Кабинет министров-528 - организация, состоящая из учеников гимназии.
Мы занимаемся внеклассной жизнью школы. Наши министры входят в состав трех разных министерств:
Министерство спорта, Министерство культуры и Министерство образования.
Но, несмотря на такое разделение, работаем дружно и всегда всё делаем сообща.
Итак, разрешите представиться!
Наш кабинет министров
Министерство культуры: Васильева Полина (5-А), Яковлева Влада (5-Б), Исагова Софья (5-В), Шпагин Тимофей (6-А), Рабовская Наталья (6-Б), Турова Елизавета (6-В), Кудаков Иван (7-А), Андреев Александр (7-Б), Фролов Даниил (7-В), Перфильева Александра (8-А), Фрегин Полина (8-Б), Копланова Ирина (8-В), Ольховская Ксения (9-А), Топорова Виктория (9-Б), Бутусова Анастасия (9-В), Ядрихинская Екатерина (9-В), Попова Ангелина (10-А), Блонова Марина (10-Б), Литуновский Виталий (11-А), Либерман Анастасия (11-Б).
Министерство образования: Соловьева Мария (5-А), Яковлева Ника (5-Б), Гольдберг Татьяна (5-В), Смирнова Софья (6-А), Казаченко Андрей (6-Б), Петунина Мария (6-В), Артемьева Варвара (7-А), Сергиенков Александр (7-Б), Петрунина Арина (7-В), Кобзарь Севастьян (8-А), Лукьянова Снежана (8-Б), Сагитдинова Камила (8-В), Решетняк Софья (9-А), Вощило Анастасия (9-Б), Арзубова Маргарита (9-Б), Корнилова Мария (9-Б), Солдатова Ольга (10-А), Исанина Вероника (10-Б), Протопопова Людмила (11-А), Истомина Татьяна (11-Б).
Министерство спорта: Ковалева Мария (5-А), Колобкова Анжелика (5-Б), Зеленцов Никита (5-В), Павлов Дмитрий (6-А), Свирин Владислав (6-Б), Терехов Илья (6-В), Акчурин Иван (7-А), Агаев Анатолий (7-Б), Никулин Никита (7-В), Михайлов Александр (8-А), Солечник Никита (8-Б), Сергеев Герман (8-Б), Колегина Полина (8-В), Сметанин Илья (9-А), Зайчук Леонид (9-Б), Ноянов Роман (9-В), Образцова Анастасия (9-В), Бабенков Алексей (10-А), Климов Игорь (10-А), Балашова Александра (10-Б), Савинцева Варвара (11-А), Малютина Анастасия (11-Б).
Наше учреждение было образовано ещё в середине прошлого учебного года, но лишь в этом году его работа стала постоянной и систематической. Ребята занимаются организацией как развлекательных, так и общественно важных и нужных мероприятий. Уже прочно укрепились в жизни школы «Тематические пятницы», когда в конце учебной недели классы по очереди устраивают День Греции или День добрых дел, День комплиментов или День Хогвардс, День смайликов или День мультфильмов. Министрам под силу организовать и более масштабные праздники: «Мистер-528» и «Мисс-528», «КВН», новогодние концерты и праздники для начальной школы.
Быть министром - это не только тяжёлый труд и обязанности, но и верные друзья, радость творчества, удовлетворение от успеха.
Кстати, кабинет министров готов пополнить свои ряды новыми креативными личностями. От вас требуется чуть-чуть фантазии, целеустремлённость, желание работать в команде и свободное время на реализацию своих же идей. Желающие могут приходить на совещания Кабинета министров-528 каждый 2-ой и 4-ый вторник месяца в кабинет № 204 после второго урока.
Театр на немецком языке - это волшебный мир искусства, где раскрываются самые разные способности, прививается любовь к театральному искусству. Здесь можно не только познакомиться с культурой, традициями и обычаями Германии, но и изучать немецкий язык с удовольствием. Руководитель театра - Н.М. Голубева.
Участники театрального кружка являются организаторами и активными участниками «Недели иностранных языков», которая традиционно проводится в нашей гимназии: отрывки из произведений немецких классиков, инсценировка сказок на немецком языке, исполнение песен - все это помогает приобщиться к богатому немецкому народному творчеству.
«Кружковцы» ежегодно принимают участие в Неделе Германии в Санкт-Петербурге, в рамках которой приобщаются к немецкому театральному искусству, посещают мастер-классы, встречаются с интересными людьми. Недавно мы участвовали в международном проекте и по приглашению Центра русско-немецких встреч в Санкт-Петербурге побывали на спектакле «Тайна янтарной комнаты», поставленном на немецком языке труппой из Германии.
Впереди у нас много интересных событий. В рамках Недели иностранных языков готовится к постановке спектакль «Ожившие братья Гримм», а также большой Рождественский концерт.
Елизавета Николаева, ученица 10 класса нашей гимназии, является игроком команды ФХК «Балашиха», занявшей I место в Первенстве России по хоккею с мячом среди девушек сезона 2016 г. Поговорим с Лизой…
Хоккей с мячом - не совсем популярный вид спорта среди девушек? Почему именно этот спорт?
Многие об этом спрашивают у девушек. Для меня ответ всегда один: я хотела доказать окружающим, но прежде всего самой себе, что я могу играть не хуже мальчишек, что только на словах они являются сильным полом, что девчонки на самом деле не уступает им ни в чём.
Как долго занимаешься хоккеем?
В хоккей я пришла в возрасте 10 лет. Да, для начала хоккейной карьеры это достаточно поздно, но мне было намного легче, ведь до этого занималась фигурным катанием, поэтому хорошее катание уже было, оставалось только подтянуть тактику и руки.
С 17 по 26 ноября 2016 года в подмосковном поселке Обухово на базе стадиона спортивного клуба «Обухово» прошло Первенство России по хоккею с мячом среди девушек 2000-2001 гг. рождения. Организатором выступила Федерация по хоккею с мячом России. В соревнованиях приняли участие 5 команд: ФХК «Балашиха», ДЮСШ «Рекорд» (Иркутск), «Ника» (пос. Обухово Московской области), «Зенит-ДЮСШ-7» (Иркутск) и сборная Московской области. За девять дней соревнований было сыграно 20 матчей. Каждая команда восемь раз выходила на ледовую арену, чтобы сразиться с соперниками. Команда ФХК «Балашиха» не потерпела на Первенстве России ни одного поражения (http://balashiha.ru/press_center/).
Рубрику ведет педагог-психолог
Анна Владимировна Абаринова
Сразу после университета я работала в общественной организации, где помогала подросткам и молодым мамам. В сложной системе помощи я отвечала за последнее звено - профессиональное образование, которое многие из клиентов организации так и не получили в положенные сроки.
Меня поразило, что для этих людей образование - мечта, а школьные годы - упущенная возможность. Что им помешало? Отсутствие элементарных условий для занятий, веселые вечеринки, счастливая любовь, случайная беременность, заботы молодых родителей. Такая обычная история для тех, кому я помогала в начале профессионального пути, сейчас видится мне совсем по-другому.
Сегодня я работаю в очень хорошей гимназии, где большинство ребят имеют способности выше среднего. Чаще всего они воспитываются в благополучных семьях и ни в чем по-настоящему не нуждаются. Вряд ли кому-то из них приходилось ночевать на улице и попрошайничать у метро. И не перестаю удивляться тому, что в этой, казалось бы, среде домашних мальчиков и девочек школу воспринимают часто как средство поступления в престижный вуз, а иногда - как кару небесную.
Структура личности очень сложна. Но, по мнению многих исследователей, которое я разделяю, система ценностей и базирующаяся на ней мотивация составляет ядро личности. Именно то, что для человека важно, является внутренней причиной поступков человека и всех принятых решений.
И здесь второй удивляющий меня вопрос: каких усилий стоит посещать место, где тебе плохо? Кто прилагает эти усилия? И неужели общество настолько нуждается в том, чтобы вокруг все разбирались в творчестве поэтов серебряного века и законах Ньютона, что готово эти усилия прилагать?
Очень часто, обсуждая в моем кабинете школьную успеваемость, я слышу довольно радикальные ответы на эти вопросы. Но тогда зачем? Зачем вся эта дорогая игра в школу? В бесстрашных хулиганов и строгих учителей? Я не хочу в этом участвовать.
Мне кажется, любому человеку полезно понимать, почему он поступает так, а не иначе. Чтобы разобраться с тем, зачем я хожу в школу, предлагаю ответить на несколько вопросов анкеты.
За ответ «да» начисляется 2 балла, за ответ «иногда» - 1 балл, за ответ «нет» - 0 баллов.
В анкете каждый вопрос отражает тот или иной мотив. Все мотивы условно можно разделить на две группы. Посчитайте свои баллы и сравните, какие мотивы для вас важнее: внутренние или внешние.
но не познавательные |
|
1. Престиж в классе 2. Престиж в семье 4. Социальное одобрение со стороны родителей 5. Боязнь наказания 8. Социальное одобрение со стороны учителя 9. Социальное одобрение со стороны одноклассников |
3. Познавательный интерес 6. Внеучебная мотивация 7. Мотив достижения 11. Мотив общения 12. Осознание социальной необходимости 10. Самореализация |
Внешние мотивы отличаются ненадежностью, потому что они связаны с обстоятельствами, которые в любой момент могут измениться. Мы вырастаем из страхов, как из старых ботинок. Со временем становимся более сильными и независимыми и перестаем нуждаться в ободрительном похлопывании по плечу.
Внутренние мотивы способны обеспечить большую, чем внешние, настойчивость, поскольку связаны с тем, что человек делает для себя, а не для других. На самом деле человек всегда делает лишь то, чего хочет. Так юноша, жаждущий общения, будет приходить в школу, чтобы погрузится в пучину отношений, а это, несомненно, отразится как на полноте его познаний, так и на среднем балле аттестата. А тот, кто стремится достичь вершин, без сомнения будет иметь отличные оценки, хотя знания для него так и останутся способом продемонстрировать свое превосходство.
Поскольку основной функцией школы является обучение, то в качестве наиболее благоприятного мотива следует рассматривать познавательный. Именно этот мотив может обеспечить не только хорошие баллы, но и стойкие знания по самым разным предметам.
Ученик, жадно глотающий знания, - самая большая награда учителя. С такими учениками приятно и интересно работать, поэтому, помимо одобрения, они часто получают множество других возможностей: участвуют в конференциях, ездят на экскурсии, проводят исследования и прочее.
Опубликованная анкета не лишена недостатков, т.к. позволяет лишь грубо оценить стремления того или иного человека. Но полученные результаты помогут научиться понимать и, что самое главное, осознанно выстраивать ближайшую перспективу и контролировать свои действия.
Мне часто возражают: многие отличники в жизни ничего не добились, а многие троечники стали властителями судеб. Я вообще говорю не об оценках. Для меня важно, чтобы школьники понимали, в какой именно изумрудный город они хотят попасть, и нашли свою собственную дорогу из желтого кирпича.
Я участвовала в районном конкурсе экскурсоводов школьных музеев и заняла II место. Победители этого конкурса были награждены экскурсией в Летний сад.
8 декабря мы собрались у входа в Летний сад. Был обычный серый зимний день. То ли дождевые, то ли снеговые тучи бродили по питерскому небу, грозя разразиться снегом и дождем. Скользко. Пасмурно. Противно. Настроения не было. Да и что ждать?
Я уже несколько раз была с мамой в Летнем саду летом. Кругом шумит огромный город, а в Летнем саду - тишина и прохлада на аллеях. Приятно погулять здесь, особенно в жаркий день. Огромные деревья могучими ветвями цеплялись друг за друга, создавая зеленую крышу над аллеями и скамеечками для отдыха, Чайным и Кофейным домиками. Украшение сада - античная мраморная скульптура. Открыт для посетителей и музей, размещающийся в Летнем дворце Петра I и рассказывающий на примере семейного дома императора о быте петербуржцев начала XVIII века. Шумно в Летнем саду только у памятника баснописцу И.А. Крылову, куда приходят мамы погулять с детьми. А те, узнавая на постаменте героев басен, веселятся и играют, изображая их.
Из экскурсий, книг и рассказов я знаю, что Летний сад - самый старый сад. Он, почти ровесник города, был заложен в 1704 году, спустя год после основания Петербурга. Петр I сам выбрал на левом берегу Невы место, сам был автором первого плана, в разработке и осуществлении которого приняли участие архитекторы И. Матвеев, Д. Трезини, А. Шлютер, Ж.-Б. Леблон, М. Земцов, садовники Я. Роозен, И. Сурьмин, а также многие оставшиеся неизвестными талантливые русские мастера и строители. Сад создавался в регулярном стиле. Его отличали геометрическая планировка, подстриженные кустарники и деревья, обилие водоемов, фонтанов, садовых сооружений и мраморной декоративной скульптуры. На аллеях в летнее время из оранжерей выставлялись редкие тропические растения. В специальных клетках и вольерах содержали певчих птиц и экзотических животных. В Летнем саду устраивались балы, ассамблеи и фейерверки. Попасть туда можно было только по личному приглашению царя. Размах и роскошь среди болот поражала иноземных гостей. Царь Петр гордился садом, любил его.
Но шло время… После смерти первого императора садом занимались не так тщательно и активно, деревья уже не стригли на европейский манер, хотя поддерживали их всегда в порядке. А императрица Елизавета Петровна, дочь Петра I, разрешила пускать в сад публику. Любой опрятно одетый человек имел право пройтись по аллеям.
До 1760-х годов Нева подступала вплотную к саду, и для развития города потребовалось обеспечить сквозной проезд. Новая императрица Екатерина II отдает распоряжение о производстве работ по устройству набережной. Чтобы отделить сад от набережной архитектор Ю.М. Фельтен устанавливает знаменитую решетку Летнего сада, которая и сейчас поражает своей лаконичной красотой и является одним из символов нашего города.
А между тем сад продолжает жить своей садовой жизнью, приглашая к прогулкам жителей Петербурга и гостей города. Как известно, 21 сентября 1777 года в Санкт-Петербурге произошло сильное наводнение, были разрушены фонтаны и павильон «Грот» в Летнем саду. Екатерина II решает фонтаны не восстанавливать, акведук, по которому подавалась вода к ним, разобрать, засыпать канал и гавань. В 1787-1790 годах окончательно разобрали все садовые затеи, связанные с водой. Сохраняется лишь историческая планировка, зелёный массив, отдельные архитектурные сооружения, мраморные скульптуры. До середины XIX в. в саду поддерживаются и шпалеры. В первой половине XIX века шведский король передал в подарок императору Николаю I гранитную вазу, которая была установлена между прудом и южной оградой и стала не только ещё одним украшением Летнего сада, но и местом встреч.
В 1924 году Летний сад опять пережил страшное наводнение, уничтожившее около 600 вековых деревьев, сбросившее с постаментов мраморную скульптуру, сорвав кровлю с садовых построек. Сотрудники сада постарались устранить последствия наводнения, сохраняя сад как памятник истории города. В 1941 году был разработан проект восстановления Летнего сада, но начавшаяся Великая Отечественная война не дала возможности его реализовать.
Летний сад пережил и блокаду Ленинграда. На его территории дислоцировались военные, здесь размещалась зенитная батарея. Как часовые, стояли деревья сада, но ни одно из них не погибло и не было срублено в годы войны. Всю скульптуру сада сняли с пьедестала и бережно укрыли в земле. После войны ленинградцы восстановили Летний сад. Статуи и бюсты вернулись на свои места. В 1970-е годы вновь составлен проект реставрации Летнего сада, предусматривающий частичное восстановление «садовых затей» и фонтанов, но не был осуществлен. В 2002 г. был объявлен конкурс на разработку проекта полной реставрации и воссоздание облика Летнего сада петровской эпохи. В 2009 году сад закрыли, и начались работы. После двух с половиной лет реставрации 27 мая 2012 года Летний сад торжественно открылся для посетителей.
Я еще не была в Летнем саду после проведенных реставрационных работ. С результатами этой работы нас, приехавших на экскурсию, и собирались познакомить. То, что я увидела, просто потрясло. Мы поразились, какой труд историков, искусствоведов, реставраторов, художников, инженеров, строителей был вложен в ту спящую под небольшим снежным покровом красоту Зимнего Летнего сада. В течение 2009-2011 гг. выполнены работы по реставрации мраморных скульптур и пьедесталов, которые бережно убраны на зиму в специальные ящики-футляры. Отреставрированы и та самая гранитная ваза, и чугунные ограды сада. Проведено лечение 97 больных деревьев, вырублены 32 погибших дерева и высажено 105 новых деревьев разных пород, 12000 мелколистных лип, более 5000 кустарников.
Но самое потрясающее - восстановленные с исторической точностью 8 фонтанов петровского времени! Хотя они были засыпаны снегом, все равно произвели сильное впечатление. Девятый фонтан «Лакоста» не восстановлен полностью, так как не найдено исторического подтверждения того, как он выглядел, а домысливать никто не согласился. Если уж следовать исторической правде, то следовать ей до конца! Реставраторы и историки удивили нас и здесь. Они оставили открытыми для посетителей коммуникации фонтана, чтобы все могли увидеть подлинные кирпичную кладку и чугунные трубы, по которым вода поступала в фонтан. Непривычным оказалось и то, что аллеи Летнего сада украшали шпалеры, а за ними укрылись аккуратно подстриженные стволы кустарников. При помощи шпалер в Летнем саду создано несколько берсо - крытых галерей из растений. Разрастаясь, они образуют сплошной зелёный тоннель. В саду восстановлены и боскеты - специальные ландшафтные приемы посадки и стрижки растений таким образом, чтобы они представляли собой сплошную «зеленую» стену.
Гуляя по саду, все обрати внимание на зимний вариант боскет «Французский партер» и «Менажерийный пруд». Интересна и история про «Менажерийный пруд», рассказанная нашим экскурсоводом. Зимой мы этого увидеть не могли, а вот летом этот боскет заполнялся водой, в центре него находилась беседка, куда Петр приезжал на маленькой лодочке. И если царь желал кого-то наказать или напоить, то приглашал в этот боскет. Переезжали на лодке, лодку слуга отгонял, а гость оставался наедине с Петром. И тут уж деваться было некуда… Кругом - вода. Зная характер царя, гость получал все по полной программе или напивался до потери сознания.
Восстановлен и боскет «Птичий двор», на котором воссоздан павильон «Голубятня». Согласно моде начала XVIII века птичьи дворы и зверинцы - обязательный атрибут регулярного сада. В «Птичьем дворе» содержались редкие животные и птицы: некоторые - на свободе, другие - в вольерах. Так, здесь жили орлы, черные аисты, журавли, цапли, утки, лисы, песцы, дикобраз, а в башенке «Голубятни» - редкие породы голубей. «Зверовой двор» же был построен на противоположном берегу Лебяжьей канавки на Большом лугу (сейчас - Марсово поле). «Голубятня» - большой деревянный павильон с высокой сквозной башенкой, откуда гоняли голубей. Купол башенки увенчан фигуркой голубя. В центре площадки находится круглый мраморный фонтан. Сейчас птиц и зверей в Летнем саду нет, кроме синичек, для которых сотрудниками сада сооружены кормушки. Те, в благодарность о заботе, встречают посетителей своим веселым посвистом. А лебеди, летом спокойно плавающие в Карпиевом пруду, зиму проводят в зоопарке. Так что Птичий двор сейчас - обманка.
В павильоне «Голубятня» расположен небольшой музей истории и археологии Летнего сада. Там в витринах выставлены экспонаты, найденные при проведении археологических раскопок во время реставрационных работ. Чего там только нет! Блюдца и чашки, ложки, вилки, ножницы, щипчики, фрагменты керамики дворцовых и садовых вазонов, бутылочное стекло и бутылки петровской эпохи, пуговицы, нательные крестики, женские сережки, монеты. При входе в павильон выставлена мраморная статуя Вакха, найденная в земле. Ее отчистили, а реставрировать не стали. Можно посмотреть, что с ней сделало время.
Мы побывали еще в одном восстановленном павильоне. Он носит название «Малая оранжерея». Здание оранжереи также появилось в саду после реконструкции 2009-2011 годов, оно целиком деревянное. Историкам известно, что при Петре I в Летнем саду существовали оранжереи и огород, чтобы свежие овощи и пряные травы поступали прямиком к царскому столу. Проводя реконструкция сада, павильон восстановили, и сегодня он используется по назначению. В нем хранятся в холодное время года экзотические растения, выставляемые в теплое время года в боскетах на площадях и аллеях сада. В оранжерее поддерживаются постоянная температура и влажность, которые важны для создания особого микроклимата при выращивании и хранении растений в горшках и кадках. На календаре декабрь, а в оранжерее цветут розы, плодоносят лимоны, мандарины, померанцевые деревья, источают тонкий специфический запах самшиты, набирают высоту и ширину артишоки.
Когда-то за оранжереей в петровское время располагался участок, получивший название «Красный сад». Он использовался как огород,на грядках выращивали аптекарские травы и неизвестные в России овощи. Особое пристрастие Пётр I питал к душистым травам, таким как рута, пижма, мята. Росли здесь и «диковинки» - картофель и артишок. Мы побывали на территории «Красного сада». Там нас ждал неожиданный сюрприз. Клумбы и грядки, запорошенные снегом, окаймляли кустики самой настоящей лесной брусники с пробивающимися сквозь снег буро-красными ягодами. Нам разрешили попробовать. Ягоды имели горьковато-кислый вкус.
До начала экскурсии я искренне верила в то, что зимой в Летнем саду никто не работает, но в ходе нашей прогулки по саду пришлось расстаться и с этой наивной мыслью. В саду полным ходом шла работа: экскурсионное бюро, хозяйственные и садовые службы. По аллеям проезжали маленькие специализированные машины, и рабочие посыпали дорожки песком, чтобы не было скользко. Садовники перевозили на таких же маленьких машинках или на тележках растения в кадках и горшках из оранжереи в крытый стеклянный павильон, устроенный над фонтаном «Лакоста». Там под потолком расположились специальные лампы, излучающие сине-красный свет. Такая процедура очень полезна для растений, особенно зимой, когда световой день очень короткий. Отдохнувшие и набравшие жизненных сил под лампами растения переезжали на свое место в оранжерею, а их места занимали новые. И так в течение всей зимы.
Декабрь - предновогодний месяц. Сотрудники сада уже нашли ель, которая будет играть роль новогоднего чуда с украшениями. Нам показали и ее. При помощи экскурсовода мы изготовили нехитрые украшения из обычных сушек и украсили ими нашу елочку. К сожалению, к новогодней ели посетители сада не смогут подойти вплотную и потрогать ее, так как растет зеленая красавица внутри клумбы за шпалерами. Ею придется только любоваться. А для новогоднего настроения садовники при нас украсили вазоны возле Чайного домика еловыми ветвями с украшениями.
На улице заметно стемнело. Заканчивался рабочий день и наша экскурсия по Летнему саду. Провожал нас сад новогодней подсветкой: яркими огоньками гирлянд, бережно развешанных сотрудниками сада на шпалерах и изгородях.
Доброго вечера и спокойной ночи, Летний сад! Спасибо всем сотрудникам сада и музея за подаренное путешествие во времени! До новых встреч летом, Летний сад!
Снежана Терешонкова, 6-А класс
Редколлегия газеты благодарит И.В. Фабрикову за помощь в публикации статьи.
В моей родне со стороны папы было много учителей. Можно даже сказать - целая династия.
Мой двоюродный прадедушка, Кожин Михаил Федорович, после окончания гимназии стал учителем начальной школы. Погиб в гражданскую войну в 1918 году в возрасте 20 лет. Он хорошо рисовал, писал повести и стихи.
Базеев Василий Михайлович, тоже двоюродный прадедушка, преподавал математику в Суворовском училище в Твери, имел звание майора. Родился в 1907 году, умер в 1986 году.
Кожина Феодосия Федоровна (1897-1982) и Кожина Апполинария Ивановна (1915-2006), мои двоюродные прабабушки, работали учителями начальной школы.
Моя родная прабабушка, Кожина Александра Федоровна, была учителем по химии и завучем школы.
Мой родной прадедушка, Базеев Федор Михайлович, учитель математики, погиб в годы Великой Отечественной войны.
Я хочу немного подробнее рассказать о моей прабабушке Кожиной Александре Федоровне. Она прожила долгую (1910-2002) и тяжелую жизнь.
Ее родители умерли рано, когда девочке было всего 8 лет. Из 11 их осталось только 6 детей, прабабушка - самая младшая. Она росла со старшими сестрами и братом. Поэтому уже в 19 лет после окончания 10-го класса, который был с педагогическим уклоном, уехала в деревенскую школу учить детей грамоте. Моя прабабушка была единственная грамотная на всю деревню. Позже она написала поэму «Моя жизнь». Вот отрывок:
Ко мне прекрасно относилисьЭто были 1929-1930 годы.Позднее прабабушка окончила педагогический институт в Ленинграде и стала преподавать химию в школе № 105. Ее, совсем молодую, в 1936 году (в 26 лет!) назначили завучем. Жила она там же, при школе.
В 1941 году, в возрасте 31 год, она вместе с годовалой дочкой (моей бабушкой) эвакуировалась из Ленинграда по последней дороге через Ярославль до г. Йошкар-Олы. Добирались в товарнике под бомбежками 10 дней. По пути их высаживали под дождем в поле из-за того, что впереди бомбили станции.
В городе Йошкар-Ола прабабушка работала завучем и преподавала химию в вечерней школе рабочей молодежи. Школу №1 прабабушка организовала вместе с директором. Они нашли помещение и помогали создавать коллектив. В этой школе до сих пор помнят первый педагогический состав, ведь это было во время войны.
Тогда многие эвакуированные дети работали на заводах, а вечером учились. Днем прабабушка преподавала химию в Ленинградской военно-авиационной академии, которая эвакуировалась в г. Йошкар-Ола. Моя прабабушка была награждена значком «Отличник народного просвещения».Несколько созывов она была депутатом местного самоуправления г. Йошкар-Ола. За эту работу ее наградили «Почетной грамотой Президиума Верховного Совета РСФСР».
Даже письма она часто писала в стихах. Вот одно из стихотворений, посвященное друзьям-учителям:
Писала прабабушка и веселые стихи:
Прадедушка сразу с началом войны ушел на фронт. Он погиб, защищая нашу Родину. Моя прабабушка очень любила мужа, поэтому не выходила больше замуж и воспитывала свою дочь одна.
После окончания войны прабабушке не удалось вернуться обратно в Ленинград из-за болезни дочери. Да и жилье в Ленинграде было отдано уже другим. Так она и осталась жить в г. Йошкар-Ола.
Выйдя на пенсию, Александра Федоровна все-таки переехала в Ленинград в 1971 году к своей дочери.
Моя бабушка, Базеева Ирина Федоровна, тоже собиралась стать учителем математики, но по комсомольской путевке ее направили на завод.
Работая штамповщицей на больших станках, увлеклась техникой и поступила в Ленинградский политехнический институт, стала инженером. Она занималась эксплуатацией и ремонтом больших электронно-вычислительных машин.
Так бабушка и прабабушка вернулись в Ленинград, в этот прекрасный город на Неве.
Анфиса Базеева, 4-В класс
Редколлегия газеты благодарит Т.В. Васильеву за помощь в публикации статьи.
Когда бельчата Липка и Белл шли домой после Дня рождения друга, начался дождик.
Для таких случаев Белл прихватил зонтик. А Липка не взяла зонтик, потому что их дом был рядом с домом Генри, сегодняшним именинником. И вдруг Белл сказал:
- Липка давай я открою зонтик!
- Зачем? – спросила Липка.
- Как зачем? - удивился Белл.
Белочка с удивлением посмотрела на бельчонка.
И Белл ответил ей:
- Да для того, чтобы мы не промокли, глупышка.
- А… Ну ладно…
Они разговаривали всю дорогу, так и не раскрыв зонтика. Из окна их увидела мама-белка и позвала:
- Белл! Липка! Идите домой, а то промокнете.
Бельчата послушались и зашли в дом.
Дома мама-Белка спросила Белла:
- Почему ты не раскрыл зонтик?
- Я забыл, потому что заговорился с сестрой, извини меня.
- Хорошо! - сказала мама-белка. И пригласила детей за стол.
Всем было очень смешно от того, что произошло с бельчатами.
За несколько дней до Нового года Аня отправила письмо. На следующий день на карнизе окна лежал конвертик. Девочка попросила бабушку достать его, но бабушка, не увидев письма, сказала:
- Нет там никакого письма, ты это все выдумала.
А девочка отвечала:
- Там есть оно, правда!
Бабушке это все надоело, и она пошла на кухню готовить обед. Пришлось Ане самой доставать письмо. Она накинула шаль и вышла на балкон. Еле-еле достала письмо и вернулась в комнату. Скинула шаль и начала читать: «Здравствуй, дорогая Аня! Мои письма не видят те, кто не верит в меня и в Новогоднее чудо. Вот почему твоя бабушка не видела письмо. Понятно?».
После этого Аня каждый день рассказывала бабушке про Деда Мороза и Новогоднее чудо. На следующий год бабушка увидела письмо, и Аня была очень рада.
Вот почему я верю в Новогоднее чудо!
Когда мне было нечем заняться, я смотрела в окно. И вдруг увидела, как чайки гоняют голубей. Я сразу не поняла, что они делают. А потом заметила: птицы ссорятся из-за маленького кусочка хлеба. Они громко издавали разные звуки. Тут рядом появилась бабушка и под дерево положила кусочки хлеба и булки. Чайки заметили еду и, подлетев к дереву, стали есть.
Мне очень понравился этот случай, потому что было очень интересно узнать, чем все закончится.
Сразу животных не поймешь, надо за ними очень внимательно наблюдать.
Мы продолжаем публикацию материалов проекта «Наше советское детство», которые нам предоставила И.В. Фабрикова, руководитель школьного музея
«Все лучшее - детям» - лозунг из неизвестной мне страны, Союза Советских Социалистических республик. Он был одним из главных принципов жизни в семьях. «Счастливое советское детство», - эта фраза стала своего рода штампом. Как жили мои ровесники и ребята чуть младше, что составляло круг их интересов, почему их детство принято считать счастливым? Я спросила об этом моих родителей, родственников, учителей и сотрудников гимназии, изучила документальные источники.
Как известно, детство - беззаботная пора. Но в СССР оно стало таким не сразу. Период становления советской власти, годы строительства социализма были омрачены репрессиями, голодом, страхом. Начавшаяся Великая Отечественная война у многих просто забрала этот прекрасный период жизни. Ну а потом - вновь разруха, новые волны репрессий, недоедание. Резко изменилась возрастная и половая структура общества - особенно ощущались потери молодых мужчин. Многие хозяйственные заботы легли на плечи рано повзрослевших подростков. Но все радовались тому, что наступил мир. Каждый день был лучше предыдущего: он был мирным днем. Это ценили. Отстраивались, восстанавливали, терпели, ждали и надеялись.
Улучшения в жизни советских людей начали реально ощущаться к 1960-м годам. В стране развернулось массовое жилищное строительство, открывались детские садики, школы, внешкольные учреждения. Взрослые гордились своей страной, ценя ее заботу о самых маленьких гражданах - детях. В 70-е годы партийное правительство СССР ставит политическую и идеологическую задачу: в течение ближайших двадцати лет построить коммунизм, который рассматривался как всеобщее благо для нашего народа. Одним из важнейших завоеваний советской системы периода 1970-1980-х годов можно назвать рост образовательного и общекультурного уровня населения страны. Несмотря на определенную идеологизацию, содержание школьного образования позволяло учащимся достигать высокого уровня знаний. Увеличивается и материальный достаток.
Именно на этот период пришлось детство моих родителей, юность моих учителей и родственников. Поэтому в своей работе я попыталась собрать информацию о повседневной жизни советских детей - школьников 7 -14 лет 1970-1980 годов: об учебе в школе, играх, игрушках, развлечениях. Мне интересно было узнать, какие фильмы смотрели мои родители в детстве, какие книги читали, какую музыку слушали и почему их детство, если верить лозунгам, было счастливым.
Все мои респонденты начинали свои воспоминания о детстве с рассказа о школе, о качественном и высоком уровне образования. Образ советской школы, в которой учились мои родители и начинали свою профессиональную деятельность педагоги, относится годам «позднего социализма». В этот период времени в советской школе дети жили по четкому расписанию и с четкими моральными принципами. Их воспитывали в духе товарищеской поддержки, социальной активности, интернационализма и других положительных нравственных качеств. Тогда никто и представить себе не мог, что можно снять избиение одноклассника и публично хвастаться этим в сети. А «подтягивание» отстающих или посильная помощь одиноким старикам считались абсолютно нормальными будничными делами. Но, следует отметить, что поступок или высказывание, идущие вразрез «с линией партии», могли стоить ученику или учителю очень дорого. Любое свободомыслие часто заканчивалось печально.
Учиться на «отлично» было престижно, и все стремились стать лучшими. Требовательные, но внимательные учителя, общие цели для всех, активная общественная нагрузка, обилие кружков и секций, учеба на результат, а не для того, чтобы сдать ЕГЭ - вот так вспоминают советскую школу мои респонденты. Из их воспоминаний для меня стал удивительным тот факт, что школы 1970-1980 годов всегда были переполнены, хотя о «притоке мигрантов» тогда никто не говорил. В параллели было до 5 классов, по 40-45 человек в каждом, учеба во вторую смену - все это никого не удивляло и считалось нормальным.
Как же учились дети в СССР? Конечно, все ждали с нетерпением первого класса. Для родителей подготовить ребенка к началу школьной жизни было делом несложным. Будущие школьники закреплялись за определенной школой по микрорайонам и, независимо от наличия свободных мест, зачислялись в первый класс.
Конечно, у каждого поколения - свои воспоминания и свои ценности. Мои родители и учителя в большинстве своем вспоминает советскую школу с ностальгией. Все они, советские ребята, независимо от национальной принадлежности, были воспитаны на одних и тех же ценностях. Так происходило не только благодаря их родителям - вся окружающая действительность прививала им «нужные» понятия о том, что такое хорошо и что такое плохо.
Первый, кого встречали дети, входя в школу, был В. И. Ленин, точнее, его изваяние в виде бюста или портрет. «Школа - это серьезно!» - как будто напоминал он своим строгим взором. В октябре - ноябре, к очередной годовщине Великой Октябрьской революции, первоклассников принимали в октябрята. Красная звездочка на груди была предметом гордости у ее обладателей. Жили ребята октябрятским отрядом, который делился на «звездочки» - группы из пяти человек. Так уже в раннем возрасте школьники учились жить в коллективе, приобретали первый социальный опыт. Между «звездочками» шло соревнование. Каждый правильный поступок, каждая полученная пятерка, политые цветы, вымытая доска давали надежду на победу в соревновании.
Наиболее теплые воспоминания вызывали у тех, кто был октябренком, парад октябрятских войск. Каждый класс представлял отдельный род войск. Все вместе мастерили погоны, пилотки из цветной бумаги, учили песни, учились ходить строем, вместе радовались успеху.
А потом ребят в 3 классе принимали в пионеры. Принимали не всех сразу, а постепенно, в первую очередь - самых достойных. Звание пионера надо было заслужить примерным поведением, успехами в учебе, спорте. Это был довольно действенный стимул. «Алый галстук - частица нашего знамени», - внушали детям.
В отрядах проводились пионерские собрания, торжественные, посвященные какой-либо дате или государственному празднику, с приглашением почетных гостей, и рабочие, на которых кого-нибудь обязательно за что-то отчитывали, брали на поруки, придумывали способы перевоспитания провинившегося. Пионерским долгом было помогать отстающим ученикам, заботиться о ветеранах, собирать макулатуру и металлолом, принимать участие в субботниках.
Коммунистическая партия, стоявшая во главе советского государства, заботилась и об отдыхе пионеров. Большинство из них летние месяцы проводили в пионерских лагерях. Чаще всего это были лагеря в ближайших пригородах. Но за особые успехи и отличную учебу немногим выпадало счастье отдохнуть на Черноморском или Азовском побережьях. Наиболее знаменитым на всю страну и за рубежом пионерским лагерем был «Артек». Этот лагерь являлся визитной карточкой пионерской организации страны. Побывать там - верх детского счастья.
А потом - комсомол, в ряды которого вступали, достигнув 14-летнего возраста. В отличие от октябрятской и пионерской организаций, в состав которых входили все дети, комсомольская организация была открыта только для самых достойных. Первыми принимали лучших пионеров. Обязательное требование - рекомендации от двух членов комсомольской организации или одного члена партии. Анкету проверял секретарь. На заседании комитета первичной организации рассматривался вопрос о приеме. Затем - общее собрание. Решение вступало в силу после утверждения на бюро райкома или горкома комсомола. Вот такой сложный путь проходило большинство советских школьников. Комсомольский значок на груди означал расставание с детством.
Сложно представить детство без книжек, игр и игрушек. Хорошие детские книги - дефицит! Прочитать такие книги, как «Робинзон Крузо» или «Остров сокровищ», можно было только в читальном зале, да и то не во всех библиотеках. Счастливчики приобретали хорошие книги, сдав определенное количество макулатуры.
Советские дети росли не только на лучших произведениях отечественной и зарубежной литературы, но и на лучших образцах советского кинематографа и музыки, одухотворенных талантом авторов и их заботой о нравственном воспитании подрастающего поколения. Советские мультфильмы про Винни Пуха, Карлсона и Маугли, культовый «Ежик в тумане», чудесная «Варежка» и незабываемый «Домовенок Кузя». Эти шедевры создавались с подлинной любовью к детям.
А сколько прекрасных фильмов было снято для детей! «Приключения Электроника», «Гостья из будущего», «Точка, точка, запятая»... Эти фильмы живут и сегодня, их продолжают смотреть и сейчас. У них счастливая судьба, в эти фильмы заложена душа их создателей. Каждый внес частичку себя: и актер, и режиссер, и композитор. Эти фильмы наиболее точно передают атмосферу советского детства. Музыка, созданная Максимом Дунаевским, Евгением Крылатовым, Геннадием Гладковым, стала классикой жанра. Мои респонденты назвали своими любимыми детскими фильмами умные, добрые, героические ленты: «Три толстяка», «Стрелы Робин Гуда», «Королевство кривых зеркал», «Дети капитана Гранта», «Неуловимые мстители». Ребят воспитывали и глубокие, заставляющие задуматься фильмы для взрослых, ведь на советских детей не распространялись возрастные ограничения.
У уважающих себя советских школьников не было принято бездельничать. Очень многие учились в музыкальных и художественных школах, серьезно занимались спортом. Тем не менее, времени всегда хватало и на игры, и на детские развлечения. Самые счастливые часы советского детства проходили во дворе. Здесь играли в «казаки-разбойники», «вышибалы», «салки», «прятки», «пятнашки» и другие подвижные игры. Интересно, что в Советском Союзе дети часто играли в войну. Делились на две команды: «наших» и «фашистов». Становиться вражеской стороной никто не хотел, немцами приходилось быть по очереди. Кстати, дороговизна игрушек никак не влияла на популярность того или иного игрока:
Сейчас дети, особенно маленькие, практически не делают различий между условно хорошими и условно плохими героями. Ведь если у тебя в руках «настоящий джедайский меч», купленный родителями за приличную сумму, то не все ли равно, на чью сторону встать? В СССР же все хотели спасать Чапая, быть героями-разведчиками или побеждать зловредных гвардейцев кардинала - хотели быть на стороне добра. Вечерами усаживались в каком-нибудь укромном месте (за гаражами и сараями) и рассказывали разные истории-страшилки. Зимой - снежки и катание на санках, коньках, лыжах, подручных материалах, строительство снежных крепостей. Дрались? Конечно. Иногда шли войной на соседский дом или улицу. Кроме ушибов и ссадин, получивших «в бою», попадало вечером еще и дома.
У поколения моих родителей не было компьютеров, и, с точки зрения современных детей, развлечения и игры у советского подрастающего поколения являлись достаточно примитивными, но при этом не требовали баснословных затрат. Важно заметить, что дети всегда и везде были вместе, детство проходило в коллективе, в котором высоко ценилась дружба и взаимовыручка.
Покупных игрушек было мало, поэтому мастерили игрушки сами, включая огромнейшую детскую фантазию, смекалку и умение. Предметом, с точки зрения советских мальчишек, первой дворовой необходимости была самодельная рогатка, а оружием ближнего дворового «боя» - брызгалка, изготовленная из пластикового флакона из-под шампуня. Из покупных, «магазинных» игрушек девочки любили кукол, а мальчики - машинки и луноходы, пластмассовых солдатиков. Все дружно хотели железную дорогу, но она была не только дорогой, но и дефицитной. И мягкие игрушки любили все. У миллионов советских детей был любимый плюшевый мишка. Именно ему доверялись важнейшие секреты, именно он исполнял роль домашнего психоаналитика, когда хозяину или хозяйке было плохо. Недостаток настольных игр компенсировался бумажным «Морским боем», «Крестиками-ноликами», играми с фишками и деревянными кубиком, которые рисовали себе сами. В общем, советские дети умели и знали, как и чем себя занять.
Множество людей создавали для советских детей детство. Советские композиторы, писатели, поэты, актёры, учителя, вожатые и родители строили фундамент будущей жизни. Поэтому, они, советские дети, верили в добро и справедливость. Они, советские дети, верили в любовь и дружбу. Они, советские дети, уважали труд. Они, советские дети, не измеряли свою жизнь деньгами, а богатством считали друзей и знания. Они читали и учились. Они стремились к звездам, мечтали о подвиге. Им досталось такое время, и в нем они были счастливы!
Как добрая сказка, вошел в наш дом этот герой! Может даже показаться, что это не игрушка, он - живой!!!! Знаком всем с детства, покорил весь белый свет, его повсюду узнают и все знают. Его зовут БУ-РА-ТИ-НО!!! Нашему Буратино уже 37 лет, бедняжка заметно постарел, но по-прежнему бодр и весел! Он даже старше моей мамы! Эту игрушку подарил папе его дядя Петр Николаевич. Привез из московского магазина «Детский мир». Раньше детские игрушки можно было купить только в крупных городах.
А вот пластмассовую собачку моему папе подарил его дедушка. Папе было тогда 3 годика. Он решил назвать собачку Домино, потому что тогда она была ярко-белой с черными пятнами.
Мягкая плюшевая собачка была подарена моей маме. Игрушку купила ей моя бабушка, когда маме было 10 лет. Нам пришлось постирать и причесать зверя, чтобы он снова стал как новый!
Сейчас с каждым днем появляется все больше и больше разных игрушек: волшебных, красивых, умеющих разговаривать на разных языках, способных ходить и бегать. Но тем ценнее и дороже становятся самые простые, на первый взгляд, плюшевые и пластмассовые игрушки наших пап и мам!
Я с удовольствием отдаю эти игрушки в музей, где, надеюсь, они займут свое почетное место!
Анна Захарова, 3-А классВ моём детстве (1970 - 1980-е годы) ребята не имели таких разнообразных и интересных игрушек, как сейчас. Поэтому, когда на День рождения мне подарили небольшую доску, на которой можно было писать или рисовать мелом, восторгу не было предела. Доска зелёного цвета, сзади выдвигается подставка, благодаря, которой она не падает. Наверху - счёты, а внизу прикреплён желобок для мела.
Творческое объединение «Волшебный мир красок», которым руководит педагог Юлия Андреевна Демидова, знакомит вас с работами учеников. Рисунки сделаны на уроках ИЗО и на занятиях кружка ОДОД.
С.В. Алекаева – главный редактор
Д.И. Евсеев – разработка и техническое сопровождение веб-сайта
Благодарим А.В. Абаринову, Т.В. Васильеву, Н.М. Голубеву, Ю.А. Демидову, Н.Г. Егорову, О.В. Николаеву, И.Н. Ольховскую, И.В. Фабрикову за помощь и сотрудничество!
Авторы публикаций - ученики 2-11 классов: Базеева А., Вощило А., Захарова А., Кривцун В., Либерман А., Николаева Е. , Ольховская К., Сергеев Г., Терешонкова С., Топорова В. и юные художники.