамейку и начинал сочинять. Черный пес стал очень большим, но совсем не злым. Он с интересом обнюхивал прохожих и с каждым здоровался.
Через пять лет на полках книжных магазинов появился сборник стихов пока еще не очень известного поэта Петра Ермакова.
Сотула Юлия, 8-А класс
Это лето я провела у своей бабушки Натальи Васильевны в селе Лешуконское Архангельской области. Наше село очень красивое. Его окружают леса и поля, а рядом протекают две реки — Вашка и Мезень. Мезень впадает в Белое море. Я люблю гостить у бабушки, ведь здесь мои родные и друзья.
Однажды мы с бабушкой решили устроить уборку на чердаке и обнаружили много интересных вещей. Еще я нашла там старые фотографии. На них — молодые бабушка и дедушка, тетя, когда та была маленькой девочкой, и другие люди. Мне стало интересно, кто это. Спросила у бабушки. И она рассказала историю моей семьи.
Наша семья очень большая, и у многих необычная и трудная судьба.
Мой прапрапрадед, Листов Павел Петрович, родом из соседней деревни Пылема, расположенной на правом берегу реки Мезень. В 1897 году там было 54 двора, причем 22 их них принадлежали Листовым (в этот год проводилась перепись населения). Павел Петрович был моряком, занимался рыболовством. Он женился на девушке Мишиной Федосье Ильиничне из соседней деревни Березник. Так было принято в старину — в жены брали девушек из других деревень.
Племянница Федосьи Ильиничны, Тихомирова Анна Георгиевна, прожила удивительную, полную невзгод и приключений жизнь. В годы гражданской войны она пыталась перебраться в Англию, но опоздала на корабль. И это даже хорошо, потому что корабль был потоплен. Потом она выучилась на медсестру, работала в больницах.
Во время Великой Отечественной войны ее два раза приговаривали к расстрелу, но оба раза спаслась чудом. После войны она переехала в Москву и работала в детском доме.
У самих Павла Петровича и Федосьи Ильиничны было семеро детей: Кузьма, Арсентий, Алексей, Мария, Аргуша, Татьяна и мой прапрадед Никита. Прапрадед Никита тоже взял в жены девушку из другой деревни — Кондратьеву Агафью Петровну. Семья невесты считалась образованной, в их доме всегда были книги. Брат Агафьи Петровны впоследствии уехал в город Казань и стал доцентом кафедры истории Казанского медицинского института. Он даже написал книгу о Ленине, которая пользовалась популярностью. Никита Павлович погиб на войне в 1942 году. Он похоронен в братской могиле в Мурманской области. Агафье Петровне пришлось одной растить и воспитывать пятерых детей. Самой старшей была Листова (Смородина) Нина Никитична. Она работала врачом и воспитала четверых детей, в том числе и мою прабабушку Листову (Еремину) Евдокию Никитичну. Моя прабабушка была очень умной женщиной. Лучшая шахматистка района и даже победитель областных чемпионатов по шахматам среди женщин! Наверное, поэтому я тоже люблю играть в шахматы. У Евдокии Никитичны родилось две дочери: моя бабушка Листова (Горобец) Наталья Васильевна и моя двоюродная бабушка и крестная мама Еремина (Марышева) Людмила Олеговна. В семье бабушки — двое детей: мама и мой дядя Роман. Дедушка умер, когда мне исполнилось всего пять лет. Бабушка всю свою жизнь работает врачом в детской больнице, а дедушка был инженером. Он любил учиться, узнавать что-то новое. Как только стали появляться компьютеры, освоил эту технику и даже сам из разных деталей собрал компьютер. Очень любил ездить на рыбалку, далеко — на озера. Не боялся один в лесу и всегда привозил много вкусной рыбы.
А недавно у дяди Романа родился сын Андрей, мой двоюродный брат.
У двоюродной бабушки три дочери: Ольга, Татьяна и Ирина. Ольга и Татьяна уже взрослые. Тетя Ольга живет в Таганроге, тетя Таня — в Вологде, а Ира еще учится в 9 классе.
Я люблю приезжать в Лешуконское. Летом часто все мои родные собираются там. Вот такая у меня родословная по бабушкиной линии.
Горобец Анжела, 4-А класс
Моя прабабушка, Олейник Александра Александровна, родилась 15 апреля 1926 года в деревне Костуя Тосненского района Ленинградской области. В их семье было 6 детей. В это тяжелое время не только взрослым, но и детям приходилось много работать. Кроме работы в колхозе, нужно было ухаживать за младшими братьями и сёстрами, помогать родителям вести домашнее хозяйство: пасти и доить корову, кормить кур, ходить в лес за дровами, летом собирать ягоды и продавать их. Прабабушка отучилась всего 4 класса, при этом хорошо читала и писала.
22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Отец и старшие братья ушли на фронт. Деревню захватили немцы. Моей прабабушке было тогда 15 лет. Фашисты отправили её на строительство дороги. Вместе с русскими военнопленными приходилось валить деревья и укладывать их друг за другом, чтобы по этой дороге могли ездить машины и лошади с повозками. Потом мою прабабушку вместе с другими жителями деревни увезли в концлагерь в Австрию. Там всех поселили в холодных деревянных бараках. Работали они на железной дороге: укладывали шпалы и рельсы, копали землю. В лагере был крематорий, где сжигали людей.
Но война шла к концу, в лагерь пришли американцы и освободили пленных. Кто-то остался жить в Австрии, но моя прабабушка вместе со своими родственниками торопились вернуться домой. Однако деревня была практически вся сожжена. Люди начали заново отстраивать дома и налаживать свою жизнь.
Прабабушка вышла замуж, у неё родилось двое детей. Ее дочка Колко Людмила Александровна — это моя бабушка, мама моего папы. Александры Александровны уже нет с нами, но мы стараемся сохранять память о ней.
Колко Даниил, 4-А класс
Моя прабабушка Смирнова Людмила Федоровна — очень хорошая.
Родилась она 9 сентября 1930 года.
Живет она с моей бабушкой и дедушкой в Санкт-Петербурге. Когда я прихожу ее навестить, всегда спрашивает об учёбе и о моих подругах. Но недавно я приехала специально, чтобы задать уже ей множество вопросов.
Вот что мне прабабушка Люся рассказала о своем детстве.
22 июня 1941 года, когда началась война, чтобы уберечь детей от смерти, ее вместе с учениками всей школы из Ленинграда забрали в деревню, расположенную в Тутаевском районе Ярославской области. Ехали они на поезде, потом на повозках. Жили в школе, спали рядами прямо в классах. В конце лета приехала старшая сестра Тоня и отвезла девочку в деревню Кулеги Угличского района Ярославской области.
Прабабушку туда забрали, так как сестра была на каникулах. Они стали жить с родным дядей и его женой.
Там произошла небольшая история. Люся забралась на печку, а когда стала слезать, упала и провалилась в подвал, где хранили ульи с пчелами. Один улей перевернулся. За то, что девочка полезла на печь без спросу, несчастного ребенка с вещами выгнали из дома на улицу. Пришлось пойти к соседям, но вскоре за ней вернулись. Позже приехала ее мама и забрала дочку в деревню Улейму Ярославской области.
Там с 13 лет (с января 1943 по 31 июля 1944) прабабушка трудилась в колхозе, пахала землю плугом, собирала колосья и выполняла много другой работы.
Прабабушка с братом и сестрой.
А вот прабабушкин брат Саша попал в неприятную историю во время войны. В 14 лет его отправили учиться ремонтировать военную технику, парень сбежал оттуда, потому что хотел жить с семьей. Одному — тяжело: еще ведь молодой. Его осудили на 5 лет, но мама наняла хорошего адвоката, и дали этот срок условно, т. е. не посадили в тюрьму.
Сестра Тоня во время войны копала окопы под Лугой и училась на снайпера, но хорошо, что эти навыки не пригодились. Их папа, Федор Александрович, работал в противовоздушной обороне, во время войны умер от голода в Ленинграде.
В конце войны прабабушку Люсю (ей было 14 лет) мама забрала в Ленинград, там девушка пошла учиться в ремесленное училище и потом работала портнихой. Ее брат и сестра перенесли все военные тяготы и прожили до глубокой старости.
Сейчас Людмиле Федоровне 83 года.
Такая моя прабабушка была красивая в молодости.
Тувыкина Марина, 4-А класс
Мою бабулю зовут Макаренко Галина Викторовна. Она родилась в 1936 году. В 1941 году семья эвакуировалась из Ленинграда, так как началась война. После войны бабушка вернулась в город и, окончив школу, поступила в Горный институт. Получив диплом, уехала работать в Иркутск.
Бабушка рассказала такую интересную историю. Однажды экспедиция отправилась в Тойшет определять, где проводить бурение скважин. Они плыли в лодке по реке. И тут лодку сильным течением опрокинуло.… Но на счастье рядом было дерево, вырванное из земли сильным течением. Оно зацепилось за ветки других деревьев, которые стояли на суше. Вся бригада перебралась на дерево, люди наполовину были в ледяной воде. Совсем некстати полил дождь, и вся команда промокла до нитки. Так они висели на дереве по пояс в воде несколько часов. Стемнело. Хорошо, что мимо проходила ещё одна лодка из той же экспедиции. Почувствовав неладное, люди решили посмотреть, где вторая лодка и что случилось с членами экипажа. Увидев силуэт человека, вся бригада принялась махать руками и громко кричать. Рыбак их заметил и отвез домой.
Потом бабушка вернулась в Ленинград. Там поступила на работу в Институт Арктики, где занималась изучением морской геологии.
А однажды она отправилась в экспедицию на ледоколе « Георгий Седов». Они попали во льды и застряли. Стали ждать атомного ледокола «Ленин», чтобы тот их вытащил. Кончились запасы еды, угля и электричества. За водой ходили по льду, пилили глыбы льда и растапливали. Пили понемногу, а умываться вообще не приходилось. Только личико протереть. Но вскоре ледокол «Ленин» их спас, и всё кончилось благополучно.
Отработав три года, бабушка вышла замуж, и у неё родился сын — мой папа. На этом карьера геолога прервалась.
У моей бабули была интересная и увлекательная жизнь!
Макаренко Алена, 4-А класс
Бабушка рассказала такую интересную историю. Однажды экспедиция отправилась в Тойшет определять, где проводить бурение скважин. Они плыли в лодке по реке. И тут лодку сильным течением опрокинуло.… Но на счастье рядом было дерево, вырванное из земли сильным течением. Оно зацепилось за ветки других деревьев, которые стояли на суше. Вся бригада перебралась на дерево, люди наполовину были в ледяной воде. Совсем некстати полил дождь, и вся команда промокла до нитки. Так они висели на дереве по пояс в воде несколько часов. Стемнело. Хорошо, что мимо проходила ещё одна лодка из той же экспедиции. Почувствовав неладное, люди решили посмотреть, где вторая лодка и что случилось с членами экипажа. Увидев силуэт человека, вся бригада принялась махать руками и громко кричать. Рыбак их заметил и отвез домой.
Потом бабушка вернулась в Ленинград. Там поступила на работу в Институт Арктики, где занималась изучением морской геологии.
А однажды она отправилась в экспедицию на ледоколе « Георгий Седов». Они попали во льды и застряли. Стали ждать атомного ледокола «Ленин», чтобы тот их вытащил. Кончились запасы еды, угля и электричества. За водой ходили по льду, пилили глыбы льда и растапливали. Пили понемногу, а умываться вообще не приходилось. Только личико протереть. Но вскоре ледокол «Ленин» их спас, и всё кончилось благополучно.
Отработав три года, бабушка вышла замуж, и у неё родился сын — мой папа. На этом карьера геолога прервалась.
У моей бабули была интересная и увлекательная жизнь!
Макаренко Алена, 4-А класс
С.В. Алекаева – главный редактор
Д.И. Евсеев – разработка и техническое сопровождение веб-сайта
Благодарим за помощь учителей: Ю.Г. Алексеенко, Е.В. Горобец, Л.Н. Звереву, Ю.В. Левкович, Ю.В Неверову, М.А. Растворцеву, Т.В. Степанову, М.М. Хасину!
Особая благодарность бабушке нашего ученика И. П. Петляновой!
Мы надеемся на дальнейшее сотрудничество!
Авторы публикаций — ученики 4-11 классов:
Бабенко К., Володина К., Горобец А., Запольская Е., Евстигнеева К., Колко Д., Красовский С., Макаренко А., Распопова Р., Савинцева В., Семенихина Д., Сотула Ю., Тувыкина М.