В 2015 году наша страна отмечает семидесятилетие Победы в Великой Отечественной войне. Прошло уже 70 лет со дня полного освобождения Ленинграда от фашистских захватчиков.
Семьдесят лет — много или мало? Если смотреть с точки зрения развития исторического процесса — это миг. А если смотреть с точки зрения жизни человека — это целая жизнь!
Представим себе людей, которые родились в год Победы — в 1945. Они уже не видели войны. Знали, слышали о ней, но не видели. Примерно через 20 лет (1965 г.) у них родились дети. Это уже второе поколение, которое не знало войны. Примерно в 1985 году у них родились внуки — третье поколение. В 2005 году могли родиться правнуки — уже четвертое поколение, не видевшее войны. Итак, за семьдесят лет выросло ЧЕТЫРЕ поколения в условиях мира. Это прекрасно!
Но тут же возникает вопрос. Так много времени прошло, столько поколений сменилось. То, что было 70 лет назад, уже ушло в историю. Может, сегодня «не надо память бередить»? Пусть этим занимаются историки-профессионалы?
Оказывается, надо! И последние события, происходящие в современном мире на наших глазах, убеждают — еще как надо!
Передача знаний будущим поколениям о том, что создали их предки, называется исторической памятью. Эта связующая нить между «прошлым» и «будущим» помогает развиваться обществу. Без исторической памяти человеческое общество погибнет. У советского писателя Ф. Абрамова есть замечательное высказывание: «Народ умирает, когда он становится н а с е л е н и е м. А населением он становится тогда, когда забывает свою историю». Что это значит? Народ — творец и созидатель, а население — потребитель и разрушитель. У потребительского общества нет ничего святого, он не помнит своих корней. Такое «перекати-поле» идет по жизни, управляемое более сильными и, как правило, злыми силами. И это очень опасно для всего человечества.
Вы живете в Петербурге (в годы войны он назывался Ленинградом). Блокада, которую пережили ленинградцы в годы войны, не имеет аналогов в истории. Прочитайте слово по слогам, и получится: блок — ада. И это соответствовало действительности.
На ленинградцев обрушились еженощные бомбежки, внезапно начинавшиеся обстрелы города, отсутствие нормальных условий жизни (воды, света, тепла — при морозах минус 30 градусов!). Самым страшным был голод. От истощения люди заболевали дистрофией, для спасения от которой нет лекарств.
Я говорю Вам об этом не для того, чтобы запугать или разжалобить, а для того, чтобы поставить вопрос: ПОЧЕМУ?
Почему и как в этом аду люди не только выстояли, но и победили? Где они взяли силы?
Представим себе блокадные весы. Они были не такими, как сегодня. Это две чаши, соединенные горизонтальной перекладиной. Посередине находилась стрелочка. На одну чашу весов клали гирьки, на другую — хлеб. Когда стрелка останавливалась четко на середине, товар был взвешен.
Что получится, если на блокадных весах взвесить человеческие качества?
Подвиг — Преступление
Мужество — Трусость
Милосердие — Жестокость
Самопожертвование — Шкурничество
Вера — Отчаяние
Доброта — Жадность
Честность — Мародерство
Долг, честь — Предательство
Все эти человеческие качества присутствовали в блокадном городе и существовали рядом. Но сумма высоких нравственных качеств горожан оказалась намного выше негативных, эта чаша весов «перетянула». Таков один из ответов, почему город выжил.
Чему же учит нас, жителей ХХI века, опыт ленинградских блокадников? Какие уроки нам следует извлечь?
УРОК ПЕРВЫЙ — высокое чувство долга и ответственности.
Историки подсчитали, что в блокаду за один день делали столько, сколько сегодня выполняется за две недели. Вот такая высочайшая организация труда была! Рабочие привязывали себя к станку, чтобы не упасть от слабости, и работали, выдавая продукцию для фронта. В институте Вавилова 28 сотрудниц-дистрофиков охраняли мировую коллекцию фонда семян. Ни одного зернышка не съели, хотя некоторые из них умерли от голода. Девушки из бытовых отрядов, которым было по 17-19 лет, ходили по квартирам, выявляя еще живых, но слабых людей. Они приносили им воду, растапливали буржуйки, но самое главное, сами еле передвигаясь, ходили за хлебом и приносили этим слабым людям их дневную пайку.
УРОК ВТОРОЙ — Чувство взаимопомощи и сострадания.
Ленинградский поэт А. Молчанов, ребенком переживший блокаду, писал:
Уходит живая память,
Легендою ставших лет…
Мы тоже уйдем в легенды,
В блокадные дни свои,
Оставив потомкам гены
Той стойкости и любви.
Обессилевшие горожане поднимали на улицах упавших от слабости, но еще живых прохожих. Делились своей пайкой хлеба, если у знакомых украли карточки. Потеря карточек в блокаду — это смертный приговор. А помощь в тех условиях была равносильна подвигу.
Сохранились воспоминания известного ленинградского пианиста и композитора А. Коменского. В ноябре 1941 года он, уже ослабленный, брел по улице. К нему подошла женщина с необычной просьбой. Она просила пианиста пройти к ней домой и сыграть для умирающей от голода матери. Он пришел в замерзшую комнату. Увидел на кровати под ворохом одеял обессиленную женщину. Согрев руки собственным дыханием, А. Коменский сел к промерзшему роялю и начал играть. Когда он закончил, женщина уже была мертва, но на ее лице застыла улыбка.
УРОК ТРЕТИЙ — твердая вера в победу.
В январе 1942 года, в самые тяжелые дни блокады, главный архитектор города в промерзшей комнате, в пальто, валенках и перчатках, рисовал эскиз Арки Победы!
Обратимся к дневникам ленинградцев тех лет. Люди вели их для себя. А сегодня – это уникальный документ, помогающий нам понять чувства и чаяния блокадников. Из дневника красноармейца Путякова, осень 1941 года (время, когда фашисты заняли Пулковские высоты и стояли «на пороге» Ленинграда.): «Я уверен, не бывать им победителями. Конечная победа за нашей армией. Я уверен, наша армия победит».
Из дневника девушки-бойца МПВО, 1942 год: «Надоела война, нет слов. Но все же немца прогнать надо, другого выхода быть не может».
УРОК ЧЕТВЕРТЫЙ — не расслабляться, не опускаться в любых условиях, трудиться и бороться.
Ленинградцы выжили потому, что они жили, двигались, трудились, боролись. В 1942 году в блокадном городе инженер Судаев изобрел новый образец автомата, из которого салютовали над поверженным рейхстагом в мае 1945 года. В марте 1942 года были открыты 62 парикмахерских, работало 90 пунктов по ремонту обуви и 90 пунктов по пошиву одежды. Это в осажденном, голодном и обстреливаемом городе! В апреле 1942 года после страшной зимы пустили первый трамвай. Это очень подняло настроение ленинградцев и неприятно удивило фашистов. В мае 1942 года в городе состоялся футбольный матч. Футболистов отзывали с фронта. Они были истощены, как и все ленинградцы. Тайм продолжался 30 минут, больше игроки выдержать не могли. В перерыве они не садились: боялись, что не смогут подняться.
Все знают об исполнении в блокадном Ленинграде в августе 1942 года Седьмой (Ленинградской) симфонии Д. Шостаковича. Но мало кто знает, что в городе жили и работали композиторы, которые сочиняли марши, балеты, оперы, песни. Это во время блокады! К сожалению, их имена забыли, и они открываются только сейчас, через 70 лет. Вот некоторые из них. Валериан Богданов-Березовский создал оперу-дневник «Ленинградцы» о жизни в блокаду обычной семьи. Это было написано с такой силой и правдой, что в 1943 году чиновники запретили ее исполнение. И до сих пор эту оперу никто не слышал.
Борис Гольц за свою песню был удостоен премии — дополнительного пайка хлеба. Но получить его он не успел: умер от голода. А было ему 29 лет.
Сейчас в архивах обнаружено 11 имен композиторов, творивших в блокаду.
Все уроки блокадников — уроки высокой нравственности, человеческого достоинства, мужества и веры в победу.
Жизнь и борьба ленинградцев в годы блокады — это небывалый в мире ПОДВИГ. Это можно подтвердить следующим.
Во-первых, во время Второй мировой войны более 30 городов оказались в блокаде. Но выстоял и победил только один — наш город.
Во-вторых, это подвиг по длительности (почти 900 дней и ночей без перерыва).
В-третьих, по количеству участников (жители целого многомиллионного города).
В-четвертых, по силе нравственности. Ленинградцы показали всему миру, «как в окруженье палачей не превратиться в оборотня, в зверя».
Подвиг ленинградцев достоин сохранения в веках. А сохранение этой памяти и передачи ее будущим поколениям зависеть будет от вас, ныне живущих.
И.М. Лебедева, кандидат педагогических наук, Отличник народного Просвещения, лауреат международного конкурса «Звезда Прометея»
«Вспомним всех поименно…» — так называется сборник работ наших учеников, их родителей и учителей гимназии о своих родственниках, воевавших в годы Великой Отечественной войны. 59 очерков о непростой судьбе прадедушек и прабабушек. Рядовые и офицеры, труженики тыла и блокадники, дети, жившие на оккупированной территории, и узники концлагерей — герои этих рассказов.
На пожелтевших фотографиях военных лет даже лица особенные. Глаза, мимика, жесты — как живые! «Смотрю на фотографии тех лет и плачу. Что вам пришлось пережить, мои родные, одному Богу известно…» — пишет Т. Г. Столпинская, мама ученика, рассказывая о своем семейном альбоме.
Особенно меня тронула фотография, на которой был изображен седой полковник с орденами. Правнук сделал надпись: «Красивый дед!». В этих двух словах и гордость, и детское восхищение, и досада: ведь с таким красивым дедом уже нельзя пройтись по улице.
Каждая история — «со слезами на глазах». «Моей прабабушке в 1941 году было всего 24 года. Это самый беззаботный возраст, когда хочется встречаться с молодыми людьми, гулять и развлекаться, но на ее плечи легли все тяготы и лишения войны. Есть такое выражение «с голоду пухнет». У нас сохранилась фотография блокадных лет, с которой смотрит опухшее лицо измученной пятидесятилетней женщины, а прабабушке Ане — всего 25», — читаем мы в очерке Михаила Романова (7 класс). «Я никогда не видел дедушку живым, Александр Иванович умер за два года до моего рождения. Он очень хотел внука. Бабушка говорит, что я на него похож», — заканчивает свой рассказ Максим Шаронов (5 класс). «Я очень горжусь своими дедушками и бабушками! Когда вырасту, тоже буду защищать нашу Родину, чтобы никто не посмел сказать дурно о ней или даже плохо посмотреть на Россию!» — это слова из работы Алексея Федотова (2 класс).
Сложно переоценить значение этой книги. О войне, безусловно, надо помнить. В России тысячи музеев и мемориальных комплексов, великое множество памятных досок, обелисков, «вечных огней». Но коллективная память — одно, а семейная — совсем другое.
Она ближе, более ощутима и действенна, потому что касается твоих родных. Дети рассказывают не об абстрактных героях, а дедушке Толе, погибшем под Сталинградом, или бабушке Люсе, пережившей страшные годы блокады. А потом они расскажут об этом свои детям, да еще покажут нашу книгу.
С.В. Алекаева, составитель сборника
Крещенские морозы… Люди, кутаясь в шарфы, спешат по своим делам: родители ведут своих детишек в уютные ясли и детские сады, дети постарше идут в школу, взрослые торопятся поскорее нырнуть в теплое метро или прогревают свои автомашины. Главное — не находиться слишком долго на морозе: мерзнут носы, пальцы рук, холодный воздух обжигает горло при каждом вдохе.
И мало кто задумывается, как в такой же холод смогли выжить люди в осажденном Ленинграде: без еды, без отопления, под непрерывными бомбежками. Слишком много лет прошло с тех пор, слишком мало осталось живых свидетелей героического подвига жителей нашего родного города в дни Великой Отечественной войны.
Моя прапрабабушка, Васса Ивановна Бовина, всю войну жила и работала в Ленинграде. В первые дни войны ее муж и зять ушли добровольцами на фронт, дочка увезла маленькую внучку к родственникам в Тверскую область, а сама отправилась помогать Родине как вольнонаемный работник. Вскоре фашистский капкан вокруг Ленинграда захлопнулся, и Васса Ивановна оказалась в осажденном городе.
Я попыталась представить, что могла бы рассказать моя прапрабабушка о своей жизни в это страшное время:
«Холодно… Очень холодно… Раннее утро. Буржуйка с тлеющими обломками мебели не может согреть комнату. Темно. Фонари на улицах не горят, окна домов затянуты одеялами, чтобы ни один луч света не просочился наружу, не привлек внимание фашистских летчиков — в темном городе им тяжелее ориентироваться, находить цель для бомбежки. Остатки воды в жестяном ведре покрылись корочкой льда. Хорошо, что вчера принесла воды. Нева близко, но поход с ведром на салазках к проруби — тяжелое испытание. Можно сказать, маленький подвиг. Распухшие ноги почти не двигаются, хочется присесть отдохнуть. Но отдыхать нельзя: неподвижного человека мороз убивает быстро и незаметно.
Нужно вставать и идти. Я продолжаю работать, как и многие ленинградцы. До войны наш Охтинский комбинат химико-пищевых ароматов производил эссенции из ягод, фруктов и кофе для ароматизации пирожных и конфет. Теперь в этих цехах мы делаем ручные гранаты. Все предприятия Ленинграда производят оружие, с помощью которого уничтожаются вражеские полчища, окружившие мой город.
Выхожу из подъезда. Улица пустынна, холод практически невыносим. До комбината добираться долго. Тысяча неуверенных шагов на подгибающихся ногах. Иду, считаю шаги, стараюсь не думать о хлебе. Есть хочется все время, даже во сне. Работающему человеку полагается 250 граммов хлеба в день. Больше ничего. Вообще ничего. В этом хлебе почти нет муки: его выпекают из отрубей с добавлением опилок. Но он вкусный, очень вкусный…
Вот, наконец, и проходная. Захожу. Во дворе, в углу, большая куча клюквенного жмыха. Не успели вывезти перед войной. Это наше спасение. По распоряжению директора комбината всем работникам каждый день выдают его небольшими порциями. У нас не будет цинги.
Прохожу в цех, здороваюсь с друзьями. Некоторые из них уже не хотят тратить последние силы на дорогу и ночуют прямо на рабочем месте. Мы обмениваемся новостями. Рассказываю им, как в одной из квартир нашего дома дворники вчера нашли девочку Олю,
которая несколько дней лежала около мертвой мамы и просила ее открыть глаза. К счастью, девочка жива. Дворники отвели ее в детский дом.
Прохожу в цех, здороваюсь с друзьями. Некоторые из них уже не хотят тратить последние силы на дорогу и ночуют прямо на рабочем месте. Мы обмениваемся новостями. Рассказываю им, как в одной из квартир нашего дома дворники вчера нашли девочку Олю, которая несколько дней лежала около мертвой мамы и просила ее открыть глаза. К счастью, девочка жива. Дворники отвели ее в детский дом.
Многое, наверное, могла бы рассказать моя прапрабабушка, но ее уже давно нет в живых.
Медведева Александра, 6 класс
В гимназии состоялась XIV районная научно-практическая конференция «В ответственности за будущее». Мы предлагаем вашему вниманию заметки наших учителей и репортажи учеников.
2015 г. — год скорбной и торжественной даты, 70-летия Победы в Великой Отечественной войне. Наука не могла остаться в стороне от столь великого события. Тема конференции была сформулирована так: «Память сильнее времени». Именно человеческая память не дает ускользать, словно песку сквозь пальцы, всему, что происходит вокруг, людям, которые значимы и дороги. Как говорится: «Человек жив, пока о нем помнят». Помним и мы…
14-го апреля 2015 года уже в 14-й раз актовый зал торжественно принял взволнованных гостей. Тут и там мелькают юноши, одетые в военную форму, похожую на обмундирование дедов и прадедов — дань памяти. Всего в работе конференции приняли участие 121 учащийся и 58 педагогов из образовательных учреждений Невского, Кировского, Фрунзенского и Калининского районов. Снова конференция объединяет гостей из разных уголков нашего города.
Звучат фанфары … Добрая улыбка и напутственное слово из уст директора гимназии, Заслуженного учителя РФ Е.Н. Ненаховой.
В путь… «Лишь наука на земле служит людям вечно…» Ничего не изменилось со времен средневековых студентов. Отзвучал «Gaudeamus» в исполнении хора 8-В класса. Секции ждут своих героев. Жаркие споры, новые открытия, знакомства — все это первый день конференции. 9 секций, в том числе многочисленная секция совсем юных ученых — первоклассников гимназии. День был трудным, но интересным: определены победители и призеры по секциям, осталось дождаться церемонии награждения. Почетно выступить с одной трибуны с именитыми учеными — такой привилегии удостоены авторы лучших выступлений.
Торжество продолжается. Юных исследователей и руководителей их работ, приглашенных в актовый зал гимназии 17-го апреля на Пленарное заседание, приветствуют почетные гости: Фурсей Г.Н., академик, председатель СПб РАЕН, доктор физико-математических наук, профессор, Заслуженный деятель науки, лауреат Государственной премии СССР, вице-президент международной Лиги защиты культуры; Лебедева И.М., кандидат педагогических наук, Отличник народного просвещения, лауреат конкурса «Звезда Прометея»; Бондарев С.Е., глава МО МО «Оккервиль»;
Воробьев А.В., заместитель главы МО МО «Оккервиль»; Васильева В.Н., заместитель директора по организационной и методической работе НМЦ Невского района, и, конечно, Ненахова Е.Н., директор ГБОУ гимназии № 528, Заслуженный учитель РФ.
Звучат добрые слова. Но не исчезает ощущение, что еще одна гостья в зале, и имя ей — память. Она выводит на сцену коллектив «Юный ленинградец». Танец «Вальс Победы» напомнил всем о юбилейной дате. Звучит это напоминание и в словах Г.Н. Фурсея. Главная мысль его выступления: «Наука и образование — движущая сила для человечества, и одновременно тот фактор, который не позволяет утратить память о прошлом». А какой живой и реальной становится эта память благодаря удивительно проникновенному и интересному выступлению И.М. Лебедевой «Размышления о блокаде»! Тихо, зал ловит каждое слово, чтобы оставить его в своей душе. Живой свидетель самого страшного для нашего города времени дарит твердую уверенность в том, что такое не должно повториться.
Открывают свои шкатулки памяти и юные исследователи: вопросы, которые они затрагивают в своих выступлениях, важны и серьезны. Представители ГБОУ № 350, ученицы 10 и 11 классов Акимова Евангелина, Варюшина Александра и Мокрова Анастасия, рассказывают, какую роль сыграла химическая наука в победе советского народа над Германией. Учащийся 3 класса гимназии № 528 Иванов Антон с восторгом говорит о легендарном танке Т-34.
Надолго запомнилось гостям конференции выступление учащегося 4 класса ГБОУ № 342 Исламова Тимофея: он уделил внимание «маленьким героям большой войны» — животным, которые сражались наряду с людьми и внесли свой неоценимый вклад в Победу. В каждом из нас живет частичка памяти о тех страшных днях, нет ни одной семьи, которую бы не затронула война. О своих родственниках рассказал учащийся 6 класса ГБОУ № 23 Мазин Андрей.
Война идет не только на фронте, но и в тылу. Нельзя позволить врагу уничтожить то, что составляет прошлое и гордость российской культуры. Со сцены звучит английская речь: выступает учащаяся 8 класса гимназии № 528 Абрамова Вероника с работой «Шедевры Чарльза Камерона во время и после Великой Отечественной войны».
Особую атмосферу удалось создать учащейся 9 класса гимназии № 528 Либерман Анастасии. Она не только рассказала об истории создания хореографического ансамбля имени А.Е. Обранта, но и продемонстрировала отрывок из танца «Тачанка», восстановленного юными участниками ансамбля и посвященного памяти его основателя.
Все волнения и выступления позади. Самая радостная часть пленарного заседания — церемония награждения. По итогам конференции призерами стали 56 учащихся.
Чувствуешь свою значимость, получая награду из рук выдающегося ученого, одновременно понимая, что это всего лишь первый, но не единственный шаг в науку. Ведь наша память сильнее времени, и именно мы ощущаем себя по-настоящему ответственными за будущее.
Михайловская А.В., организатор конференции,
кандидат философских наук, учитель истории
Юные исследователи с волнением заняли свои места. Ведущая секции Т.А. Домасевич пожелала всем успехов, и работа начались.
Первым представил свои исследования Илья Зайцев, ученик 2 класса нашей гимназии. Со знанием дела рассказал он об автомобилях ГАЗ-АА и огромной роли этих машин во время Великой Отечественной войны.
Иванов Антон (3 класс, гимназия № 528) поведал историю создания легендарного танка Т-34, на котором воевал его прадедушка. Ярко, живо, проникновенно звучал его рассказ о боевом пути своего прадеда. «К сожалению, мне не удалось посидеть в танке, но мы с папой собрали модель настоящего Т-34», — завершил свое выступление ученик.
А вот Гусев Дмитрий (4 класс, школа № 625) исследовал роль ленинградских танков КВ-1 и КВ-2 на поле боя, историю их проектирования, недостатки и положительные качества боевых машин, результаты участия в сражениях и ответил на вопрос, почему танкисты так любили КВ-1 и КВ-2.
Представили интересные работы о своих прабабушках Гаврилова Елена (4 класс, гимназия № 528) и Павлова Екатерина (4 класс, гимназия № 528).
Кузьмин Илья (4 класс, гимназия № 528) сделал доклад о том, как сайты «Мемориал» и «Подвиги героев» помогли найти ценные сведения о прадеде, узнать, где он воевал и где похоронен.
Саша Лобанов (4 класс, гимназия № 528) ярко представил свою работу «Три войны — одна жизнь», посвященную прадедушке, который прошел три войны и ни разу не был ранен, хотя служил сапером.
Мне понравились выступления наших учеников Бычкова Кирилла (2 класс) и Дмитриевой Юлии (3 класс). Кирилл не только рассказал об орденах и медалях, но и создал свой собственный орден, которым он наградил бы ветеранов Великой Отечественной войны. А у Юлии получилась настоящая исследовательская работа о возрождении Арки Победы.
Все выступающие сделали интересные презентации, чувствовалось их проникновение в тему, заинтересованность, неравнодушие. Тепло и уважительно говорили они о своих родственниках — участниках войны. На секции царила спокойная и доброжелательная атмосфера.
Как славно, что юные прикоснулись к Великому празднику и этот День уже не будет для них обычным днем!
Бычкова В.И., педагог дополнительного образования.
Я присутствовала на секции начальной школы, честно говоря, признаю, что ученики потрудились на славу. Несмотря на юный возраст, у многих были достаточно сильные работы.
В кабинете находились 15 учеников, учителя и родители в качестве группы поддержки. Правда, кое-кто из выступающих говорил тихо, забывал и путал слова. Ну всякое бывает… Однако меня поразил доклад Александра Головина из 2-А класса. Он проделал грандиозную работу. Мальчик, конечно, вместе с родителями встретился с ветеранами, записал их рассказы и представил публике. Кроме того, он сам проехал по Дороге жизни и посетил памятные места.
Очень хорошая работа была у Исламова Тимофея (школа № 342). Он подготовил, кроме привычного доклада, видеофильм о животных на войне: собаках, голубях, лошадях, дельфинах, верблюдах. Интересно и трогательно.
Была затронута и тема блокады. Некоторые рассказали о своих родственниках. Ребята читали стихи.
Умную, глубокую работу проделала Аня Большакова. Она рассказывала о своем прадеде-учителе, его письмах с фронта и цитировала лиричные зарисовки о быте, природе, мыслях солдата.
Я признаю, что немногие ученики средней школы готовят доклады так усердно, как это сделали маленькие дети. Хотелось бы сказать огромное спасибо учителям гимназии и всем тем, кто способствует развитию такой интересное идеи, как школьная конференция.
Копланова Ирина, 6 класс
Каждая конференция — это открытие чего-то нового и поистине интересного. К сожалению, я не выступал с докладом, но решил посетить самую близкую мне секцию истории.
Все внимательно слушали выступающих. Каждый мог задать вопрос. Часто завязывалась дискуссия, которая сразу вызывала интерес у учеников и учителей.
Отдельно хотел бы отметить доклад «Танкостроение» Ивана Кудакова (руководитель: Грибова Н.Л.). Этот мальчик меня поразил своим выступлением! Он преодолел в себе волнение, четко, ярко, живо и эмоционально передал суть своей глубокой работы. Мимика, жесты, хорошо поставленная речь — вот секрет успеха его выступления.
Настоящее исследование представила Ильина Вероника (9 класс, школа № 338). «Документ эпохи. Атрибуция удостоверения старшего разведгруппы 342 батальона МПВО» — так назывался ее доклад. Какую огромную работу нужно было проделать, чтобы дойти до сути документа!
Все тщательно готовились к этому мероприятию. Я считаю, что для каждого ученика выступление на конференции — маленькая победа.
Новиков Василий, 10 класс
Последние три года я принимала непосредственное участие в нашей конференции, неизменно выбирая секцию иностранных языков. Меня очень радует, что в этом году я увидела ребят из других школ, с которыми мы встречались раньше в той же обстановке. Необыкновенно приятно находиться вместе с людьми, которых увлекает и интересует иностранный язык.
Тема нашей секции «Прощай, оружие!» непосредственно связана с войной. Хочу выразить свое восхищение тем, насколько хорошо были подготовлены все выступающие. Они представили интересные работы, при этом показали отличное знание английского языка, продемонстрировали правильное произношение, интонацию и дикцию.
Я выступила содокладчиком группы одноклассников, подготовивших работу «Лингвистический аспект информационной войны 1941-1945 гг.». Мы серьезно и кропотливо собирали материал, систематизировали его, в результате — 2 место.
В работе секции принимали участие ребята с 5 по 11 класс. Надо отметить, что маленькие — просто молодцы!
Хочу пожелать всем дальнейших успехов!
Редько Полина, 10 класс
Мне посчастливилось посетить секцию физкультуры научно-практической конференции «В ответственности за будущее». Как развивался спорт в Великую Отечественную войну — главный вопрос всех выступлений. Сама конференция проходила в гимназии № 528, но масштабность этого события привлекла к дверям нашей школы немало гостей.
Первым человеком, представившим доклад, стала ученица гимназии № 528 Николаева Елизавета. Тема самой конференции очень обширная, поэтому выступающим было предложено выбрать что-нибудь конкретное. Елизавета рассказывала о спортсменах-героях. По моему мнению, тема — удачная, и документальность выбранных фактов вызвала интерес и у меня, и у слушателей. Но то, как доклад был представлен, оставляет желать лучшего. Подача материала не позволила слушателям понять суть сообщения, и потому после финальных слов Елизаветы посыпались многочисленные вопросы с просьбой уточнить тот или иной фрагмент доклада.
Cледующим выступавшим была еще одна представительница гимназии № 528, Дудина Татьяна. Эпиграфом ее доклада были слова: «Спорт воевал ,спорт помогал выстоять….».Также в своем выступлении Татьяна затронула тему всем известного «матча смерти» по футболу, проходившего в оккупированном немцами Киеве между командами «Старт» и «Флакелф» 9 Августа 1942 года. Перейдем непосредственно к самому докладу. Работа была выполнена хорошо,
материал был подан безупречно, однако имелся маленький недочет: выступавшая не указала источники, откуда она брала материал, но эта погрешность никого не смутила. Всем понравилось. Тот исторический факт, когда футбольный матч, состоявшийся в оккупированном немцами Киеве летом 1942 года между местной и немецкой командами, был на пределе человеческих сил выигран нашими футболистами со счётом 5:3, не может оставить равнодушным никого. Подробнее читайте здесь. Через некоторое время после этой игры ряд футболистов-киевлян оказались в концентрационных лагерях, а некоторые были расстреляны за отказ проиграть этот матч.
Первым гостем нашей школы, выступавшим на заседании, оказался ученик школы № 346 Мартыненко Алексей. Он рассказал залу о военных лыжниках, об их стойкости и героизме в Великую Отечественную войну. Как мне кажется, этот доклад достоин номинации «лучший», так как был представлен четко, грамотно и не вызвал никаких вопросов.
Еще одним представителем школы № 346 стала Маслакова Нелли с докладом «Память сильнее времени». Эта работа точно так же, как и предыдущая, не вызвала ни единого вопроса.
И последним выступавшим была ученица нашей гимназии Постнова Виктория. На мой взгляд, эта работа тоже не может остаться незамеченной. Тема была точно такой же, как и у Николаевой Елизаветы: « Спортсмены-герои». Был подобран очень интересный материал. Например, из сообщения Виктории я услышал о Леониде Мешкове — советском пловце, который в годы войны переплыл реку Лугу, работая лишь ногами, так как левая рука у него была обездвижена, а правой он придерживал у себя на спине раненого товарища.
Казалось бы, все работы такие разные, какие-то — лучше, какие-то — хуже, но смысл у них был один: рассказать учащимся о стойкости и героизме спортсменов в военное время. И не зря абсолютно в каждом докладе прозвучали слова: «Один спортсмен полезнее нескольких солдат».
Я был несказанно рад побывать на этом мероприятии, а тем более поделиться с кем-то своими впечатлениями.
Соколов Феликс, 9 класс
Заключительный этап Всероссийской олимпиады школьников по основам безопасности жизнедеятельности прошел в Белгороде 20-26 апреля. Участниками были школьники из всех регионов России, в том числе и команда нашей гимназии.
Испытания, которые преодолевали ученики, оказались не из простых: школьники проходили полосу препятствий, включающую несколько этапов. Здесь требовались познания в медицине и туризме, навыки действий в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. Кроме того, надо было определить азимут, завязать узлы, совершить подъем по склону и спуск, пройти зону заражения, потушить условный пожар и оказать помощь пострадавшим. Кстати, последнее сделать очень сложно и с психологической точки зрения, ведь в роли пострадавших выступали манекены, оснащенные специальными датчиками, которые реагируют на все манипуляции. Например, манекены плакали и кричали от боли, а это отвлекало и могло помешать четким действиям.
Еще один вид соревнований — проверка знаний правил дорожного движения. Учащиеся демонстрировали навыки управления транспортным средством, знание правил дорожного движения, в том числе выбор оптимального маршрута движения с учетом произошедшего на трассе ДТП.
Были и спокойные моменты: ребята посетили музеи Белгорода, побывали на Прохоровском поле, приняли участие в акции "Зеленый город", посвященной Дню Победы, и посадили деревья.
Призерами заключительного этапа стали 11 учеников, среди них наши Варвара Савинцева (9 класс), Кирилл Абросимов (9 класс) и Валерия Омельяненко (10 класс).
Молодцы, ребята!
Шаров С.А., учитель ОБЖ
Конечно, будет. Подтверждением тому является научно-практическая конференция «Сочинение на современном этапе развития системы образования в РФ», которая состоялась в Москве 6-9 апреля 2015 года на базе Российской академии образования. В работе секций приняли участие ведущие ученые, учителя-словесники и методисты. Я в составе делегации от Невского района Санкт-Петербурга тоже побывала на этом важном и интересном форуме. Думаю, мои записи будут интересны и учителям, и старшеклассникам.
Работа проходила по следующим направлениям:
• Сочинение в современной концепции филологического образования.
• Сочинение — первые итоги: проблемы и перспективы.
• Сочинение сквозь призму литературоведения.
• Жанровая парадигма сочинения в начальной и средней школе.
• Психофизиологические основы обучения письму и чтению.
• Круг чтения современного школьника. Критерии отбора литературных текстов.
• Научно-методическая инфраструктура для подготовки к написанию сочинения.
Уже эти формулировки и состав участников говорят о масштабности мероприятия. Два насыщенных информацией дня пролетели незаметно. Расскажу о самом важном.
Академик РАО, Президент РАО Людмила Алексеевна Вербицкая в своем вступительном слове обратила внимание на важность главной темы конференции — школьного сочинения. Людмила Алексеевна также зачитала приветствие заместителя Председателя Правительства РФ Ольги Юрьевны Голодец.
Первый заместитель министра образования и науки РФ Наталья Владимировна Третьяк в своем обращении заметила, что сочинение сегодня — наиболее эффективный механизм развития навыков правильной речи.
С докладом «Сочинение в современной концепции филологического образования» выступила доцент кафедры филологического образования Московского института открытого образования Людмила Васильевна Дудова. Она подчеркнула необходимость обогащения словарного запаса учащихся.
Народный учитель РФ, директор Академической гимназии № 56 (Санкт-Петербург) Майя Борисовна Пильдес сказала правильные слова: «Ученики должны писать итоговые сочинения именно в своих школах и проверять должны школьные учителя. Это не просто уважение к нам, а прежде всего так удобнее детям. Что касается результатов введения итогового сочинения, то они будут заметны не сразу».
Профессор кафедры современной литературы Российского государственного педагогического университета им. А.И.Герцена Мария Александровна Черняк выступила с докладом «Современная литература в современном сочинении: возможные риски и очевидные преимущества». Она сделала акцент на том, насколько важно преподавателю говорить с учеником на одном языке и обсуждать актуальные на сегодняшний день вопросы.
По-прежнему будут известны пять направлений формулировки тем до 1 сентября.
Побывав на этой конференция, я поняла: учителям стоит задуматься, как эффективно научить детей писать сочинения разных жанров, а ученикам нужно читать книги.
Ненахова Е.Н., директор гимназии № 528
29 апреля в гимназии прошла V юбилейная церемония награждения «Звездный час». Каждый год в актовом зале собираются самые талантливые, спортивные и творческие дети для того, чтобы публично получить признание за свои заслуги.
187 участников церемонии в этом году: в начальной школе — 70, в основной — 117! «Познай себя — это интересно!», «Сотвори себя — это необходимо!», «Утверждай себя — это возможно!», «Прояви себя — это реально!» — под такими девизами в торжественной обстановке ученики были награждены в номинациях: «Шаг в будущее», «Вдохновение», «Алые паруса», «Лидер», «Звездная радуга» и «Открытый мир».
В финале мероприятия все с нетерпением ждали имя победителя. В этом году им стала Омельяненко Валерия, двукратный победитель регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников и двукратный призер Всероссийского этапа.
За каждой победой ученика стоит большой труд учителя, и поэтому для вручения награды в особой номинации «Звездная галактика» на красную ковровую дорожку были приглашены педагоги гимназии.
Всем присутствующим вручили книгу очерков наших учеников «Вспомним всех поименно…», изданную к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.
До встречи в следующем году!
Я очень рада, что ты сейчас читаешь мои не очень опытные и достаточно «сырые» стихотворения. Здесь, возможно, нет умело использованных литературных приёмов, ритм и рифма не всегда правильные, но не суди меня так строго. Я начала писать весной. Целью моей было не только создание красивого произведения, но и своего собственного, особенного стиля писания. В своих стихотворениях я экспериментирую, пытаюсь преподнести суть, столь часто встречающуюся в произведениях других поэтов, по-новому. Просто хочу показать всем людям то, что может увидеть только художник. Поскольку специальность моя именно такова, то я, мне кажется, имею полное право на это. В современной суете человек перестал замечать прекрасные вещи, которые находятся прямо под носом. Мы ходим по музеям в поисках этого прекрасного, но не замечаем всех прелестей природы и окружающего нас мира. Итак, вот они… в моих стихах.
Илона Хасина
Нет поры лучше, чем весна.
Свежа и чиста так она.
Весна — рождение новой жизни,
Так что и ты, мой друг, не кисни.
Весна — веселье и задор,
Бутонов и цветов узор,
И танец нежных мотыльков.
Не слышно легких их шагов.
Лазурно небо голубое,
И солнце яркое такое.
И это все — весна младая,
Яркая и заводная.
Была весна, и в марте было дело.
Дорога с каждым днем белела.
Весна не знала, что она
Уже давно прийти должна.
И люди все негодовали,
Не ту весну они так ждали.
За что винить весну напрасно?
Ведь к этому она и не причастна.
Пришла весна, махая солнечным платочком.
Теперь букашки и зверушки с задором прыгают по кочкам.
На жидких, реденьких кустах давно уж появились почки,
Они раскрылись, и из них живые вылезли
Листочки.
Мокрое солнце поднялось из моря,
Объятое желтым туманом.
Свежее утро, наставшее вскоре,
Как будто покрыто пожаром.
От моря исходит бронзовый пар,
Вновь пробудившийся утренний жар.
Весь город обтянут солнечной тканью,
Как будто укрыт он заботливо шалью.
Майским теплым вечерком,
Когда все засыпает,
Кто-то крадется тайком,
Звездами сверкая.
Вот он идет по переулку
Светлого ночного Петербурга,
Вот перебегает он дорогу,
И стучится в двери он с порога.
Постучится и уйдет.
Так и ночь в наш дом придет.
А когда уж все уснет,
Петербург весь оживет.
И культурной дух столицы,
Белой ноченьки царицы,
Белу шаль свою достанет,
Над всем городом расправит,
Через улицы туманом проструит
И сады росою одарит.
Велика царица белой ночи.
Насмотреться на нее нет мочи.
Приезжают ей полюбоваться
И хотят с ней навсегда остаться.
Из глаз пустых их безразличных,
Сочится вечности поток.
И оттиск знаний безграничных
На лицах, что не знают срок.
Они познали смерть, чужое горе,
И те оставили на лицах их свой след.
Впитали камни слез соленых море,
Произнеся молчания обет.
Не нужно это, ведь они собою
Все не впитали слезы до конца.
И ночью плачут сфинксы над Невою,
И боль утрат струится с их лица.
Черемуха душистая
Раскинула ветви пушистые,
Цветы распустила неяркие
Как раз в дни майские жаркие.
И гроздья свисают громоздкие,
И вижу с речного помоста я
Белесую пену цветов на воде.
Ее рассеку я на легкой ладье.
Не видно воды из-за моря цветов,
Упрется в песчаный брег лодки остов.
Упрется в край сада,
И видеть я рада
Все тот же черемухи цвет.
Красивей весеннего дерева нет.
На солнце сверкают цветы-жемчуга,
Под деревом ляжет тени рука,
А я отдохну под сенью пока.
Приторный запах вьется вокруг,
Не скрипнет ни ветка, ни маленький сук.
И ветер тот запах подхватит,
А запах сей город охватит.
Мать-и-мачеха цветет,
Радуясь погоде.
Колыбельную поет
И звенит природе.
А природа засыпает,
И закат сильней пылает.
Засыпает все вокруг.
Уж не виден солнца круг.
Закрываются цветы,
Не мурлыкают коты.
Засыпают даже мошки,
Укрывают свои ножки.
И природа видит сны.
Так прекрасны все они.
Звон проходит через сон,
Убаюкивает он.
Мне хочется уехать далеко,
Мне хочется сбежать от всех подальше.
Пускай и будет это нелегко,
Столь злобный мир не в силах я терпеть и дальше.
В нем столько злости и так много слез,
Так мало доброты и сожаленья.
Весь этот мир предательством зарос
Под светом постоянного затменья.
Я убегу туда, где солнце светит,
Со мной пойдут и взрослые, и дети.
Но есть такое место на планете,
Где доброта, где солнце светит?
Быть может, есть, но очень далеко,
Туда добраться крайне нелегко.
И вряд ли повидать нам все ж придется
То место, где иное светит солнце.
Раз так уж повелось судьбой,
Давайте сами создадим тот мир другой.
Мы оживим и доброту, и состраданье,
Печаль и слезы отступят навсегда.
Понадобятся здесь немалые старанья,
Чтоб мир создать нам с чистого листа.
Мы сами всё решим ЧТО? КАК? ГДЕ? будет,
И это не решит никто за нас,
Тогда сей мир никто уж не осудит,
Мы не осудим, и не осудят нас.
И вот зачем же я стихи пишу,
И столько мыслей я в себе ношу,
И ночью я не засыпаю.
Зачем же я пишу? Не знаю.
Быть может, липну я к стихам,
Как на магните,
Ну а поскольку я не в силах,
То вы с меня их поскорее ототрите.
Но не поможет здесь не губка, не мочалка,
О боже, голова, тебя мне жалко!
Ты пухнешь целый день без передышки,
И закипает все внутри тебя,
И так и ждешь, что побегу скорей вприпрыжку
Надоедать врачам, им нервы теребя.
Быть может, книжек начиталась,
Пролезли в уши все слова.
Так вот болезнь и начиналась,
Полна словами голова.
Раз не избавиться от этой мне болезни,
Стихи писать уж всяко мне полезней,
Чем голову марать,
Как мне ее скорей убрать.
С тех пор прибавились лишь только творческие муки,
И каждый день беру я ручку в руки.
И хоть не напишу ни одного сонета,
Я требую признать во мне поэта.
Умею сочинять стихи я
О торжествующей стихии
И о родных и близких,
Готовых для меня пойти на риски,
О красоте нас окружающей природы,
О землях, где текут родные воды.
О всем, что дорого пишу,
Как будто воздухом волшебным я дышу.
Теперь отвечу на вопрос:
Да просто мозг мой рифмами зарос.
Сформировалась вредная привычка,
Стихами мозг мой доверху напичкан.
Что будут рифмы пропадать?
Могу я их в блокнотик записать
Появятся вот так стихотворения,
Души и сердца моего творения.
Елена Иванова, двукратная чемпионка мира по спортивной аэробике, ученица 9 класса гимназии № 528, ответила на наши вопросы.
Лена, когда ты начала заниматься гимнастикой?
Еще в 7 лет.
Для того, чтобы заниматься гимнастикой, надо иметь особые природные данные или можно всего достичь тренировками?
Всего всегда можно достичь. Главное — хотеть, любить, стараться и не пропускать тренировки.
Сколько времени уходит на тренировки?
Тренировка продолжается с 16.30 до 21.30 каждый день, кроме воскресенья. Летом сборы в различных лагерях.
Расскажи о своем тренере.
У меня очень требовательные и строгие тренеры. Но мы находим время, чтобы пошутить и поговорить. Я очень люблю их и благодарна за поддержку, за терпение и за то, что они для меня делают.
Как составить режим дня, чтобы хватало времени и на учебу, и на тренировки?
Не знаю. У меня не всегда получается. Если честно, то на учебу остается мало времени, большая часть жизни уходит на тренировки. Даже на компьютер и телевизор времени нет.
Твои самые значительные спортивные достижения?
Я ездила три раза на чемпионат мира. И вот в 2014 в Мексике году мы впервые стали чемпионами мира. Также мы чемпионы России и многократные победители Кубка мира.
Связываешь ли ты свою взрослую жизнь и будущую профессию со спортом?
Да, в будущем я хочу быть тренером.
Какие качества формирует спорт?
Дисциплинированность, силу воли, дружбу и упорство. Спорт вообще формирует характер.
Спасибо!
С Еленой Ивановой разговаривал Александр Купершмит (11 класс)
В апреле в ДЮСШ № 2 прошло важное мероприятие. Спортсменов пришел поздравить К.Н. Серов, глава Администрации Невского района. После чаепития состоялось награждение победителей соревнований различного уровня. Среди воспитанников спортивной школы — ученики нашей гимназии: А. Купершмит и Е. Иванова.
С.В. Алекаева – главный редактор
Д.И. Евсеев – разработка и техническое сопровождение веб-сайта
Благодарим за статьи Е.Н. Ненахову, В.И. Бычкову, И.М. Лебедеву, А.В. Михайловскую, Н.Н. Подобед, С.А. Шарова!
Мы надеемся на дальнейшее сотрудничество!
Авторы публикаций — ученики 6-11 классов:
Е. Иванова, А. Купершмит, И. Копланова , А. Медведева, В. Новиков, Ф. Соколов, П. Редько, И. Хасина.