XV Школьная научно-практическая конференция (2016 г.)
ТОРЖЕСТВЕННОЕ ОТКРЫТИЕ КОНФЕРЕНЦИИ
В этом году научно-практическая конференция «В ответственности за будущее» была особенная - юбилейная. Нашему форуму юных исследователей исполнилось 15 лет.
14 апреля состоялось торжественное открытие и заседания секций. Е.Н. Ненахова, директор гимназии, Заслуженный учитель РФ, в приветственном слове пожелала всем удачи и представила почетных гостей. В работе конференции приняли участие Романова Ирина Евгеньевна, директор ИМЦ Невского района; Лебедева Ирина Михайловна, кандидат педагогических наук, лауреат конкурса «Звезда Прометея»; Губернская Татьяна Владимировна, кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка РГПУ им. А.И. Герцена; Козловская Наталия Витальевна, кандидат филологических наук, старший научный сотрудник Института научной информации по общественный наукам РАН; Пряхин Николай Геннадьевич, кандидат философских наук, доцент кафедры философии, социологии и политологии Института гуманитарных и социальных наук СПбУУиЭ; Рожков Георгий Андреевич, вице-президент Фонда по образовательной деятельности «ФАЙПАС»; Кравченко Вячеслав Игоревич, кандидат педагогических наук, директор ГБОУ СОШ № 346; Морозова Любовь Александровна, директор ГБОУ СОШ № 331, Заслуженный учитель РФ.
Всего в работе конференции участвовало 452 человека, заседания проходили в 16 секциях. Свои сообщения представили учащиеся школ Невского района: ГБОУ СОШ № 23, ГБОУ СОШ № 26, ГБОУ СОШ № 39, ГБОУ СОШ № 328, ГБОУ СОШ № 331, ГБОУ СОШ № 332, ГБОУ СОШ № 334, ГБОУ СОШ № 338, ГБОУ гимназия № 343, ГБОУ СОШ № 346, ГБОУ СОШ № 350, ГБОУ гимназия № 513, ГБОУ СОШ № 571, ГБОУ СОШ № 592, ГБОУ СОШ № 593, ГБОУ СОШ № 625; Красногвардейского района: ГБОУ СОШ № 531; Московского района: ГБОУ СОШ № 1; Фрунзенского района: ГБОУ СОШ № 292; г. Старая Русса Новгородской области: МАОУ СОШ № 2 им. Ф. М. Достоевского.
Появилась и новая традиция: каждому руководителю секции давали плакат с изображенным на нем деревом, куда можно было приклеить листики с отзывами и пожеланиями.
Предлагаем вашему вниманию заметки педагогов и репортажи наших специальных корреспондентов
СЕКЦИЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ "ГРЕЦИЯ - СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ"
Научно-практическая конференция - это важное и значительное событие в жизни нашей гимназии. От начальной школы было представлено 65 проектных работ. В секции «Греция – страницы истории» защищали свои проекты 10 учащихся из разных школ и классов. Все выступления показались мне очень увлекательными. Расскажу о самых, на мой взгляд, интересных.
Петкевич Иван и Шанина Карина поведали о самом знаменитом дереве Греции – оливковом. Мы узнали много интересного о том, как оно растет, как собирают оливки и как производят из них масло. Иван рассказал о собственном опыте, из которого мы узнали, какие полезные вещества есть в оливковом масле, где его применяют и почему люди в Греции живут дольше, чем в других странах.
Точилкина Даша и Михайлов Владимир познакомили нас с древнегреческой мифологией и изображениями обожаемых всеми домашних животных - кошек. Ребята подарили школьному музею два плаката, изготовленных по итогам своей работы.
Дмитриева Юлия исследовала фразеологизмы из мифов Древней Греции. Юля провела в своем классе опрос и выяснила, что некоторые ребята плохо знакомы с подобными устойчивыми словосочетаниями и редко используют их в своей речи.
Козаченко Алёна рассказала о кухне Греции. В презентации мы увидели, как Алена готовит национальные блюда. Она угостила всех присутствующих вкусным печеньем, которое приготовиласама.
Работа нашей секции мне понравилась. Все участники получили призовые места.
Сугикото Настасья, 4-А класс
СЕКЦИЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ "ГРЕЦИЯ - СТРАНА ДРЕВНЕЙ КУЛЬТУРЫ"
Посетив секцию «Греция - страна древней культуры», могу сказать, что увиденное меня поразило. Несмотря на то, что у ребят еще совсем немного опыта выступления перед публикой, держались они уверенно, говорили четко, красочно представляли свои проекты. Все 15 работ подобраны в единой стилистике, и это позволило по-настоящему окунуться в атмосферу Древней Греции. Словом, современный и профессиональный уровень.
Могу отметить, что озвученный материал будет познавательным и интересным не только для детей, но и для взрослых. За это хотелось бы сказать отдельное спасибо организаторам мероприятия. Дети учатся с раннего возраста работать с информацией, заниматься исследованиями, узнавать для себя что-то новое. При этом у них появляется уникальная возможность представить свой проект профессионалам.
Подобных мероприятий нужно проводить, как можно, больше. Именно в такой обстановке дети раскрываются в полной мере и учатся четко формулировать свою точку зрения.
Николаева Юлия, 7-В класс
СЕКЦИЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ "ЗНАЧЕНИЕ СВЕТА В НАШЕЙ ЖИЗНИ"
В работе секции приняли участие 13 школьников из гимназий № 513, 625 и 528. Темы были представлены весьма разнообразные: начиная от того, что такое свет, и заканчивая вполне практическими работами: как сэкономить электроэнергию или что такое «умный дом».
Мы узнали историю происхождения света и световых источников. Оказывается, в Древней Греции существовал такой источник света, как световые колодцы.
Хочу остановиться на очень интересном исследовании. Тема этой работы (вы не поверите!) - «Как сэкономить на освещении в гимназии?» Оказывается, для этого не надо сидеть без света, достаточно соблюдать некоторые правила. Ученица провела расчеты и выяснила, что светодиодные лампы значительно выгоднее, чем люминесцентные.
Также мы узнали, как надо себя вести во время грозы, какие правила безопасного поведения нам помогут. Гроза - не просто таинственное, но и очень красивое природное явление. Представляете, одна из учениц принесла макет грозы! Кажется, все с научной точки зрения объяснимо, но и тут без мистики не обошлось. После этого выступления на некоторое время компьютер дал сбой. Вот так-то!!!
А вы когда-нибудь слышали о том, что радуга бывает перевернутая?! Вы об этом знали раньше?! То-то и оно… А ученик 1 класса знает и прекрасно продемонстрировал это. К слову сказать, это была самая яркая работа на секции.
Выступление Федотовой Екатерины, ученицы 1 класса, произвело настоящий фурор. Девочка прочитала очень красивое стихотворение о нашем городе и показала интересный видеоролик. Стихотворение написал ее папа специально к видеоролику. Наш город действительно очень красив, а в свете иллюминации еще и сказочный!!!
Конференция помогла нам взглянуть на многие вещи другими глазами, по-новому их оценить, пересмотреть свои взгляды.
Все участники выразили общее мнение: «На следующий год обязательно примем участие в работе конференции!».
Будем ждать новых работ и новых встреч!
Печенюк Ю.Б., учитель начальных классов, руководитель секции
ФИЛОЛОГИЧЕСКАЯ СЕКЦИЯ "СИЛА СЛОВА И МЫСЛИ"
Научная конференция - волнующее событие как для ее участников, так и для организаторов. Тщательную подготовку было видно невооружённым глазом. Ребята занимались своими проектами на протяжении долгого времени, и этот день был для них решающим. Ведь как бы тщательно ни была подготовлена работа, от её представления зависит общественная оценка. Учителя и руководители секции старались обеспечить комфортные условия для выступающих.
К сожалению, не все смогли представить свои проекты. На секции филологии «Сила слова и мысли», руководителем которой была Блинова Юлия Сергеевна, учитель русского языка и литературы ГБОУ гимназии №528, из заявленных десяти участников выступали шестеро. Надо отметить разнообразие тем исследований. Несмотря на разный возраст и сильное волновались, что было видно по дрожащим голосам, микродвижениям, взглядам, все держались достойно и выглядели презентабельно. Лишь по указанным источникам можно было представить, какую огромную работу им пришлось сделать, какое количество информации отсортировать и проанализировать. Объём некоторых работ просто поражал! При этом сами участники признавались, что представлена лишь часть, планируется ее продолжение, совершенствование и «возведение» на более высокий уровень. Можно с уверенностью сказать: для всех учеников это мероприятие стало интересным опытом.
На вопросы жюри ребята старались отвечать уверенно, спокойно, не теряя самообладания. Было приятно, когда выступающие не только делились своим опытом, но с интересом и уважением относились к другим. Жюри помогало докладчикам обратить внимание на некоторые детали, давало советы и рекомендации. Это несомненно, улучшит их работу в дальнейшем, научит быть внимательными, понять многие тонкости. Руководитель секции Ю. С. Блинова тактично помогала докладчикам, что благоприятно сказалось на атмосфере выступлений. Оказалось, ребята не всегда правильно понимали вопрос, который им задавали, и тогда Юлия Сергеевна пыталась направить отвечающего в нужное русло. Поэтому представление работ проходило в спокойной, но в то же время рабочей атмосфере.
Все же выступать перед незнакомыми людьми очень сложно! Я уверена, подобная способность сориентировать участников, незримо поддержать их способствовали благоприятному настрою выступающих.
Сами работы, представленные на секции, были интересны, насыщены информацией. Ученики подошли к проблеме исследования с разных сторон. Поэтому я считаю, что все выступающие достойны звания победителя. А этот день запомнится не только им, но и всем тем, кто там присутствовал.
Время проведения секции подходило к концу. Уже в умиротворённой, почти дружеской атмосфере участники написали на зелёных листочках друг другу пожелания и обратили мысль в рисунок. Листочки прикрепили к дереву. К древу знаний, к которому они приблизились и которое им ещё придётся постигать.
«Сила слова и мысли» обогатила учеников знаниями, а потому каждый из них, я верю, шагнул за эти несколько часов на более высокую интеллектуальную ступень
.
Цепич Вероника, 11-А класс
ФИЛОЛОГИЧЕСКАЯ СЕКЦИЯ "СВЕТ В ДУШЕ ЧЕЛОВЕКА"
Я присутствовал на секции филологии «Свет в душе человека», руководителем которой являлась Горобец Е.В., учитель русского языка и литературы.
Все выступления оценивало высококвалифицированное жюри: Куприянова Е.В (ГБОУ СОШ № 332), Цыбулька С.А (ГБОУ СОШ № 592), Синица А.И (ГБОУ СОШ № 531), Некрасова О.Н. (ГБОУ СОШ №593). Также на конференции присутствовала Губернская Татьяна Владимировна, кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка РГПУ им. А.И.Герцена.
Филология - наука интересная и серьезная, поэтому участники конференции подготовились к выступлениям основательно. Для изложений своих научных взглядов собрались ребята из самых различных образовательных учреждений.
Но каждый из них нес определенные идеи и мысли, которые были тепло приняты участниками конференции. Здесь поднимались такие проблемы, как борьба света и тьмы, мечты авторов о победе добра и человечности, о «свете вокруг и внутри тебя». Но были темы, вызывавшие у жюри наибольшее количество вопросов, особенно максимально приближенные к научной стороне филологии. Речь идет, например, о докладах «Поведенческие особенности героев в критических ситуациях на примере рассказов А.П. Чехова», «Невербальные коммуникации в общении героев в произведениях Михаила Зощенко», «Метафорические образы в произведении Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Также интересными мне показались сообщения, которые раскрывали неожиданные стороны произведений (««Властелин колец» Дж. Толкиена. Друг главного героя - прототип автора», «Роман-притча как аллегория рода человеческого»).
Все работы были выполнены качественно и вызвали заслуженное одобрение участников конференции и жюри. После выступлений ребята оставили свои отзывы о работе секции. И, насколько я знаю, среди них не было ни одного отрицательного.
Красовский Станислав, 8-А класс
ОБЩЕСТВЕННО-НАУЧНАЯ СЕКЦИЯ "ИСТОРИЯ - УЧИТЕЛЬНИЦА ЖИЗНИ"
14 апреля в гимназии начала работу XV научно-практическая конференция «В ответственности за будущее». В актовом зале состоялось открытие. Е.Н. Ненахова обратилась с приветственным словом к участникам конференции и представила почётных гостей. Интересной оказалась новая традиция: руководителям раздали плакаты с символическими изображениями деревьев, на которые можно было каждому участнику наклеить листья с пожеланиями и поделиться впечатлениями. Вместе руководителями юные исследователи разошлись по своим секциям.
Я веду репортаж из секции общественных наук под названием «История - учительница жизни». Здесь царила тёплая и дружелюбная атмосфера. Первым ярким представлением своей работы порадовала ученица нашей гимназии Артемьева Варвара. В поразительный мир моды мы отправились вместе с Надежной Ламановой, русским модельером, и увидели фотографии созданных ею прекрасных нарядов, которые наверняка не отказались бы надеть и современные модницы.
Затем Василькова Василиса из школы № 571 познакомила нас с замечательным композитором Розановым. Было интересно узнать о его длинной нелёгкой жизни. Продолжила музыкальную тему Мясищева Элина из нашей гимназии. Она представила немецкую группу «Scorpions». Было заметно, как этой темой заинтересовалось жюри и как Элина трепетно и глубоко относится к своим кумирам.
Новиков Никита рассказал об англичанах Торнтонах, поставщиках ткани Императорскому двору и создателях первой в России футбольной команды. Этот факт, думаю, известен не всем. Шарова Мария рассуждала о реформах Витте, повлиявших на историю России.
Волченков Михаил из школы № 571 рассказал о своём прадеде Владимире Андреевиче Шишкове, судьба которого была очень тесно связана с Обуховским заводом. Летунов Даниил, наш гимназист, тоже поведал о своём прадеде, служившим на «Морском Охотнике» (тип малых судов) и участвовавшим во многих важных операциях по высадке десантных войск во время Великой Отечественной войны. Ребята помнят о своих прадедах и понимают, что живут благодаря их подвигам. Это было очень трогательно.
С выступлением о герое Советского Союза Соловьёве Иване Владимировиче к нам пришли ученики школы № 592. Удивительным в их рассказе стало то, что Иван Владимирович был очень разносторонним человеком: мужественно воевал и писал удивительные стихотворения. Некоторые ребята нам прочитали.
Марина Блонова из нашей гимназии рассказала о первом крестьянском поэте Ф. Слепушкине. Это имя связано с нашим краем: в Рыбацком сохранился дом, в котором он жил. Борисенко Анастасия из гимназии № 513 раскрыла такую занимательную тему, как «Образ учителяглазами современных учеников», и заставила задуматься о том, насколько мало мы знаем своих учителей.
Оганнисян Гамлет (гимназия № 528) преподнес удивительный сюрприз: он рассказал историю школьной формы от царских времён и до настоящего времени, чем и завершил встречу.
Покидая секцию, я вместе с участниками украсила наше дерево листьями с пожеланиями. Получилось очень красиво! Жюри подвело итоги, однако результаты участникам не огласили, сохранив интригу до встречи в «Буревестнике» 29 апреля.
Гринько Дарья, 8-Б класс
ОБЩЕСТВЕННО-НАУЧНАЯ СЕКЦИЯ "НЕ ЗНАТЬ ИСТОРИИ - ЗНАЧИТ ВСЕГДА БЫТЬ РЕБЕНКОМ"
После торжественного открытия конференции в актовом зале наша секция продолжила работу в кабинете № 308. Началось погружение в мир истории. Руководитель секции Фабрикова И.В. познакомила ребят с членами жюри, рассказала собравшимся, почему такое название у нашей секции, какой смысл в эти слова вложил их автор - римский оратор, философ Марк Туллий Цицерон. Даже тогда, в начале развития человеческого общества, люди, совершая поступки, анализировали последствия, все лучшее оставляя потомкам.
История оказалась строгой учительницей. Примерами, подтверждающими это, были работы учащихся разных школ Невского, Красногвардейского и Фрунзенского районов. Мне лично интересным показался факт, прозвучавший в работе учениц ГБОУ СОШ № 23 Давлатовой Д. и Засыпкиной А. из биографии князя Дмитрия Ивановича: за право получения ярлыка на княжение приходилось жертвовать своими детьми, продавая их в Орду фактически в рабство. С большим интересом слушали собравшиеся выступления, посвященные Великой Отечественной войне и блокаде Ленинграда. Собранные материалы, основанные на воспоминаниях ветеранов, сейчас становятся бесценными. Особое внимание слушателей привлекла работа учащейся ГБОУ СОШ № 334 Колдомовой А. «Репрессированные врачи Норильлага», в которой автору удалось доказать, что несмотря на испытания, трудности, гонения и издевательства, все герои ее работы любили свою Родину, верили в добро и несли это добро другим заключенным Норильского исправительного лагеря для «врагов народа».
Последней выступала я. Конечно, сильно волновалась, очень хотелось своим докладом «Советское детство» добавить позитива. Кажется, мне это удалось.Члены жюри дружно вспомнили свое детство, спросили у ребят, знают ли они те или иные предметы или ритуалы. Ученики неуверенно напрягали память: вроде слышали или видели у своих родителей…
Так закончила свою работу наша секция. Большой неожиданностью для нас, учеников, стало то, что о результатах мы узнаем только на Церемонии награждения, на которую нас всех пригласила И.В. Фабрикова.
Спасибо всем участникам секции за огромный труд, за интересные работы, за маленький вклад в популяризацию общественной науки - истории. Всем желаю здоровья и новых интересных тем, исследований и проектов!
Либерман Анастасия, 10-Б класс
СЕКЦИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ "ОРГАНИЗАЦИЯ, НЕСУЩАЯ СВЕТ"
Секция «Организация, несущая свет» была связана с проблемами, которые решает ЮНЕСКО. Руководитель секции Хованская Мила Евгеньевна, учитель немецкого и английского языка, дружелюбно поприветствовала нас, пожелала удачи и тем самым сразу расположила к увлекательной работе. В состав жюри входили представители нескольких школ: Переятенец Ирина Вячеславовна, методист ИМЦ Невского района и завуч по иностранным языкам ГБОУ СОШ с углубленным изучением немецкого языка № 458; Баталева Наталия Юрьевна, учитель английскогоязыка ГБОУ СОШ № 625; Соловьева Надежда Юрьевна, учитель английского языка ГБОУ СОШ № 331; Русакова Любовь Владимировна, учитель немецкого языка ГБОУ гимназии № 528. За эти несколько часов мы не только познакомились с потрясающе интересными работами ребят из разных школ нашего города, но и узнали удивительные факты об организации ЮНЕСКО и ее деятельности по всему миру.
Большинство выступлений были на иностранном языке, например исследовательская работа «Мозаика мировых культур» Юдиной Дарьи, ученицы 10 класса школы № 625, или доклад «Солнечная сторона Невского проспекта» Хасиной Яны, ученицы 2 класса гимназии № 528. Несмотря на разницу в возрасте выступающих и то, что работы были на разных языках (русском, немецком и английском, а некоторые даже на трех языках одновременно), все темы были актуальными, неизбитыми, раскрыты с необычных точек зрения.
Поскольку организация ЮНЕСКО работает в разных направлениях, работы касались вопросов образования, культуры и науки. Мы узнали о памятниках архитектуры и культуры Санкт- Петербурга, о начальном образовании в России и Канаде, о применении знании в повседневной жизни и многое другое. Познавательными и красочными были исследования полярного сияния, «Великого изобретения Николы Тесла» или «Эксперименты Ньютона». Всего в секции ЮНЕСКО было представлено 14 работ. Все они достойны награды, трудно даже выбрать лучшую.
Мы благодарны организаторам конференции, руководителю секции, жюри и нашим соперникам за предоставленную возможность участвовать в подобном мероприятии и попробовать свои силы научной работе.
Рабовская Наталья, 5-Б класс
СЕКЦИЯ "СВЕТЛАЯ СТОРОНА ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА"
Недавно я посетила мою самую первую, настоящую научно-практическую конференцию, сквозная тема которой - «Мир, излучающий свет». И это название действительно говорит само за себя, потому что каждый ребёнок, показывая публике свои исследования, действительно вносил в мир капельку света.
Мне удалось побывать на секции иностранных языков «Светлая сторона изучения иностранного языка». Я была просто потрясена тем, как дети и подростки владеют словом, свободно говорят на английском языке! Каждый выступающий, представляя свои исследования, безусловно, волновался, но справлялся со своими чувствами. Хочется отдельно отметить ведущую и руководителя секции Алину Владимировну Кузнецову, ведь именно она была для ребят помощником, замечательно и доступно объяснила то, что требовало комментария. Наше замечательное независимое жюри слушало всех с большим вниманием, оценивая выступления до мельчайших деталей.
Каждый участник проделал огромную работу, которую он создавал в течение, может, даже нескольких месяцев. Члены жюри и гости секции, все до единого, отнеслись с уважением к тому, что делают дети. Я считаю, что такие конференции должны проводиться в каждой школе.
Никишкина Виктория, 8-Б класс
ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНАЯ СЕКЦИЯ "МИР ПРИРОДЫ И ЧЕЛОВЕК"
В нашей секции приняли участие школы №№ 331, 328, 593, 23, 338, 26 и гимназий №№ 343, 528.
Всего было 9 выступлений, разнообразных и интересных. Каждый подошёл к своей работе очень серьёзно.
Весьма любопытным мне показалось выступление учащихся 6-А класса нашей гимназии об ориентировании на местности по солнцу. Ребята рассказали, как в безвыходной ситуации можно определить стороны горизонта, время суток и даже координаты, используя световой день, восход и заход солнца. Две школы (№ 331 и № 328) посвятили свои работы очень важному вопросуиспользования нетрадиционных источников энергии, которые могут помочь человечеству сохранить исчерпываемые топливные ресурсы и уменьшить загрязнение окружающей среды. Учащаяся школы № 593 познакомила нас с интересной информацией о жизни в пещерах, о приспособленности живых организмов к сложным природным условиям. А ученик школы № 23 совершил с участниками секции путешествие по сказочной России. Необычные рассуждения прозвучали из уст ученицы 11 класса гимназии № 343 в докладе «Человек - царь природы». Большое впечатление на слушателей произвело исследование «Янтарь - дар солнца», сделанное целой группой учащихся школы № 26. Ребята составили иллюстрированный справочник, показали видео, где были продемонстрированы лабораторные работы.
Заседание прошло очень интересно, задавали много вопросов. У большинства есть желание участвовать в конференции на следующий год.
Азарченкова София, 6-А класс
ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНАЯ СЕКЦИЯ "УДИВИТЕЛЬНОЕ - РЯДОМ"
В работе секции приняли участие представители 6 образовательных учреждений Невского района. Порадовало то, что практически все доклады имели исследовательский характер, пусть и небольшой. Ребятами была проделана значительная работа как по подбору и анализу теоретического материала, так и в проведении экспериментов, сборе и обработке данных. Результаты исследований сопровождались красочными презентациями.
Всех участников впечатлила работа ученицы 4 класса Бородачевой Софьи на тему «Люминесценция» (ГБОУ гимназия № 528, руководитель: Коробченко Ю. Л.). Сложные термины не показались ей непреодолимым препятствием, и на своем уровне Соня успешно справилась с задачей.
Проводя сложные исследования с использованием оборудования, ребята смогли заглянуть и в мир невидимого: работы «Невидимки вокруг нас: раскроем тайны» учащихся 9 класса ГБОУ СОШ № 350 (руководитель: Присада Н. А., учитель биологии); «Морфологические изменения эритроцитов под влиянием некоторых медикаментозных препаратов и инвазионных растворов» Никитина Евгения, 11 класс ГБОУ СОШ № 331 (руководитель: Белоусова Э. Е., учитель биологии). А эксперименты с растениями показали возможности решения некоторых экономических и экологических проблем: например, доклад учащихся 11 класса ГБОУ СОШ № 334 «Сравнение морфологических признаков томатов при выращивании их в разных средах» (руководители: Шкляева А. А., учитель биологии, Острецова В. Е., учитель химии). Интересными были сообщения, в которых отразилось желание преобразовать наш школьный дом, сделать его краше: сообщения учащихся ГБОУ гимназии № 528 «Выявление причин и признаков угнетения комнатных растений» (руководитель: Кузнецова С. А.) и «Наш школьный двор» (руководитель: Никандрова Е. А.).
Часть работ основывалась на анкетировании, обработке статистических данных, что тоже оказалось интересным и познавательным, т.к. испытуемыми являлись сверстники экспериментаторов и выводы, сделанные в работах, можно примерить к себе. В этом ракурсе следует отметить работы учеников 9 класса ГБОУ СОШ № 334 «Исследование продуктивности запоминания среди школьников» (руководители: Шкляева А. А., учитель биологии, Острецова В. Е., учитель химии), учеников 10 класса
ГБОУ СОШ № 593 «Влияние света на формирование биоритмов человека» (руководитель: Грищенко М. В., учитель химии и биологии), а также учащихся 9 класса ГБОУ гимназии № 343 «Особенности восприятия цветовой гаммы человеком» (руководитель: Ананьева Т. В., учитель биологии).
Очень разные работы, но выполненные, как отметили члены жюри, с интересом и на высоком уровне. Удивительное, действительно, рядом!
Кузнецова С.А., руководитель секции, учитель биологии ГБОУ гимназии № 528
НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ СЕКЦИЯ "ЗРИ В КОРЕНЬ!"
Я веду репортаж из научно-технической секции «Зри в корень!». Работа началась с приветственной и, на мой взгляд, ободряющей речи её руководителя, Паниной Елены Викторовны. Затем добрые слова сказала Ирина Евгеньевна Романова, директор ИМЦ Невского района.
Первым выступал Луцкевич Кирилл (школа № 331). Он окунул всю аудиторию в познавательный мир визуальной информации. Как сказал сам молодой человек, тема доклада была выбрана специально, т.к. имеет для него высокую личностную значимость.
Про параллельные прямые нам рассказали Ларкина Александра и Шумакова София (школа № 625). Оказывается, здания не смогли бы стоять, если бы отсутствовали параллельные прямые. С Алексеем Лозинским и Елизаветой Сазоновой мы совершили «математическое» историческое путешествие по некоторым городам нашей страны. Ребята проявили фантазию и оригинальность, предлагая участникам леденец на палочке за каждый верный ответ. Лично меня сладости подкупили…
А вы знаете, как доказать формулы сокращённого умножения, с точки зрения геометрии? Нет? А ученица гимназии № 528 Петрова Ангелина не только знает, но и показала нам это на примере реальных молей!
Если бы победителя объявляла я, то награда в номинации «Самая творческая работа» досталось бы Каменевой Анастасии, ученицы школы № 23, за работу «Золотое сечение». Математика математикой, а о живописи и музыке тоже забывать не стоит. Настя не только рассказала об этом удивительном явлении, которое применял ещё сам Леонардо да Винчи, но и представила собственное музыкальное произведение.
Эх, жаль, что не я выбираю победителя, но на это есть достойные люди - наше уважаемое жюри. Его представили Ю.А. Свирина (гимназия № 528), И.А. Козлова (гимназия № 528), О.Н. Свербеева (школа № 23) и председатель жюри, многоуважаемый В.В. Крылов (школа № 625). Что же они решат?! Это мы сможем узнать 29 апреля в «Буревестнике»! А пока – интрига! До встречи на закрытии конференции!
Вощило Анастасия, 8-Б класс
СЕКЦИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ОБЖ "ЗДОРОВЫЙ ЧЕЛОВЕК - НАДЕЖНОЕ БУДУЩЕЕ"
Мне удалось присутствовать на секции физкультуры и ОБЖ. В жюри сидели преподаватели химии, биологии, физкультуры и ОБЖ из разных школ. Председателем был избран директор школы № 346 Кравченко Вячеслав Игоревич.
Первыми с докладом «Трудный путь к успеху» выступили ученицы 5 класса школы № 625 Юля Виланина и Соня Усенко. Целью их исследовательской работы было рассказать, как человек добивается успеха. Девочки поставили перед собой следующие задачи: дать информацию о знаменитой спортсменке Ю. Липницкой, найти в их классе человека с похожей биографией и выяснить, помогает ли спорт стать успешным в школе. Конечно же, столь юным докладчикам в силу возраста сложно сделать конкурентоспособную работу. Не хватало энергичности в этом выступлении. Все мы прекрасно знаем о шестнадцатилетней золотой медалистке Олимпийских игр в Сочи. Безусловно, это сенсация не только для России, но и для всего мира. Рассказывали девочки об этом и о том, чем занимаются их одноклассники. Были сделаны выводы: занятия спортом положительно влияют на оценки в школе. Хочется отметить красочную диаграмму, но заявлять в пятом классе, будто, занимаясь спортом, вы станете отличником, мне кажется слишком опрометчивым, особенно когда в опросе участвовало не более 30-ти человек.
После первого выступления было предложено задать вопросы. Председатель жюри В.И. Кравченко спросил: «Чем ещё занимаются дети в вашем классе и какой вид спорта самый популярный?». Девушки не растерялись и сразу ответили.
Тема сообщения учащихся гимназии № 528 - «Танец: спорт или искусство?» К доске вышло 5 человек. «Чем больше народа, тем больше спрос!» - сказали члены жюри, в чем я с ними абсолютно согласен. Было не совсем понятно, на какой основе построен опрос и какой контингент людей участвовал в нем. Вопрос анкетирования формулировался так: «Считаете ли вы танец спортом или искусством?». 82% опрошенных ответили, что танец - это искусство. Сам доклад отличался пониманием проблемы, так как все выступающие занимаются танцами. Затем показали ролик с хип-хопом. Думаю, он многим поднял настроение и оживил аудиторию.
Диалог с докладчиками - заключительная часть всех выступлений, и если её провалить, то на первое место можно не рассчитывать. Каждый член жюри задал ребятам интересующие их вопросы. Они отлично отвечали, очень лаконично и сдержанно, ничего лишнего.
Маслакова Нелли из школы № 346 представила свою работу о паралимпийских играх, но удержать внимание публики ей было очень сложно. Количество вопросов вызвало нечто похожее на неуправляемую дискуссию. Ведущий секции Александр Викторович Докичев показал себя как профессионал. Он вовремя понял: сложившаяся ситуация может завести в тупик. Меня очень обрадовало, что относительно молодой человек не побоялся вставить слово и выровнять «температуру» заседания.
Завьялова Кристина (11 класс) - ещё одна ученица нашей школы. Девушка рассказывала о скелетоне и санных видах спорта. Работа состояла из трех частей. Первая часть - это уникальность! Начала Кристина с небольшой исторической справки об олимпийских играх, потом речь пошла о том, что в силу изменения климата дети стали забывать о зимних видах спорта. Во второй, главной части, сравнивались скелетон и санный спорт. Информация была разложена по полочкам, все доступно и понятно. Мало кому известный скелетон очень заинтересовал ведущего секции, сидящего рядом со мной, и членов жюри. Третья часть - видеофильм: опрос жителей Санкт- Петербурга разных полов и возрастов. Лишь 10% опрошенных ответили правильно на вопрос: «Чем отличается скелетон от санного спорта?». Самый информативный и позитивный медийный материал из всех представленных на секции в этот день!
Я согласен с выводами Кристины, что её работа имеет не только информационно- поучительный характер, но и будет интересна людям разных возрастов. У жюри не было вопросов. Думаю, этим сказано, насколько работа качественна и информативна. А знаете ли вы, в какую сторону должна быть положена голова спортсмена в скелетоне и санном спорте? Я теперь знаю.
Последней участницей от школы № 528 стала одноклассница Кристины - Постнова Виктория. Начала девушка со слов основателя Международного олимпийского комитета Пьера де Кубертена «О спорт, ты - мир!», впоследствии девушка пыталась подтвердить эти слова. Ею была выбрана тема: «Спортивная деятельность как источник положительного психо-эмоционального состояния человека».
Повторить успех предыдущего докладчика в полной мере, конечно, Виктория не сумела. Однако было интересно слушать о том, как спортивная деятельность влияет на психическое здоровье и эмоциональное состояние человека. Уверен, ученица добросовестно готовилась к представлению работы, изучила литературные источники по проблеме, выяснила, какие гормоны вырабатываются в процессе занятия физкультурой и как они влияют на человека, проанализировала результаты проведённого анкетирования. Хорошо выполненная работа могла претендовать на высокие баллы при оценивании, но произошли технические накладки. Вопросов со стороны жюри не последовало, а это, на мой взгляд, говорит о том, что докладчица в полной мере осветила проблему.
Заключительным событием на секции физкультуры и ОБЖ была презентация проекта «Чипсы: за и против», который подготовили Тасенко Виктор и Павленко Андрей, дуэт молодых людей из 8 класса школы № 513. Работа, достойная безоговорочного первого места, поэтому остановлюсь на ней подробнее.
Целью исследования стало выяснение пользы и вреда чипсов, а также определение их химического состава. Ребята легко и без всякого сумбура, простым языком, на примере своего опыта и опыта друзей рассказывали о вреде чипсов. Казалось бы, очень форсированная тема иничего нового сказать нельзя … Но ученики провели анкетирование и выяснилось: 50% опрошенных регулярно употребляют чипсы.
Из чего состоят чипсы? Здесь мнения разошлись. Некоторые и вовсе не знали ответ на этот вопрос. Докладчики не просто констатировали, что чипсы вредны, а рассказали о разных маслах, в которых обжаривают чипсы, и о их главной составляющей - канцерогенах. Среди множества токсичных веществ выделяется также акриламид, вызывающий раковые заболевания. В Евросоюзе определили норму акриламида, содержащегося в воде: примерно 0,1 микрограмм на 1 литр. А в некоторых видах чипсов уровень этого смертоносного вещества превышен в 1280 раз! Ребята с помощью собственных экспериментов выяснили, что чипсы содержат дневную норму соли. Также они привели данные исследования одной из днепропетровских школ. Грызунов разделили на 4 группы: первую кормили чипсами, вторую - сухариками, третьим в пищу добавляли глютомат натрия, и только четвёртой группе давали здоровую пищу.
На двадцатый день грызуны первой группы начали постепенно умирать. Экспертиза показала: причина смерти - цирроз печени и серьёзное расстройство желудка.
С помощью анкетирования докладчики вывели три самых популярных вида чипсов: «Лэйс», «Русская картошка» и «Принглс». Они также провели качественный анализ всех образцов, в том числе анализ жиров. Как оказалось, «Лэйс» - самый жирный. Далее ребята растолкли чипсы, приготовили из них раствор и отфильтровали, проверили образцы на наличие крахмала. Затем определяли ионы натрия и хлора. Таким образом, выяснилось: в первом и третьем образце больше всего соли. К вопросу о калорийности. Оказывается, у первого и третьего образца калорийность выше, чем указана на упаковке.
На свои места докладчики садились под бурные аплодисменты. По решению судей, первое место заняла Завьялова Кристина (гимназия № 528). Второе место - Маслакова Нелли (школа № 346). Тасенко Виктор и Павленко Андрей набрали такое же количество баллов, как и Маслакова Нелли, но решением директора 346-ой школы и по совместительству председателем жюри было вынесено решение, что второе месте займёт Маслакова Нелли.
P.S. Когда все участники секции удалились из аудитории, в кабинете остались члены жюри, ведущий и я. Воспользовавшись моментом, я поговорил с Александром Викторовичем Докичевым. Вот что он рассказал:
«В школе я работаю уже 3 года, начинал преподавать брейк-данс у детей, сейчас веду занятия по ритмике. Мне поступило предложение попробовать себя в роли ведущего секции. Это показалось интересным опытом выступления перед аудиторией и дальнейшего руководства проектами. Собственно поэтому я и согласился, тем более приходилось участвовать в конференциях прошлых лет в качестве зрителя и руководителя проекта.
Я, конечно, расстроен из-за своих детей: они набрали баллов меньше остальных. Так получилось. Был момент, когда их начинали засыпать вопросами. Честно скажу, мне было сначала неприятно видеть такое отношение к моим детям, но, проанализировав, я понял, что ребята обязаны отвечать на любые вопросы в рамках темы. Судейство показалось мне адекватным, все победители получили свои места заслуженно, тем более у нас никто не остался ненагражденным и обиженным.
Более того, я поговорил с коллегами, попросил их высказать замечания по проведению заседания. Таковых не было. Лично мне все понравилось.
К слову о судействе… Председатель жюри, думаю, вёл беседу с выступающими в не совсем правильном формате: после выступления участников начинал объяснять ребятам то, что они сделали неправильно. Я считаю так: исследовательская работа заключается как раз в том, чтобы люди, находясь на каком-либо этапе жизненного развития, смогли раскрыть затронутую проблему в силу своих возможностей. Всегда надо оценивать, насколько детям интересен тот или иной вопрос и как они пытаются разобраться в нем. Давать после ответов докладчиков дополнительную информацию тоже излишне. Конечно, интересно, однако занимает много времени. Но это моё субъективное мнение.
Если говорить о самой конференции, о работах, то было очень познавательно, много новой и интересной информации.Я хоть и занимаюсь спортом, а именно танцами, но абсолютно ничего не знаю, например, о скелетоне. Как и многие, просто слышал.
Также меня поразили ребята, которые рассказывали о вреде чипсов. Особенно привлек подход к решению проблемы, ведь они с помощью химических опытов выявили каждый ингредиент, выяснили, сходится ли это с ингредиентами, указанными на упаковке. Оказалось, нет. Сначала испугался своей роли «главнокомандующего», потому что когда тебя в таком возрасте назначают ведущим столь масштабного мероприятия и к тебе приходят коллеги на порядок старше и, я думаю, умнее, то боишься сказать что-то лишнее. Но у меня были заготовки, пробежался по темам, поэтому уже имелась подводка к каждой работе. Это меня спасло».
Соколов Феликс, 10-А класс
СЕКЦИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ГОРОД МАСТЕРОВ"
Мне удалось побывать на секции дополнительного образования «Город мастеров», которая впервые открыла свои двери для учеников школ в рамках научно-практической конференции «В ответственности за будущее». И, к счастью, тех, кто приехал сегодня в нашу гимназию представить свои работы, оказалось немало. 25 человек выступили, можно сказать, первооткрывателями в этой области. Думаю, мало кто из присутствующих действительно представлял, какие эмоции получит, ознакомившись с представленными работами. Оказывается, многое можно узнать, если только захотеть!
Открывали наше настоящее представление ребята из гимназии № 528 работой «Мы рисуем песню». Они соединили в проекте три направления: рисование, оригами и хоровое пение. И, надо сказать, это выступление затронуло сердца всех без исключения. Совсем юные участники конференции исполнили удивительную песню «Мир без войны». Слова, понятные всем, звучали на трех языках: русском, английском и украинском. Как удалось узнать позже, после окончания конференции, это выступление особенно понравилось и гостям из школы № 350 и № 593.
Далее нас порадовал коллектив, известный, наверное, каждому учителю и ученику нашей гимназии: Полина Редько, Иван Аверкин и Василий Новиков представили проект «Любви прекрасные напевы» по творчеству Сергея Есенина и Александра Блока. «Литературная гостиная» под руководством В.И. Бычковой давно полюбилась всем нам, но данный проект был наполнен не только вдохновенным чтением учеников 11 класса, но и представлял собой оригинальное исследование. Мы узнали, какой вклад внесли Блок и Есенин в искусство, что было общего в их творчестве и жизни. Уже к середине выступления каждый слушатель погрузился в волшебную атмосферу, и прекрасное исполнение стихотворений лишь усилило эту магию. Слайд за слайдом, страница за страницей… Я лишь удивлялась, насколько глубокая работа была проделана. Что замечательно, интерес к теме чувствовался не только у учеников старшей и средней школы и преподавателей, но и у самых юных слушателей.
Третьей выступающей была Арлюк Владислава, ученица 10-А класса. Позже о ее работе «Гости из будущего: астероидная и кометная опасность для жителей Земли» выскажется одна девочка из школы № 350: «Мне очень понравилось. Я узнала много нового о космосе: кометы, метеориты, астероиды… Слушать было очень интересно». Влада представила интересные данные и изображения Земли и объектов космоса, рассказала о некоторых важных событиях, связанных со столкновениями небесных тел и нашей планеты. Перед началом работы секции мне удалось поговорить с Владой. На вопрос о том, почему именно эту тему она выбрала, я получила такой ответ: «Потому что проблема актуальна в наше время, кроме того астероиды и кометы представляет серьезную опасность. Да и просто интересно». Да-да, интересно, а не сложно! Мне хотелось узнать, каких трудов стоил такой прекрасный проект, но оказалось, что интерес действительно перевешивает все сложности.
После Владиславы импровизированную сцену у доски заняли две учащиеся 8-А класса из нашей гимназии: Софья Решетняк и Анастасия Малова. Их работа «Английский в свете рампы» поразила меня темпом и занимательными фактами. В финале Настя и Соня показали зрителям видеоряд с собственными выступлениями (театр на английском языке) и поделились радостью победы на многих конкурсах.
Проекты Игнатьевой Ольги «Танец модерн и история его развития» (гимназия № 513), рассказавших о второй жизни CD-дисков (они показали диски, вторую жизнь которым дали сами с помощью красочных и ярких рисунков), и Сорокиной Лилианы (школы № 593) «Моделирование изделий способом аппликаций» также не оставили никого равнодушным. Можно было бы сказать много слов о каждой из этих увлекательных работ. Но, когда я слушала все выступления, просто поражалась, с какой ответственностью каждый участник подходил к выполнению задания.
Кстати сказать, Лилиана, которая согласилась рассказать немного о своей работе перед конференцией, с улыбкой отвечала на мои вопросы. Оказывается, она занимается рисованием в школе искусств имени М.И. Глинки (повезло: я тоже оттуда!), а аппликацию как технику опробовала лишь недавно, но от этого делать работу ей было только интереснее. В конференции участвовала впервые, потому я от души пожелала девочке удачи, а после выступления встретила ее с той же улыбкой, только еще более уверенной. «Хочется узнать, кто какое место займет. Хотя было интересно слушать всех участников.
И я сама сначала волновалась, но потом, когда послушала остальных и вышла со своим докладом, поняла, что чувствую себя увереннее», - поделилась со мной Лилиана. Кстати, ее платье, выполненное способом аппликации, очень понравилось мне и другим слушателям.
Последняя участница, Тараканова Ефросинья, показала чудесный фильм по сказке «Золушка» на английском языке; актерами в нем стали ее любимые куклы. Постановка понравилась зрителям и жюри, впрочем, как и все предыдущие работы.
Подводя итог, хочу сказать большое спасибо всем участникам секции, учителям и родителям, которые, как было видно, играли далеко не самую последнюю роль в создании замечательных проектов. Я думаю, никто не пожалел, что присутствовал на нашем маленьком представлении.
После всех выступлений ребята оставили свои пожелания и впечатления на ярко-зеленых плодах нашего молодого, но быстро растущего деревца.
Распопова Рита, 10-Б класс
ЮБИЛЕЙ СОСТОЯЛСЯ!
Торжественное закрытие конференции «В ответственности за будущее» проводилось в рамках Молодежного форума и, конечно же, было необычным. Проходило оно 29 апреля в СКЦ «Буревестник». В вестибюле гостей ждала выставка детских работ, импровизированное фотоателье, где все желающие могли сделать селфи с участниками и гостями конференции. Педагоги Отделений дополнительного образования Невского района проводили мастер-классы.
Началась церемония с выступления ансамбля юных барабанщиц «Акварель» из гимназии № 513 Невского района, затем был показан фильм, сделанный видеостудией гимназии № 528, где рассказывалось об истории нашего форума юных исследователей и о заседаниях секций.
Мы издали брошюру «15 лет в ответственности за будущее». Кроме хронологической канвы и фотографий разных лет, там опубликованы отзывы учеников и выпускников. Юбилейный буклет был подарен почетным гостям.
Е. Н. Ненахова представила почетных гостей праздника: И.В. Высоцкого, депутата Законодательного Собрания Санкт-Петербурга; И.В. Житникова, главу местной администрации; Т.В. Губернскую, доцента кафедры русского языка РГПУ им. А.И. Герцена; депутатов МО МО «Оккервиль», директоров школ Невского, Калининского и других районов Санкт-Петербурга.
Награждение победителей длилось несколько часов. Все участники конференции получили почетные грамоты, цветы и подарки. Финал церемонии - главный сюрприз! Депутат Законодательного Собрания Санкт-Петербурга И.В.Высоцкий, Глава Муниципального образования С.Е.Бондарев и депутаты МО МО «Оккервиль» подарили детям научное шоу «Мечты, меняющие мир».
Юбилей состоялся!
До встречи в следующем году!