6. ПАРАЛЛЕЛИ И ПЕРПЕНДИКУЛЯРЫ | |
М.В. Ломоносов советует | |
Здравствуйте! | |
7. VARIA | |
Евстигнеева К. Женщины и армия | |
8. РАЗВЛЕКУХНЯ |
МАКАРЕНКО АЛЕНА, 4 КЛАСС
Все было б тихо и спокойно...
И если бы проклятый враг
Не поступил бы так жестоко,
Все жили б в счастье. Просто так.
Все жили б в радости, и в горе,
Делили счастье на друзей,
И жили б все в большом покое,
И не было бы черных дней.
И вот малыш, совсем уж кроха,
Проснувшись утром как-то раз,
Услышал громкий, горький возглас:
«ФАШИСТЫ АТАКУЮТ НАС!»
И всё вокруг вдруг потемнело:
Тот добрый час сменила тьма...
И, сидя тихо у окошка,
Девчонка плакала одна…
Старушка тоже у окна,
В руках держала письмецо.
И страх — на сомкнутых губах,
И побледнело вдруг лицо.
О чём же в письме говорится?
И видит она пред собой
Сынишек любимые лица,
Ушедших когда-то в бой.
Дрожащей от страха рукой
Она открывает конверт,
И уходит она с головой
В воспоминания прошлых лет.
«Здравствуй, милая мама!
Я сейчас под Москвой.
Неважно, что ты в Ленинграде,
Я ведь всегда с тобой.
И вижу я очень часто
Твои глаза во сне.
И сквозь лихие ненастья
Я думаю о тебе.
Вернусь я домой, конечно!
Ты встретишь меня в саду.
Не беспокойся, мама,
Я непременно приду!»
Елена Николаевна Ненахова, директор нашей гимназии, в составе команды болельщиков от Невского района Санкт-Петербурга посетила Паралимпийские игры в Сочи. Олимпиада закончилась. Остались воспоминания. И фотографии.
В гимназии состоялась XIII школьная научно-практическая конференция "В ответственности за будущее", которая в этом году получила статус районной и была посвящена Году культуры. После традиционного исполнения гимна «Gaudeamus» Е.Н. Ненахова представила гостей и пожелала собравшимся юным исследователям удачи.
Общая тема конференции этого года звучала так: «Человек в зеркале культуры». 11 апреля проходили заседания 8 секций. В работе конференции приняли участие более 200 человек из 9 школ Невского района и одного образовательного учреждения Калининского района.
15 апреля состоялось пленарное заседание. Необычным стало начало этого дня конференции: художественный руководитель театра «Ювента» В.И. Николаев показал мастер-класс «Закулисье».
Почетными гостями пленарного заседания стали председатель Санкт-Петербургского отделения РАЕН, доктор физико-математических наук, академик Г.Н.Фурсей; глава Муниципального образования «Оккервиль» С.П. Кочанжи; его заместитель А.В. Воробьев; М.А. Черняк, доктор филологических наук, профессор кафедры современной литературы РГПУ им. А.И. Герцена.
Торжественное заседание началось выступлением коллектива Санкт-Петербургского хорового училища им. Глинки.
«Современная литература в поисках читателя» — тема выступления М.А. Черняк. Мария Александровна рассказала о культурно-творческом инновационном проекте «Петербургский читательский форум», организатором которого она является, и пригласила участвовать в его работе.
К юным исследователям обратился и самый именитый гость конференции Г.Н. Фурсей. «Культура должна жить в человеке, а человек культурой», — основная мысль доклада ученого.
Затем выступили учащиеся, доклады которых были признаны лучшими и рекомендованы к публикации.
Завершилось мероприятие награждением победителей. Призерами конференции стали 33 ученика гимназии №528 и 40 учащихся из других образовательных учреждений.
Предлагаем вашему вниманию заметки наших специальных корреспондентов.
На секции начальной школы ученики рассказывали о своих исследованиях по теме «Культура и традиции народов России».
Единственный первоклассник, ученик нашей гимназии Александр Головин, к сожалению, не присутствовал на конференции, но оставил для нас видеоролик об обычаях и традициях якутов.
Четыре ученика из школы № 350: Вероника Леонтьева, Ангелина Якобсон, Сергей Петров и Ксения Морозова — познакомили нас со своими исследованиями, посвященными Великой Отечественной войне и осенним праздникам. Дмитрий Гусев (школа № 625), немного волнуясь, рассказал нам о культурной жизни блокадного Ленинграда и даже прочитал стихотворение.
На конференции также выступили две ученицы школы № 571. Доклад Дарьи Давыдочкиной «На каком языке мы говорим?» заставил всех задуматься над тем, какие "болезни" возникают в нашем великом русском языке. Также Даша рассказала о молодежном сленге, который, по ее мнению, портит русский язык, и посоветовала не употреблять эти слова в своей речи. Мария Болотина познакомила нас с культурой петербуржцев и с историей возникновения нашего города.
Ученики гимназии № 528 тоже порадовали интересными сообщениями. Например, Антон Иванов, ученик второго класса, поведал нам историю появления столовых салфеток. Дарья Шлогова показала куклу в национальном костюме и попросила угадать по наряду, кому он принадлежит. Даниил Рогозин провел исследование о лаптях: для чего они нужны, как и из чего их плетут? Даня прекрасно справился с работой и открыл для себя много нового.
Интереснейшим был доклад, посвященный цыганам, ученика четвертого класса Гамлета Оганесяна. Вместе с Гамлетом выступала его спутница, одетая в красивое цыганское платье, которое произвело на учеников неизгладимое впечатление. Девочка, как настоящая цыганка, продемонстрировала знаменитую дрожь плечами, что лежит в основе любого цыганского танца.
Вторая, по моему мнению, интересная работа была у Ильи Кузьмина. Он рассказал о козуле, северном прянике, который пекут в Архангельской и Мурманской области. Также Илья самостоятельно изготовил козули и всех угостил ими.
Я считаю, что все ученики прекрасно справились со своей задачей, поведав нам много нового. Все выступления были замечательными, и я рада, что мне удалось провести время среди таких талантливых детей.
Спиридонова Алёна, 10 класс
Мне удалось побывать на секции филологии, руководителем которой являлась Любовь Николаевна Зверева. Всего было представлено 8 работ, и в каждой было что-то интересное и познавательное.
Самая младшая участница этой секции Лада Евдокимова (5 класс, гимназия № 513) рассказала о культуре общения в сети Интернет. Девочка провела несколько любопытных исследований. Это выступление, на мой взгляд, явилось особенно интересным, так как тема этикета в Интернете достаточно актуальна на сегодняшний день.
Также хотелось бы отметить работу ученика нашей школы Ивана Левковича о фразеологизмах. Было очень интересно слушать о различных путях возникновения крылатых фраз. Им, к сожалению, в школьной программе отводится очень мало времени.
В целом мне очень понравилось слушать выступления ребят. Удалось узнать очень много нового, того, на что обычно не уделяется внимания в школьной программе.
Запольская Елизавета, 10 класс
Конференция началась с выступления ведущей секции Михайловской Анны Васильевны, которая раскрыла смысл цитаты Григория Ландау: «В культуре основанием служит вершина».
Все выступления были по-своему интересны и не похожи друг на друга, но больше всего мне понравились доклады Елизаветы Поправко
(10 класса, школа № 23) и Анастасии Постниковой (10 класс, гимназия №528).
В первом выступлении рассказывалось о происхождении фольклора, о том, как много разнообразных направлений имеет устное народное творчество. Суть этого доклада заключалась в том, что наша культура богата и разнообразна, а людям просто необходимо знать и помнить свои корни. Но, к сожалению, все чаще мы забываем истоки русских традиций и перестаем ценить духовность.
Второе выступление, посвященное спасению мирового наследия в годы блокады Ленинграда, поразило рассказом о том, что многие исторические ценности нашего города были под угрозой разрушения, но тем не менее выжили. Одним из ярких примеров является Павловский дворец, спасением которого занималась Анна Ивановна Зеленова. Да, множество памятников культуры были сохранены, однако, хочу отметить, многое не смогли спасти, хоть и предпринимались попытки по их восстановлению.
Очень важно помнить не только об исторических ценностях, спасшихся после трагических событий, но и о тех, кто смог сохранить для нас ценности, любоваться которыми мы можем по сей день.
Пожарская Ксения, ученица 10 класса
Михайловская Анна Васильевна (ведущая секции) не только раскрыла смысл высказывания Ландау, но и задала присутствующим вопросы: «Что же все-таки имел в виду Ландау?» и «Что бы хотели взять из современности в будущее?». Ответы должны были прозвучать после всех выступлений.
На секции обсуждались такие темы, как «Школьная форма», «Салоны Петербурга», «Фольклор», «Музыка», «Блокадный Ленинград», «Духовная культура». Выступления были интересными, ученики, изучая свою тему, проводили социологические опросы, эксперименты, участвовали в мероприятиях, посвященных интересующей их проблематике, снимали фильмы — словом, глубоко погружались в материал. Каждый выступающий преподносил материал по-своему, интриговал своей темой.
Победительницей стала учащаяся 10 класса гимназии №528 Анастасия Постникова (доклад «Спасение мирового культурного наследия в годы блокады Ленинграда»).
В конце конференции были повторно заданы вопросы, и каждый имел возможность выразить свою точку зрения. Итогом заседания можно считать такую мысль: «Не все, что создает человек, войдет в историю».
Фрольцова Валерия, 10 класс
В рамках конференции я посетила секцию иностранных языков «Послание современникам». Руководителем секции была учитель английского языка Марина Моисеевна Хасина.
Перед началом выступлений к нам пришли директор гимназии Е. Н. Ненахова, директор школы №331 Л.А. Морозова и заместитель главы муниципального округа А.В. Воробьев. Они пожелали всем успешных выступлений.
Затем показали ролик, который сделала творческая группа учеников 8-х и 10-х классов под руководством Ю.В. Неверовой.
Начались выступления участников. Первое место разделили сразу три работы. Доклад учеников 8 и 9 классов ГБШУ СОШ № 625 Ильи Иванова, Антона Яковлева, Александра Мариевского, Вячеслава Стрельникова был посвящен Петру I. Также они исполнили под гитару песню на слова Александра Мариевского. Работа ученицы 10 класса ГБОУ СОШ №331 Софьи Сырцовой, на мой взгляд, явилась самой информативной, потому что в ней рассказывалось об изменении культуры на протяжении всего правления династии Романовых. Также первое место заняла работа «Усть-Ижора — моя малая Родина» ученицы 9 класса ГБОУ СОШ №571 Галины Колесниковой. Нам рассказали об истории и достопримечательностях этого места.
Выступления были очень яркими и интересными, поэтому всем остальным участникам секции присудили второе место. Ученики 8 класса ГБОУ гимназии №528 Анастасия Царькова, Илона Хасина, Александр Лапин, Анастасия Шабалина представили доклад
«Васильевский остров. Легенды и мифы». Они рассказали о таких достопримечательностях, как Кунсткамера и здание Двенадцати коллегий. Еще одна ученица 8 класса нашей гимназии Ирина Сретенская рассказала о Екатерининском театре, Национальной библиотеке, Малой Садовой и Невском проспекте. Ученица 11 класса ГБОУ СОШ №571 Юлия Кочешкова сделала сообщение о французской культуре в Санкт-Петербурге и сравнила некоторые города Франции с нашим городом. Ученики 7 класса ГБОУ гимназии №528 Вероника Абрамова, Мария Гончукова, Анастасия Чедрик, Елизавета Григорьева и Елизавета Николаева выступили с докладом «ЮНЕСКО в Лондоне». Они рассказали о KCW-саде, Вестминстерском аббатстве, Тауэре и Маритайм Гринвич.
В финале каждый участник написал свое послание к современнику, которое будет прочитано участникам конференции в следующем году.
Маркелова Дарья, 10 класс
Мне же посчастливилось побывать на другой секции иностранного языка, ведущей которой была М.О. Перепелица.
Первым мне довелось услышать доклад Смирнова Г., Румянцева А., Федорова Е. (8 класс, школа № 68, руководитель: Павельчук М.В.). Тема их исследования – «Разница в лексике британского и американского английских языков». Я уверена, что опрос и статистические данные, представленные ребятами, — это очень полезный труд, ведь образованный человек должен знать оба варианта английского языка.
Следующая работа — « Шотландский диалект в поэзии Роберта Бернса», автором которой была Жабровец Е. (8 кл. ГБОУ СОШ № 23). К сожалению, технические неполадки не позволили нам оценить исследование в полной мере, но, несмотря на трудности, ученица прекрасно проявила себя, показав высокий уровень знаний.
Великолепное исследование подготовила ученица 9 класса нашей гимназии Редько П. (руководитель: Перепелица М.О.). Тема ее сообщения «Поэтический образ Лондона в оригинале и переводе».
У Полины получилась интересная контрастная характеристика Лондона, она показала, что этот город может быть прекрасным и мрачным при сравнении поэзии У. Блейка и У. Вордсворта.
Хочется отметить и сообщение Давыдовой В. и Лебедевой П. (7 класс ГБОУ гимназия №528, руководитель: Ермакова Е.Ю.). Девочки поведали нам о «Пирамидах Хеопса и сфинксе» и привели множество интересных фактов.
Следующий доклад «Редкие животные» Пунько Д. (ГБОУ СОШ № 571, руководитель: Мушкетова Н. А.) удивил сведениями из «Красной книги», но, к сожалению, он немного не соответствовал формату секции.
«Они танцевали под огнем» — не менее превосходная работа, авторами которой являлись Морева В. и Семякина А. (10 класс, ГБОУ гимназия № 528, руководитель: Неверова Ю. В.). Девушки рассказывали об А. Обранте, хореографе, который ставил балет во время Великой Отечественной войны, что весьма заинтересовало жюри и участников секции. Об этом написана книга Ю. Яковлева «Балерина политотдела» и снят фильм «Мы смерти смотрели в лицо» (реж. Н. Бирман). Итоговое решение жюри было таким:
III место — Смирнов Г., Румянцев А., Федоров Е. («Разница в лексике британского и американского английских языков»).
II место разделили Жабровец Е. (« Шотландский диалект в поэзии Роберта Бернса») и Редько П. («Поэтический образ Лондона в оригинале и переводе»).
I место заслуженно присудили Моревой В., Семякиной А. («Они танцевали под огнем») и Беззубцевой А., Лалетиной Е. («Русский самовар и традиции, которые сближают»).
Подводя итог, хочу отметить хорошую организацию работы секции, очень серьезный и ответственный подход ее участников, интересную подборку тем докладов, а главное — полезную информацию, полученную на этой конференции.
Салтыкова Татьяна, 10 класс
«Жизнь — это мечта, проверенная физикой» — эти слова Дж. Краули были лейтмотивом заседания секции физики.
Сначала Татьяна Владимировна Степанова сообщила нам о выступлении двух участников, об обсуждении проблемы в форме дебатов и пожелала всем удачи.
Первое выступление называлось «Короткий путь к звездам». Андрей Князев (10 класс, школа № 625) говорил о путешествии в космос. Это одна из наиболее “горячих” тем современности. Андрей рассказал о том, какие устройства и какое топливо необходимо для преодоления расстояния от Земли до звезд. Его выступление было очень познавательно, и я узнал, насколько тяжело «достать звезду с неба».
Следующими выступали Сергей Морозов и Николай Калюков (10 класс, школа № 625). Они затронули тему мостов и законов физики, задействованных в этих конструкциях. Мы смогли узнать, насколько сложным является создание таких простых, на первый взгляд, сооружений.
После двух абсолютно разных работ состоялись дебаты по теме: «В условиях техно-кратического общества углубленное изучение точных наук необходимо всем».
Учащиеся 11 класса гимназии № 528 разделились на 2 группы: «Утверждение» и «Отрицание». В первой группе были Аверкина Оксана, Евстигнеева Ксения, Савинцева Дарья, Белко Кристина. Во второй — Володина Ксения, Ерофеева Екатерина, Алиса Быкова.
Аргументы обеих групп оказались весьма весомыми, команды ловко парировали аргументами и контраргументами. После голосования перевес был минимальным, благодаря чему победила дружба.
По моему мнению, конференция прошла успешно, каждый открыл для себя много нового.
Базылевич Дмитрий , 10 класс
Находясь на школьной конференции, я с интересом прослушала различные доклады учеников. Больше всего меня заинтересовал проект «Музейно-образовательный проект в формировании культурных ценностей учащихся на уроках физической культуры и ОБЖ», авторами которого являлись учащихся 9 класса школы №26.
Чем же этот проект мне понравился? Во-первых, ученики сумели доступно раскрыть тему, которая поначалу казалась мне совершенно непонятной. Во-вторых, чувствовался большой интерес со стороны авторов. Докладчики не только рассказали о роли культуры в современном мире, но и выявили очень важную проблему: современная молодежь совершенно не интересуется культурными ценностями и не задумывается о том, что останется от них последующим поколениям.
Для решения затронутой проблемы участники разработали музейно-образовательный проект, развивающий интерес учащихся к познанию культурных ценностей города. Целями и задачами этого проекта была разработка виртуального урока-экскурсии , исследование перечня музеев Санкт-Петербурга, по результатам которого можно было бы понять уровень осведомленности учащихся о музеях нашего города.
В результате анкетирования проектная группа сделала такой вывод: ученики ничего не знают о музеях, связанных с физической культурой и ОБЖ. Следующий шаг проекта — исследовательскую деятельность. Он состоял из поиска музеев и выбора их для посещения. По итогам второго анкетирования ученики назвали большинство музеев, и даже многие захотели их посетить.
Я считаю, что такой музейно-образовательный проект формирует интерес к духовным ценностям и повышает уровень знаний о культурном наследии нашего города.
Кравцова Алена, 10 класс
В апреле к нам приезжали друзья из немецкого города Галле. Предлагаем вашему вниманию дневник их пребывания в Петербурге.
В пятницу проснулся с мыслью о том, что уже через 18 часов буду в России. Я был счастлив: это мой первый полет и, кроме того, возможность на практике использовать свой русский.
Когда мы с братом уже с чемоданом выходили из дома, все согласовали еще раз. Но на вокзале ждала неприятная новость: забыли дома плакат, который так долго и усердно делали. Веселая поездка на автобусе осталась позади, мы доехали до аэропорта. Это было здорово! От волнения на взлете у меня заурчал живот. К счастью, все наладилось, и мы взлетели. Я сидел рядом с братом и Паулем. В самолете шутили и переводили некоторые слова. Еще наслаждались видами и отдыхали. После благополучной посадки совсем недолго ждали свой багаж. Потом поехали в школу, где и познакомились с учениками, у которых будем жить, и их родителями.
Мой партнер и партнер Филиппа — хорошие приятели, но наши братские пути разошлись. Когда я увидел свой «новый дом», был удивлен, потому что там находились две ванные комнаты, большая гостиная и дружелюбная мама. Оказалось, у них армянские корни. Потом состоялся первый прием, устроенный моей «новой» мамой. Все было вкусно. Надеюсь, что так и будет дальше. После этого пошли играть в футбол, где познакомились с другими ребятами. Вечером дома я принял душ. Скоро мы пойдем спать, а завтра поедем в пригород Петербурга.
До сих пор мне все нравится, надеюсь, так и останется, и маленькая сестра Тиграна наконец-то привыкнет ко мне. Единственная проблема: Тигран быстро говорит.
МартинСегодня мы приехали на турбазу. Утром каждый ученик находился в семье «по обмену». Все встретились в школе. Потом пошли пешком к метро. Там нам дали жетон. Ехали около часа в метро, потом на автобусе и 30 минут шли пешком до лагеря. Дорога утомила, к тому же светило солнце, и стало очень тепло. Нас распределили по комнатам. Затем был обед, состоящий из супа, пюре, фрикаделек и салата. Типичный немецкий! После обеда все поехали на турбазу. Позже играли в игры, чтобы лучше узнать друг друга. Ребята разделились на группы. Мы разбирали пистолет на части, а потом снова собирали. На ужин был картофель, гуляш, капуста и йогурт. В конце дня разожгли костер. Мы смеялись, играли, пели под гитару. День оказался утомительным, но очень интересным.
ВанессаВ полночь мы поздравили Риту с Днем рождения. Ночью было очень жарко, потому что топили батареи. Пришлось немного открыть окно. В 9 часов утра позавтракали, поиграли в бильярд и настольный теннис. К часу дня мы проделали долгий путь к дому, где и провели свободное время в «гостевой семье». По пути увидели большой памятник солдатам, погибшим в Ленинграде во время Второй мировой войны. Позже все встретились, чтобы поехать на экскурсию по городу. Три часа мы смотрели здания и памятники, в 9 часов наконец приехали домой.
КонстантинСегодня мы встали в 7 часов утра. К счастью, выспались. Уроки начинаются в 9 часов. Я хорошо позавтракала: 2 яйца и чай. В школе мы оставили свои куртки в гардеробе. Потом пошли в класс. Наш сопровождающий тоже посещал занятия. О школе нам рассказывали два ученика: один говорил по-русски, другой переводил. В гимназии есть выставка, посвященная истории школы, фотографии лучших спортсменов и учеников, которые учатся на «отлично». Моя сопровождающая Варя рассказала, что тоже занималась спортом, но из-за сложного перелома пришлось прекратить занятия.
Потом мы пошли в кафе. Ели салат, картофель, мясо и круасаны с начинкой. Сразу же после обеда начался следующий урок — урок немецкого языка. Он был непринужденным, легким. Почти всё — на немецком, лишь иногда — на русском.
В Петропавловскую крепость нас сопровождала Саша Растворцева, которая хорошо говорила по-немецки. Во время экскурсии мы постоянно должны были ждать людей, останавливающихся, чтобы купить сувениры. Это очень раздражало. Я была там второй раз, но все равно интересно. Мы посетили тюрьму, здание, где находится ботик Петра I, и церковь.
На этом день закончился, и каждый пошел кто куда. Варя и я поехали в кафе «Пироговый дворик». Там хорошо поели. Дома я вместе с Варей и Дашей делала домашнее задание и пополняла дневник новыми записями.
Скоро будем спать. Выключим свет, и я буду мечтать о завтрашнем дне.
АдрианаУтром снова пошли на уроки. День затянулся, потому что в 18 часов в школе был «Звездный час», где ученики получали награды. На этот раз мы отправились без сопровождающих в Исаакиевский собор, чтобы посмотреть с высоты на город. Впечатляюще! Потом осмотрели памятник Петру I и гуляли по Невскому проспекту. Наполненные счастьем, мы поехали обратно в школу, где нас уже ждали. Там в актовом зале состоялся «Звездный час». Это было великолепно! Вечером отправились домой. Я играл с моим братом и его другом в баскетбол. Очень интересный день!
ФилиппПостепенно мы привыкли к здешней жизни, и в школе меня все устраивало. Четыре урока — не так плохо! На уроке немецкого языка мы рассказывали о своем городе Галле.
Затем пошли в Эрмитаж. У нас было только два часа. Все-таки достаточно, чтобы посмотреть некоторые шедевры. После музея поехали домой и поужинали. Закончился день футбольной встречей. Вечером я, Илья, Моника, Элина, Тамилла, Юлия и другие пошли гулять. Вернулись домой поздно, и всех ждала «чайная пауза».
НикласСегодня был свободный от школы день: в России, как и у нас, 1 мая — праздник. Мы посетили Петергоф (бывшую царскую резиденцию). Это за городом, поэтому сначала поехали на метро, потом пересели на автобус (очень полный!). Прибыв на место, вдруг заметили, что погода изменилась. Петергоф находится на море, и там очень холодно. Нас чуть не унесло штормовым ветром. Во время экскурсии по парку мы получили огромное удовольствие. Пробегая через некоторые «шутливые» фонтаны, промокли. Наконец нашли кафе. После горячей еды все согрелись. Из-за холода пришлось прервать прогулку и отправиться домой. Однако мы еще раз перекусили в «KFC». Наполненные впечатлениями, мы провели остаток дня в принимающих семьях. Смотрели ужастик, он был хорош, но усталость взяла свое: я уснула.
МоникаВ этот день все проводили время в принимающей семье. Некоторые поехали на дачу, некоторые — в парк. Я была согласна на любые мероприятия. Решили осмотреть город. Внезапно пошел снег. Мы гуляли по Невскому проспекту, заходя во все торговые центры и места встречи молодежи. Какие достопримечательности можно посмотреть ночью? Конечно, разводку мостов. Это необходимо увидеть каждому туристу и включить в список самых прекрасных зрелищ Петербурга.
ТамиллаСегодня наши сопровождающие — Игорь, Юлия, Тамилла и другие. Смотрели, как ночью разводят Дворцовый мост. Хотя это и не так завораживающе, как Эрмитаж, но все же впечатляет, особенно техническая сторона процесса. Спать легли в половине третьего, т.к. Петербург — большой город, пришлось долго ехать на машине. А в 9 часов утра нужно было вставать, потому что в 10 часов автобус отправлялся в Павловск. Там есть красивый, не очень большой дворец, который был разрушен во время Второй мировой войны. Сейчас он почти как новый. Затем поехали в Царское Село. Около полутора часов пришлось стоять в очереди у кассы. Но скучно не было, т.к. мы играли в русскую игру «Летят дракончики». Когда наконец попали в Пушкин, все разделились на группы по поиску информации с помощью текста и карты. Моя группа успешно справилась с заданием к 16 часам, и мы поехали домой. Так закончился еще один день.
ЭдвардКонец недели, и мы только в 3 часа встретились в школе. Это означало — выспались! На завтрак давали лакомства — оладьи (маленькие блины без начинки). День оказался холодным, все замерзли. Но семья, где я остановилась, хорошо обо мне заботилась. Прежде чем идти в Музей воды, мы посетили Фестиваль корюшки. Обилие продавцов рыбы, мяса, меда, сладостей и сувениров! Я купила сувениры. Музей воды очень понравился: там мы узнали много нового. После обеда отправились в театр на балет «Щелкунчик». День оказался поразительно интересным!
АнитаНет, наверное, такого человека, который бы никогда не слышал о египетских пирамидах, о Колоссе Родосском, о храме Артемиды. Эти и другие замечательные памятники древности известны всем как «Семь чудес света». Мы попросили учеников 7-«В» класса пофантазировать о восьмом чуде. Причем вопрос формулировался так: «Есть ли у вас свое чудо света?». И вот что получилось.
Конечно, Семь чудес света — поразительные постройки. Забудьте, что это чудеса света, и перед вами предстанут объяснимые вещи. Да, они хоть и небылицы, но интересны и волшебны. Но если у вас плохое настроение, на улице дождь, слякоть, серая погода? Неужели эти чудеса будут необычными?
Для меня чудо света — время, когда никуда не надо спешить, думать о каких-то проблемах. Время, когда ты просто стоишь, идешь, сидишь. В такие минуты забываешь о людях, о машинах, шумящих где-то далеко, о глупом телешоу, о прогрессе и вообще о времени. Идешь в никуда. Идешь по уже знакомым городским улочкам и слушаешь щебет птиц.
Мое собственное чудо света — это выходить утром на крыльцо в далекой деревне, слушать лай собак и пение птиц. Особенно весной, когда лучики солнца приятно греют лицо, когда все еще спят или уже работают.
Затяева Дарья
Что такое «чудо света»? Сразу представляются великие постройки. Ну а если вдуматься, то сама жизнь — это чудо! Разные языки, разные страны, разные судьбы, но одна неповторимая жизнь. Она начинается с рождения и заканчивается смертью. За этот отрезок времени накапливается множество воспоминаний. Подойдите к пожилому человеку и спросите: «Что для Вас самое ценное?». Он ответит: «Моя жизнь».
Омельченко Михаил
Мое чудо света — это жизнь! Многое ты получаешь легко, но также многое у тебя отнимают. Уходят близкие люди. Но не надо терять свой главный дар — возможности жить. И еще… заниматься, чем хочешь, делать себя, себя настоящего. Ограничений нет, рамок нет, ведь они всегда навязаны. Я не говорю о каких-то преступлениях, я говорю о свободе человека. Если ты не можешь делать, что хочешь, то зачем жить? Проводить время на работе, которая тебе не нравится? Нет, спасибо, это не для меня! Человек живет на планете, а не в государстве. И нельзя просто плыть по течению. Мне постоянно нужны какие-то перемены. И музыка стала иметь для меня большое значение. Не знаю, где бы я был сейчас, если бы не занимался музыкой. А вообще мы должны быть людьми и в хорошие, и в плохие времена.
Пиндич Анатолий
Мое личное чудо света — музыка. Кажется, что ничего в ней нет особенного. Звучит себе и звучит. Нет! Музыка — это прекрасно. Я даже не представлял, насколько круто сочинять слова и подбирать к ним аккорды. Так приятно прийти домой, включить любимого исполнителя и окунуться в другой мир. Музыка поднимает настроение в скучные дни и успокаивает в тяжелые моменты.
Климов Игорь
Маленькие, но бесценные чудеса я обрела недавно, а осознать их смогла только сейчас. Возможно, вы мне не поверите… Но хотя бы услышьте меня! И перед вами распахнется еще одна маленькая, но очень важная дверца, которая приведет к открытию великой тайны. Вот эти чудеса: СЛЫШАТЬ, ВИДЕТЬ, ЧУВСТВОВАТЬ, ДУМАТЬ, ПОНИМАТЬ, ЛЮБИТЬ И ЖИТЬ!
Гордеева Виктория
Восьмое чудо света — это мой брат. Правда, он об этом не знает. Мы не виделись ровно пять лет и переписываемся в социальных сетях. Брат вырос, но по-прежнему такой же добрый. Я очень скучаю без него. Летом обязательно поеду на дачу. Надеюсь, и брат приедет тоже. У него есть младшая сестра — голубоглазая красавица. Характер — точь-в-точь как у брата. Умеет успокоить, не просит ничего взамен, терпеливая, добрая. Мы никогда не ссоримся. Я горжусь братом и сестрой!
Андреева Полина
Чудо — это то, что происходит со мной. И люди, которые меня окружают. Мои друзья и моя семья.
Коваленко Анна
Чудом света является футбол. Это самый лучший вид спорта. Когда я выхожу на футбольное поле, то чувствую себя вдохновленным и счастливым.
Ефимов Игорь
Мое личное чудо света — это маленький брат. Он действительно чудесен. Хотя братик слишком мал, но лучше и прекраснее ничего в своей жизни не видела. Я ни с кем не могу быть так откровенна. Малыш, конечно, не понимает слов, но это ведь родная кровь — значит, ребенок воспринимает все мои переживания. Он еще не виделничего плохого… Разве что однажды ударился об ножку стола. Мой брат способен на искреннюю любовь!
Бутузова Елизавета
Для некоторых чудо света — большие яхты, огромные коттеджи, шикарные машины. А для меня таким чудом является самая маленькая
радость, будь то дружный класс или крепкая семья. И лучшие друзья, которые всегда помогут в трудную минуту.
Разгуляева Екатерина
Чудо — это моя собака. С ней весело и хорошо. Чудом она стала после одного случая. Однажды на прогулке мы хотели перейти дорогу на зеленый свет. Но животные всегда чувствуют опасность. Машина, стоящая на месте, вдруг «газанула» прямо на меня, Еся дернулась, и я отбежал. Так у моей собачки появилась вторая кличка — «Чудо».
Шепелев Игорь
Для меня основное чудо света — мои родные. Те люди, которые могут понять с полуслова, никогда не оставят меня в трудной ситуации, хотя и не всегда могут оказаться рядом.
Второе чудо света — это то, что в каждой развитой стране есть право выбора. Голосуя, человек отдает предпочтение какой-нибудь политической партии, тем самым определяет свое будущее.
Третье чудо света — музыка. Та музыка, которая не связана с электроникой, а исполняется на инструментах: на гитаре, на скрипке, на рояле. Слушая эти произведения, можно отвлечься от повседневных проблем и просто помечтать.
И, наконец, четвертое — животные. Домашние, не домашние — неважно. Они отличаются от человека тем, что не имеют ни одного греха.
Может быть, в дальнейшем чудес станет больше.
Бабенков Алексей
Друзья, родные, любовь. Вроде все земное, но в то же время волшебное. Я бы назвала это обыденной магией.
Лебедева Полина
Мое любимое чудо света — это когда один сидишь на скамейке, перед тобой — маленький ручеек. Ты смотришь вечером на красивый закат. Скамейка тоже становится розовой. Спокойно. Играет тихая музыка. Закрой глаза, представь себе всю эту красоту! И улыбайся!
Бабарыкин Владислав
Чудо света — наши чувства. Скажите, что это обыденно, и в чем-то будете правы. А что было бы с нами, если бы не существовали чувства. Представьте: никто не испытывает ни радости, ни горя. Мир станет пустышкой, наполненной работой. Чувства могут быть хорошие и плохие, но они раскрашивают жизнь. Этот дар переживать счастье, горе, любовь, обиду, сожаление, гордость… Весь набор чувств! И так каждый день. 365 (366) дней в году.
Исанина Вероника
Чудо — так называемые хорошие друзья. Есть еще плохие друзья – те, кто общается, если им от тебя что-то нужно.
Соколова Вероника
Наверное, самое большое чудо в жизни — лучшая подруга. Она всегда мне помогает. Необыкновенно добрый и открытый человек. В данный момент мы поссорились, и я не могу забыть об этом ни на секунду. Виновата я. Надеюсь, она прочитает это письмо, поймет мое состояние души и перестанет сердиться. Я хочу извиниться за то, что так себя вела. Извини, пожалуйста!
Мальми Александра
Мое чудо света — лист бумаги, краски, карандаши, мелки. Короче — рисование. Я учился пять лет в художественной школе, потом год — самостоятельно. А недавно дядя увидел, как я рисую, и подарил планшет. Разве то не чудо?
Гуцу Даниил
У меня никогда не складывались отношения с одноклассниками: я их не любила, а они меня нет. Теперь учусь в другой школе. Сначала я очень нервничала, чувствовала себя не в своей тарелке. Но прошло немного времени, и я стала дружить со всеми. Здесь учатся веселые и добрые ребята. У нас замечательный классный руководитель, которого все любят. Радуюсь каждой минуте, проведенной вместе с ними, каждой экскурсии, каждому празднику. Мой любимый 7-В, ты — мое чудо!
Дудина Татьяна
Зима, зимушка, зима,
Белые ресницы.
Мчит по матушке-Земле
В снежной колеснице.
Где взор ласковых очей
Наземь упадёт,
Там гляди, какое чудо —
Уж метель метёт!
Цветут цветы,
Щебечут птички,
И ручеек звенит в лесу.
Все просыпаются от спячки:
Медведь, и ёжик, и барсук.
И всё цветёт, поёт, резвится,
Играет в утренней заре!
К нам прилетает, будто птица,
Весна-Девица.
— Посмотри!
Светит солнышко в окно,
Дует тёплый ветер,
Слышу пенье соловья —
Хорошо на свете!
А в лесу-то — благодать!
Ягоды, грибы!
Мне ходить и собирать
Сочные плоды.
Это, дети, лето
В гости к нам пришло!
Лето — это время,
Когда хорошо!
Листья вальс танцуют,
Стало холодать.
Но не надо детям
Сильно унывать.
С листопадом можем
Хоровод водить,
Вместе с другом-дождиком
По лужицам ходить!
Листья вальс танцуют,
Ночью, ночью тёмною...
Звезды ярко светят.
Ночью, ночью тёмною
Дует тёплый ветер.
Вот звезда упала...
Как слеза скатилась.
А земля в то время
С солнышком простилась.
Все мы в жизни искусно лжём,
И никого, кроме себя, не бережём.
Мы причиняем людям боль:
Скрываем, обижаем, предаём.
Любовь — заманчивый обман,
Как распростёртый на Земле туман,
В котором боль и пустота
Обречены скитаться, мир пленя.
И, как капкан, к себе маня,
Потянет вас забавная игра.
Но это лишь иллюзия, обман.
На самом деле — смертоносный ураган.
В котором нет пощады и прощения,
В котором лишь на муки обречение,
Где не услышат тебя никогда
Твои родные и близкие друзья.
И мне казалось, что была любовь,
Но это лишь игра актёра,
Казалось, будто вновь и вновь
Ты маску одевала, играя свои роли.
Ночь. По окну стучат,
Назойливо стучат капли дождя.
Сидит девушка, совсем одна
В пустой квартире,
Глотая горючие слезы...
Уже вторую ночь она не может понять,
Понять того, что его больше нет.
Он всегда был рядом,
Поддерживал её.
Но...
В один день всё изменилось.
Врачи сказали: «Она тяжело больна».
Были и деньги, и средства.
Но не было одного...
Не было — сердца.
Операция прошла успешно.
Девушка, как видите, жива...
Но падают на кафель её горькие слезы.
Он отдал ей свое сердце,
Лишь бы она была жива...
- С учителями общаться очень вежливо, не упрямиться и не спорить с ними ни о чем.
- Избегать ссор между собою и не производить никакого шума и стука.
- Ничем не превозноситься и не унижать другого.
- Не быть гордым и грубым.
- Не произносить гнилых, грубых и пустых слов.
- Не хвастаться и не лгать.
- Во время молитвы и трапезы не разговаривать. Есть опрятно.
- Самый большой вред – от лени. Ее надо всячески избегать.
- Вредно любить сладости и прогулки с дурными компаниями.
- Береги время учебы: оно не вернется, его не наверстаешь. А всё, что учишь, пригодится!
1758 год
Как здороваются в разных странах? Самым привычным для нас жестом приветствия является рукопожатие. Но даже в этом имеются различия: в России, например, первым полагается здороваться мужчине, а женщине (если она сочтет это нужным) протягивать руку. В Англии же — обратный порядок.
В таджикской семье хозяин дома, принимая гостя, пожимает протянутую ему руку двумя своими в знак уважения.
В Саудовской Аравии в подобных случаях после рукопожатия глава принимающей стороны кладет свою левую руку на правое плечо гостя и целует его в обе щеки.
В Конго в знак приветствия встретившиеся люди протягивают друг другу обе руки и при этом дуют на них.
Японцы предпочитают поклоны: чем важнее персона, которой они адресованы, тем ниже и длительнее они выполняются. Сайкэйрэй — самый низкий, но есть еще средний, когда склоняются под углом 30 градусов, и легкий — всего на 15 градусов.
Корейцы тоже издревле кланялись при встрече.
Китайцы, для которых поклоны также традиционны, все-таки довольно легко переходят к приветствию посредством рукопожатий, а при знакомстве с новым лицом могут и зааплодировать — на это полагается отвечать таким же образом. Исконной традицией, кстати, здесь было пожимание руки… самому себе.
Своеобразные рукопожатия приняты у африканских масаев: прежде чем подать руку, они на нее плюют.
Кенийские акамба просто плюют друг в дружку в знак приветствия.
В традициях разных культур существует альтернатива широко распространенному рукопожатию, которое изначально демонстрировало, что в руках встретившихся нет оружия. Например, индусы складывают руки в «анджали»: прижимают ладони друг к другу в положении пальцами вверх, таким образом, чтоб их кончики поднялись до уровня бровей. Объятия при встрече у них допускаются после долгой разлуки и выглядят по-особому у мужчин и женщин. Представители сильного пола крепко обхватываются, похлопывая друг друга по спине; представительницы прекрасного, держа друг дружку за предплечья, прикладываются по разу щеками — справа и слева.
На Среднем Востоке поклон с опущенной головой при опущенных и прижатых к телу руках, когда ладонь правой покрывает кисть левой, — знак почтительного приветствия.
А до чего красив ритуал приветствия в некоторых североафриканских государствах! Там подносят правую руку сначала ко лбу, потом к губам, после этого — к груди. В переводе с языка жестов это значит: я думаю о тебе, говорю о тебе, уважаю тебя.
В Замбези — хлопают в ладоши, приседая.
В Таиланде соединенные ладони прикладывают к голове или груди: чем значительнее статус приветствуемого лица, тем выше. Этот жест сопровождается возгласом «Вай!».
Тибетцы вообще вытворяют невероятное: снимают правой рукой шапку с головы, а левую закладывают за ухо, и при этом еще высовывают язык. Так доказывается отсутствие дурных намерений у приветствующего.
Аборигены Новой Зеландии тоже высовывают языки и к тому же выпучивают глаза, но перед этим хлопают ладонями по бедрам, топают ногами и сгибают колени. Понять это может только «свой», так что ритуал рассчитан, прежде всего, на распознание чужака.
Еще экзотичнее (разумеется, только на наш взгляд) поступают эскимосы мужского пола: они ударяют друг дружку кулаком по голове и по спине. Не сильно, конечно, но непосвященному трудно понять… Впрочем, они могут и носами потереться так же, как жители Лапландии.
Полинезийцы тоже здороваются «ласковее ласкового»: обнюхиваются, трутся носами и оглаживают друг друга по спине.
В карибском Белизе местное население тоже хранит своеобразие традиции: там полагается приложить к груди сжатые кулаки. Кто бы мог подумать, что это жест миролюбия? Кулаки участвуют в приветствии и на острове Пасхи: их вытягивают перед собой на уровне груди, затем поднимают над головой, разжимают и «кидают» руки вниз.
Традиционная приветственная поза в ряде индейских племен — приседание на корточки при виде незнакомца. Она показывает миролюбие здоровающегося, а встречный должен обратить на это внимание, иначе индеец будет обречен на долгое сидение, ведь ему нужно отметить для себя, что его поняли.
По законам гостеприимства африканских зулусов при входе в дом нужно сразу сесть, не дожидаясь приглашения и не здороваясь. Хозяева поздороваются только после принятия вошедшим сидячей позы.
Любопытно, что в Новой Гвинее также используется это мимическое движение, но для приветствия иностранцев. Впрочем, не во всех племенах.
Так, у коири принято приветствовать друг друга пощекотывающим прикосновением подбородков.
Обитающие в Сахаре туареги здороваются никак не меньше получаса, принимаясь прыгать, скакать, кланяться и принимать порой очень странные позы на расстоянии ста метров от встречного. Считается, что в процессе таких телодвижений они распознают намерения этого встречного.
В Египте и Йемене приветственный жест напоминает отдание чести в российской армии, только египтяне, прикладывая ладонь ко лбу, поворачивают ее в сторону того, с кем здороваются.
А австралийские аборигены приветствуют друг друга танцем.
Словом, привет с приветом…
В современном мире армия уже давно не состоит исключительно из мужской половины человечества. Женщины также могут защищать Родину, служить наравне с муж-чинами и даже преуспевать на этом поприще.
Сейчас около 10% процентов всех военнослужащих — женщины. По данным Минобороны РФ, из общей численности вооруженных сил (1 млн. 130 тыс.) в армии и на флоте служат почти 50 тысяч женщин в погонах и еще примерно столько же на гражданских должностях. Из них более 2000 человек — в космических войсках, 1200 — в ВДВ. Около 3000 женщин — офицеры, причем 28 — в звании «полковник». Они в основном связистки и медсестры, реже занимаются непосредственно военным делом. К сожалению, сейчас женщина-командир взвода — явление достаточно редкое. Но такие факты есть. К примеру, в должности командира проходит службу в батальоне связи гвардии лейтенант Екатерина Аникеева. Все ее подчиненные — мужчины, и она смогла добиться уважения среди сослуживцев.
Происходят многочисленные изменения и в законодательстве в пользу прав женщин. Так, готовится проект Федерального Закона «О воинской обязанности граждан Российской Федерации». Многие представительницы слабой половины рассчитывают на включение в этот проект пункта об их равноправии с мужчинами. Но пока они добились только права служить в нашей армии по контракту (сегодня женщины составляют 50% от общего числа служащих по контракту).
Мне удалось найти отрывок из интервью, где на вопросы редакции «Хочу работать!» отвечает начальник отделения пункта набора граждан на военную службу по кон-тракту военного комиссариата НСО В. Т. Карпук. Он говорит о том, что в 2010 г. было около 100 вакансий для женщин-контрактниц. Рассказал Т. Карпук и об алгоритме, по которому можно попасть в армию. Если девушка желает служить, то должна обратиться в военный комиссариат по месту жительства, там выдадут направление в конкретные части. Потом следует приехать к командиру части на собеседование. Возраст желающих служить — от 18 до 35 лет. Они имеют хорошее состояние здоровья и образование не ниже среднего. Уже на службе средняя заработная плата для женщин будет составлять от 10 000 до 12 000 рублей ежемесячно в зависимости от занимаемой должности (плюс ежеквартальная премия — 3 000–4 000 рублей, материальная помощь, единовременное денежное вознаграждение, равное трем окладам, раз в год — компенсация за санаторно-курортное лечение). Также важно помнить, что военные обладают рядом льгот: бесплатный проезд в отпуск и обратно, вещевое довольствие, бесплатное питание и обеспечение жильем. В итоге возможный доход женщины в армии небольшой, но в тылу она получает множество льгот. А это большой плюс.
Однако есть в армейской жизни и минусы. К примеру, женский организм устроен иначе, чем мужской. Мускулатура, к примеру, не рассчитана на большие физические нагрузки, поэтому неизбежны травмы и ранения, и очень серьезные. Английские врачи провели исследование, которое показало, что женщины-военнослужащие страда-ли от травм, вызванных физическими перегрузками (переломы, проблемы со спиной, растяжения и прочее), в три раза чаще мужчин (4,6% и 1,4% соответственно). Помимо физической опасности есть и другие проблемы. Например, сам уклад армейской жизни. Это нормированная жизнь — всё по уставу. К тому же под многое приходится под-страиваться, чтобы не нарушать строй или успевать за мужчинами в физических упражнениях, а это может привести к перенапряжению. Полное обмундирование и оружие также оказывают дополнительную нагрузку на мышцы женщин.
Хочу остановиться на важных сторонах службы женщин в армии. Рассмотрим психологический аспект. Женщины получают возможность показать своё равенство с мужчинами, удовлетворить своё желание помочь Родине и воспитать в себе патриотизм. Результаты исследований в России показали: военнослужащие-женщины характеризуются более высоким уровнем здоровья, чем военнослужащие-мужчины. Также можно сказать, что присутствие женщины в дивизии положительно влияет на дисциплину среди мужчин.
Следующий аспект – социально-политический. По данным исследователей, призыв в армию сына снижает доход семьи примерно на 15%. Так как в армию забирают только молодых людей, происходит расслоение общества. Служить уходят юноши, которые не смогли или не захотели учиться, потом им придётся долго искать своё место в жизни (если они не получили профессию в армии, что тоже возможно). В обществе это приводит к долгосрочным экономическим и кадровым потерям. Армия позволяет женщине ещё раз подтвердить своё положение в жизни, свой социальный статус. Она вынослива, дисциплинированна и может научиться мастерски владеть оружием. Как показали недавние исследования, проведенные в Военно-медицинской академии, женщины более устойчивы к стрессу.
Однако мнения о том, нужно ли им идти в армию, расходятся. Многие, в основном мужчины, относятся к этому отрицательно. Подобную точку зрения мне удалось найти в интернете на одном из форумов: «Армия не богадельня и не пансион для благородных девиц. С древних времён женщина — хранительница домашнего очага, мужчина — воин, психология тысячелетиями заложена в генах».
Да, действительно, исторически военная служба не предназначалась для женщины. Но можно ли считать подобное утверждение абсолютной истиной? Я думаю, что это, скорее, стереотип. Ведь во время войны женщины сражались на поле боя и терпели все невзгоды наравне с мужчинами. В годы Великой Отечественной войны они служили в основном санитарками, радистками, машинистками при штабах. Но были и снайперы, и лётчицы.
Как и какие женщины обычно уходят в армию? Часто выделяют несколько категорий. Первая — жены военных, их больше всего. Главная причина: жалования мужа не хватает, чтобы хоть как-то прокормить семью. К тому же они обычно вместе с мужем живут в военных городках. Вторая категория — девочки-мечтатели, начитавшиеся книг и насмотревшиеся фильмов. В армии такие ищут романтику. Они часто возвращаются к обычной жизни, когда их мечты рушатся в суровом военном быте.
Третья категория — те, кому нужна социальная защищенность, ведь армия обещает стабильную зарплату, социальный пакет, собственное жилье после окончания службы, бесплатное лечение. Эти женщины действительно хотят быть профессиональными военными. В любом случае случайных женщин в армии нет.
На том же форуме было ещё одно интересное высказывание: «Я — военная, закончила РВВДКУ, у меня совсем не женская профессия. В школе был отличный аттестат, золотая медаль, совершенное владение французским языком, но мой характер от-правил меня в армию. Мне совершенно не нужна ни квартира, ни льготы, ни перспективы этой профессии. Почему практически все мужчины считают, что женщина-военная — бред? Я пошла в армию, чтобы отдать долг Родине. Вспомним уроки ОБЖ в школе, там говорилось: «Земля может накормить человека своим хлебом, наполнить водой из своих родников, но защитить сама себя не может». Служить Родине — призвание и не зависит от пола (Татьяна Reply: Март 30th, 2012 at 12:55 дп)».
Для столь желанного полного равенства с мужчинами надо не только дать женщинам возможность служить в армии на контрактной основе, но и ввести службу в Вооруженных силах по призыву.
Ксения Евстигнеева, 11 класс
С.В. Алекаева – главный редактор
Д.И. Евсеев – разработка и техническое сопровождение веб-сайта
Благодарим за помощь Ю.Г. Алексеенко, Е.В. Горобец, Л.Н. Звереву, Г.В. Желтикову, Е.Н. Ненахову!
Мы надеемся на дальнейшее сотрудничество!
Авторы публикаций — ученики 4-10 классов:
Арсеньев А., Базылевич Д., Запольская Е., Евстигнеева К., Кравцова А., Макаренко А., Маркелова Д., Образцова А., Пожарская К., Салтыкова Т., Спиридонова А., Фрольцова В.