XVII научно-практическая конференция «В ответственности за будущее» начала свою работу 18 апреля. На торжественном открытии мероприятия, как всегда, присутствовали почетные гости. На этот раз к нам пришли Бондарев С. Е., глава внутригородского муниципального образования, Куницына М.Г., помощник депутата ЗАКСа Санкт-Петербурга, Житников И. В., глава местной администрации МО МО Оккервиль,Лебедева И. М., кандидат педагогических наук; директора школ: Л. А. Морозова (ГБОУ СОШ № 331), Хмелевцева Л.Л. (ГБОУ СОШ №334), Брюховецкая В.Н. (ГБОУ СОШ № 338), Кравченко В.И. (ГБОУ СОШ № 346), Анисимова С.А. (ГБОУ гимназия № 513), Григорьев В.Е. (ГБОУ СОШ № 571), Рыжов С.Л. (ГБОУ СОШ № 593).
После приветственного слова Е.Н. Ненаховой, директора гимназии № 528, Заслуженного учителя РФ, и напутствий гостей был показан видеофильм, где на вопросы участников конференции ответил летчик-космонавт, дважды герой России Андрей Иванович Борисенко. Главный сюрприз — телефонный разговор с космонавтом. И.М. Лебедева от имени всех присутствующих в зале поблагодарила Андрея Ивановича за интересный диалог.
260 учеников из 17 школ Невского, Василеостровского, Приморского, Красногвардейского, Московского и Центрального районов представили свои доклады. Авторы большей части выступлений — ученики нашей гимназии. Заседания проходили в 7 секциях. Самая многочисленная — секция начальной школы. Она работала в пяти кабинетах, потому что своими исследованиями поделились 50 учеников. Ребята говорили о космосе, об искусстве, о древних цивилизациях и многом другом. Благо, общая тема конференции «С веком наравне» позволяет обсудить самый широкий круг проблем.
Новое в работе конференции — выездное заседаниесекции отделения дополнительного образования, которое состоялось в Центральной детской библиотеке Невского района.
120 учеников стали призерами и победителями. Их, уже по сложившейся традиции, награждали 26 апреля на торжественном закрытии конференции в КЦ Троицкий. Научное шоу «Мечты, меняющие мир», подарок депутата ЗАКСа Санкт-Петербурга И.В. Высоцкого, — финал апрельского мероприятия. Было интересно!
А теперь читайте репортажи наших журналистов и отзывы учителей!
Открыл сессию самый младший участник мероприятия Русальчук Ярослав (1-А класс, ГБОУ гимназия № 528; руководитель — Егорова Н. Г.). Можно с уверенностью утверждать, что Ярослав достойно справился с ответственной задачей первопроходца. В своём докладе «Орудия древнего человека в каменном веке» он не только рассказал, но и наглядно продемонстрировал, как можно в наши дни в походных условиях сделать орудия труда, которыми пользовались древние люди.
Ученица 2-Г класса Зинченко Елизавета (ГБОУ гимназия №528; руководитель — Шмилик И. Ю.) поведала историю возникновения на Руси берестяных грамот. Она раскрыла исторический аспект темы, поделилась секретом, на какой стороне бересты нужно писать записки, чтобы текст сохранился надолго.
Своей мечтой завести домашнего дракончика поделилась с присутствующими ученица 2-А класса Кузнецова Виктория (ГБОУ гимназия №528; руководитель — Коробченко Ю. Л.). В докладе «Динозавры, древние и неизвестные» автор рассказала, мог ли отличаться умом и сообразительностью динозавр, если размер его мозга не превышал размеров грецкого ореха, а также показала, как выглядит её любимый обитатель Земли из далёких времён.
Иванюкович Анастасия (2-Г класс, ГБОУ гимназия №528; руководитель — Шмилик И. Ю.) попробовала разгадать загадку мумий. Те, кто прослушал её доклад, теперь владеют секретами бальзамирования и знают, есть ли у мумии сердце.
Доклад Кашкиной Анны (2-Г класс, ГБОУ гимназия №528; руководитель — Шмилик И. Ю.) продемонстрировал, насколько важной может оказаться одна маленькая историческая находка для решения задачи, над которой учёные безуспешно бились на протяжении веков. Анна рассказала историю расшифровки текстов с «розеттского камня», найденного войсками Наполеона в далёком XVIII веке, и научила слушателей немного читать по-египетски.
Египетской теме был посвящён и доклад ученицы 3-А класса Ягияевой Джамили (ГБОУ гимназия №528; руководитель — Тарасова Н. В.). Вместе с докладчиком присутствующие перелистывали страницы истории Египта, погружаясь в мир пирамид и фараонов.
О частичке Греции в России рассказала Власова Ангелина (3-В класс, ГБОУ гимназия №528; руководитель — Гаврилова Е. И.). Участники конференции и члены жюри узнали о городе Калос Лимен на северо-западе Крыма и смогли полюбоваться черноморскими закатами, которые Ангелине довелось увидеть своими глазами.
Доклад о наскальных рисунках каменного века подготовила ученица 3-В класса Летунова Диана (ГБОУ гимназия №528; руководитель — Гаврилова Е. И.). Она познакомила слушателей с многообразием найденных в разных уголках мира изображений, сделанных много веков назад, и рассказала, где брали краски первобытные живописцы.
Особенную ценность научной работе Степакова Георгия (2-2 класс, ГБОУ гимназия №513; руководитель — Куроптева С. А.), чей доклад был посвящён историческим находкам, сделанным на горном Алтае, придавало участие представителей старшего поколения его семьи в социологическом опросе коренных жителей данной местности. Георгий, благодаря проведённому корреляционному анализу между сейсмической активностью и археологическими раскопками, установил, виноваты ли археологи в землетрясениях, которые регулярно происходят в Алтайском крае.
Отметим с радостью и гордостью, что все ученики проявили и высокий уровень знаний в рамках освещаемых тем, поставив крайне сложную задачу перед членами жюри, и неподдельный интерес к докладам других участников конференции. Ребята знают не понаслышке, что мир истории очень увлекателен, и стремятся постичь его тайны. Знать историю очень важно, так как ответственное отношение к будущему начинается со знания прошлого.
Каждый апрель в нашей гимназии №528 проходит научно-практическая конференция «В ответственности за будущее». Этот апрель был уже семнадцатым… В гости к нам приехали ребята из разных школ города. Интересно показать другим свою работу, над которой трудился не один месяц. Я расскажу о секции начальной школы «Богатство фантазии». Главными критериями оценки работ было умение заинтересовать своим исследованием, сделать так, чтобы всем было интересно слушать, вникнуть в суть проблемы, представить результат своей работы, доказать её нужность или перспективность.
Конечно же, было трудно… Ведь столько интересных исследований у участников нашей секции! Мне очень понравились все доклады! Это и создание мультфильмов, и изучение экологического транспорта, и исследование новых пород кошек… У жюри была непростая задача: выбрать лучших из лучших!
Мне посчастливилось принять участи е в работе группы «Космос». Началась работа секции неожиданно! Первый участник предложил нам попробовать космический борщ! Луняев Тимофей (1-Б класс) рассказал о секретах космического питания, мечтах космонавтов о простой пище, а мы с нетерпением ждали завершения работы группы, чтобы отведать борщ из тюбика.
Криворучко Кирилл (1-В класс) принес с собой паука, но не настоящего, а космического! Машина по уборке космического мусора в виде паука. Уверенно отвечая на вопросы, Кирилл убедил нас, что именно пауки лучше всего справятся с задачей очистки космоса от частей ракет и спутников.
Меркулов Савва (3-Б класс) напомнил ведущему и жюри времена их молодости, когда каждый мальчишка и девчонка хотели быть космонавтами. Савва увлеченно рассказал о том, как сегодня
тренируются космонавты, какие существуют современные требования для людей, стремящихся связать свою жизнь с космосом.
Выслушав все выступления, я решил: стану космонавтом!
P.S. А борщ все-таки лучше домашний!
В работе секции «Мир света» приняли участие 11 человек : от самых маленьких, первоклассников, до четвероклассников.
Спектр работ был широк и интересен. Рассматривались и обсуждались вопросы, которые интересовали людей раньше и продолжают быть интересными и в настоящее время. Например: Как возникли книги? Как получить радугу в домашних условиях? Как влияет свет на здоровье человека? Как снизить вред от потребления электрического света? Почему зима в городе теплее, чем за городом? Что такое искусственный интеллект?
Ребята не только представили свои исследовательские работы, но и смогли заинтересовать слушателей и ответить на их вопросы.
Работа секции проходила в 321 кабинете нашей гимназии. Ведущей была учитель начальных классов Юлия Борисовна Печенюк.
На такой, казалось бы, серьезной секции, присутствовали ученики 1-3 классов. Мы выслушали 10 работ. Все они были по-своему интересны и увлекательны. Видно, что дети сами с удовольствием рассказывают о проделанной работе.
Побывав на секции «Герои нашего времени», теперь я могу точно для себя сформулировать, кто же такие герои. Напрасно вы думаете, что героем можно стать только в военное время или во время каких-то трагических событий. Нет! Участники секции рассказывали о героях мирного времени, людях, которые сумели преодолеть себя, перешагнуть через трудности и достичь высоких результатов в науке, спорте и т.д.
Сообщения сопровождались яркими презентациями. Ребята проделали огромную работу, которая не оставила меня равнодушной. Самой запоминающимся было сообщение «Подвиг танкиста» ученика 3 класса нашей гимназии Печенюка Дмитрия, которая заслуженно заняла первое место. Но самое удивительное произошло после выступления Дмитрия. С ним в дискуссию о танках времен Великой Отечественной войны вступил Зарубин Николай, ученик 3 класса ГБОУ СОШ № 625. Оказывается, оба мальчика увлечены моделированием. А тема «Техника времен Великой Отечественной войны» для них очень близка и интересна.
Видно, что участники секции — люди увлеченные. После доклада Дмитрия прозвучал доклад Николая, как бы дополняя первый. Получилось, что мальчики, не зная друг друга, выступили в дуэте. Оба этих доклада были удостоены 1 места и отмечены членами жюри как самые яркие и интересные.
Я расскажу о работе секции филологии под названием «Человек. Герой. Эпоха». Руководитель секции — Елена Станиславовна Хвостова, а ведущий – Наталья Николаевна Подобед, учителя русского языка и литературы.
Работу с анализом ушедших из употребления слов и слов-новичков представили Карина Леонтьева и Анастасия Мирза из 5 класса нашей гимназии. Юлия Полидаускайте, ученица 7 класса, рассказала об именах, которые были популярны в разное время. Алена Кузнецова и Даниил Шмелин (5 класс) поведали о детских страшилках и их роли в литературе. Гаяне Ерошенкова из 11 класса школы №23 сравнила содержание и оформление книг Г. Гофмана «Степка-растрепка» и Д. Кинни «Дневник слабака». Ученицы 5 класса той же школы Ксения Леоненко, Дарья Кондратенко и Дарья Федорова проанализировали рассказ И.С. Тургенева «Муму» и одноимённый мультфильм В. Караваева, нашли их сходства и различия. Алена Коростелёва из 5 класса гимназии № 528 поделились своими впечатлениями и мыслями о добрых рассказах Виктора Драгунского на примере цикла «Денискины рассказы». Ученица 6 класса Анастасия Уткина рассказала о Максиме Горьком и о революции, на него повлиявшей. Анастасия Ершова, ученица 7 класса школы № 331, описала проявление основных течений серебряного века в творчестве С. Есенина в период с 1916 по 1925 годы. Интересное сравнение старого и нового мира в романе Е. Замятина «Мы» провели ученицы 11 класса школы №23 Анастасия Колесова и Анна Данченко. Элина Мясищева и я, Дарья Гринько, рассказали о второй мировой войне как об одной из основных тем творчества поэтов Германии и Италии 1940-х годов. Ира Копланова и Никита Коломиец, ученики 9 класса, проанализировали экранизацию романа Бёрджеса «Заводной апельсин». О произведении Кадзуо Исигуро «Не отпускай меня» нам рассказала Маргарита Арзубова (10 класс) и предоставила свои иллюстрации к произведению. Завершила работу секции Диана Колко из 8 класса своим докладом о том, за что присуждают Нобелевскую премию по литературе.
Из каждой работы можно было узнать много интересного и познавательного. Атмосфера на секции царила дружелюбная. Хочется сказать огромное спасибо всем ее участникам и членам жюри за это чудесно проведённое время!
Каждый год на базе гимназии №528 проходит съезд учеников для того, чтобы рассказать о проблемах, затрагивающих наше будущее, и поделиться собственными размышлениями о современности.
Что же волнует в области физики и химии нынешнюю молодежь? На естественно-научной секции физики и химии «Природа удивляет…» выступили 13 учеников с 4 по 11 класс. Руководитель секции: Король Татьяна Ивановна, учитель химии нашей гимназии.
Вселенная — то, что окружает нас. Вселенная — то, что с нами всегда и везде: звезды, планеты, квазары. С планетами и звездами мы знакомы не понаслышке, каждый с детства знает, что такое Солнце и какая по свету наша планета. А вот что такое квазар? На этот вопрос ответили ученики 4 класса Терзи Алексей и Шолохов Михаил.
Вселенная удивительна и загадочна. Но как удивительна природа нашей земли! Биосфера её полна загадочными и прекрасными существами и веществами. С самого появления человека на Земле были пущены в пользование основные ресурсы планеты для выживания человека. Люди использовали все дары природы для того, чтобы сделать свою жизнь комфортнее, а также обеспечивая себе кров и защиту. Многие «Печальные страницы истории», озвученные в проекте о Чернобыльской АЭС учениками 10 класса Калининым Ильей и Образцовой Анастасией, катастрофически сказываются на природе земли.
Решение проблем физического и химического воздействия человека на окружающий нас мир пытаются решить лучшие умы человечества. Так, проблема химического воздействия в каждодневной рутине оказалась интересной ученицам 9 класса Петровой Ангелине и Афанасенко Владимире. Девочки представили свой проект «Изучение физических и химических свойств средств для мытья посуды», в котором поведали о том, чем безопаснее для природы и для самого человека мыть посуду. Все это и по сей день актуально для нас, но вот как долго мы сможем пользоваться, кажется, безграничными запасами сил земли? «Какой будет биосфера Земли через 100 лет?» — работа ученицы 8 класса ГБОУ №24, где представлено свое видение того, как же изменится наш мир, сможем ли мы выжить в нем.
Мария Семянникова и Анастасия Марушкина выдвинули четыре теории о том, как же мы будем жить в мире с различной биосферой через 100 лет. Лучшей из них оказалась та, что представляет собой симбиоз человеческих усилий и технологий, которые он же и создал. Оставшиеся три говорят нам о том, что на этой планете будет невозможно выжить, но мы не унываем и, по совету Шеменкова Максима (ученика школы №334), начинаем думать о возможности «Жизни за пределами Земли». Может быть, нам стоит задуматься о жизни на метеорите или астероиде?
Человек сам «заварил кашу» с химической промышленностью, с физическим воздействием на место своего обитания, а также на саму мать природу — ему же все и разбирать. Тогда, возможно, и не понадобится перебираться на астероиды и искать, где будет жить лучше.
Последний представленный проект «Конвергенция наук. НБИКС-технологии и их роль в сохранении биосферы земли» Пришибиловича Матвея и Гули Петра, учеников 8 класса, показал истинный путь в деле сохранения того места, где мы родились и где будут жить наши дети, внуки, правнуки.
Я бы хотел поделиться впечатлениями о работе секции «Новейшие тенденции в развитии иностранных языков» в рамках научно-практической конференции «В ответственности за будущее».
Всего было представлено 11 работ. Все они разные и по-своему интересные. Хочется отметить некоторые из них. В первую очередь это доклад ученицы 9 класса гимназии №528 Ивановой Татьяны «Современный язык американской мультипликации», в котором были представлены английские неологизмы, появившиеся в американских мультфильмах.
О современном немецком сленге рассказывала Гризон Алина, ученица 9-В класса гимназии №528, озвучив примеры современной переписки с использованием популярных сокращений.
Кроме лингвистических, были представлены работы, посвященные изучению иностранного языка. Ученик 5 класса школы №571 Котляров Михаил в сообщении «Как компьютерные игры помогают в изучении английского языка?» проанализировал ситуации, когда определенные
компьютерные игры могут быть полезны при изучении английского языка.
Ученики 4 класса гимназии №526 Савченко Александр и Черняк Александра рассказали, какое образовательное и развлекательное видео может быть использовано на уроках английского языка и как эффективно с ним работать.
Нельзя не отметить еще одну работу учеников 5 класса гимназии №526 «Английские слова в нашем языке: друзья или враги?». Ребята рассказали, без каких английских заимствований невозможно обойтись в современном мире, а какие засоряют наш родной язык.
Все участники хорошо подготовились к участию в конференции, и самое главное — каждый провел свое собственное исследование и сделал для себя какое-то открытие.
Актуальность работы секции «Современность, достойная ЮНЕСКО» состоит в том, что она рассматривает как объекты, включённые в список ЮНЕСКО, так и объекты — возможные кандидаты на включение.
Участники в своих докладах пытались доказать, что многие места, памятники и традиции нашей страны представляют важную историческую, культурную или природную ценность. Я познакомилась с интересными проектами учеников не только нашей гимназии, но и учащихся из других школ.
В первую очередь хочу отметить доклад «Бессмертный полк», ученицы 8-Б класса Коренковой Валерии, созданную под руководством Мариновой Е.С. Автор отметил, что акция «Бессмертный полк», ставшая в России ежегодной традицией, не имеет аналогов в мире, уникальна с исторической точки зрения. В докладе была отмечена необходимость включения акции «Бессмертный полк» в список нематериального наследия ЮНЕСКО.
Обратила на себя внимание работа «Дольмены России» учеников 6-А класса Соколовой Марии, Марасановой Кристины и Бородачёвой Софии (руководитель — Гронская Е.В.). Авторы рассказали об
удивительных древних архитектурных сооружениях, раскиданных по обширной территории юга России и страдающих от вандализма. Ученики провели анализ соответствия данных объектов списку критериев исторических памятников ЮНЕСКО.
Стоит отметить, что несколько работ были посвящены и нашему родному Санкт-Петербургу, исторический центр которого и прилегающие памятники включены в список культурного наследия ЮНЕСКО. Ученицы 11 класса Бутузова Елизавета и Николаева Елизавета под руководством Хасиной М.М. представили познавательную работу, посвященную анализу архитектурных направлений, отразившихся в исторических зданиях Санкт-Петербурга.
Невозможно в рамках этой статьи описать все 10 работ, представленных на секции. Я постаралась рассказать лишь о тех, которые лично на меня произвели огромное впечатление. С нетерпением жду конференцию в будущем году и надеюсь узнать ещё много интересного.
Я смогла побывать на секции психологии «Вечные ценности» и узнала много нового. Больше всего мне запомнилось выступление Павлова Макара и Сидорцова Антона из 5 класса, которые впервые выступали на конференции и рассказывали об исследовании изменения объёма и концентрации внимания в условиях внешних раздражителей. Они смогли доказать, что мальчики и девочки отвлекаются на разные раздражители.
Васильева Полина из 6-А класса нашей гимназии рассматривала тему влияния эмоциональной окраски объектов на избирательность внимания. Оказывается, девочки внимательнее мальчиков в работе со словами, но мальчики существенно больше внимания уделяют отрицательно окрашенным стимулам. Поэтому она сделала предположение, что поведение мальчиков в целом более адаптивно.
Также мне очень понравился доклад Кармадоновой Василисы из школы № 113 Приморского района, которая исследовала настольные игры и качества, которые они помогают развивать человеку. Так как игры очень увлекательны, дети с удовольствием играют в них, даже не подозревая, что усваивают новые знания и умения.
Ее рассказ был таким насыщенным и красочным, что жюри присудили ей победу.
Свое первое место Василиса разделила с девятиклассницами из гимназии № 24 им. И. А. Крылова Калакуцкой Екатериной и Антиповой Анэттой. Они исследовали влияние проблем с чтением на успеваемость по разным предметам. Эту работу они выполняли на базе образовательного центра «Сириус» под руководством Т. В. Черниговской, доктора биологических наук.
Диплом призера по праву получил Вадим Захаров, ученик 11 класса нашей гимназии. Он очень артистично рассказывал о методах определения лжи. Главное место в его работе занимал интересный и сложный эксперимент, который он проводил с большой группой учащихся 3 и 7 классов. Эксперимент показал, что для определения лжи требуется не только наблюдательность, но и специальные знания.
Ученики 6 класса представили исследование, которое провел Павлушев Кирилл, и проект на тему детских страхов, который придумали Журикова Мария и Настасья Сугикото. Были и глобальные темы. Так, ученица 8 класса нашей гимназии рассуждала об особенностях и результатах профориентационной работы в школе, а ученицы 9 класса средней школы № 625 глубоко погрузились в тему ценностных ориентаций человека. В своей работе они сравнивали идеалы подростков и взрослых людей. Особенно большой отклик нашла работа ученицы 10 класса нашей гимназии Виктории Топоровой, которая изучала отношение подростков к своему телу. Сделанный ею опрос показал, что девушки слишком критично относятся к своей фигуре и практически все желают похудеть, несмотря на то, что имеют нормальное соотношение роста и веса.
В этом году ребята выступили весьма достойно. Но было заметно, что многие очень волновались. Особенно те, кто первый раз представляли свою работу на суд строгого жюри. Атмосфера на секции царила дружеская, ребята активно задавали вопросы друг другу. Хочется пожелать всем успехов и продолжения исследований, а в будущем меньше волноваться и верить, что все получится. Я благодарна, что меня пригласили посетить конференцию, и в следующем году обязательно хотела бы тоже выступить с докладом.
Секция дополнительного образования решила переместиться в необычное и новое место — в Центральную детскую библиотеку Невского района. Ребята привезли туда 12 интереснейших работ, и каждый представил свою на суд жюри.
Ученики из разных школ очень долго готовились к конференции: читали много книг, проводили опросы среди своих одноклассников, ставили опыты, ходили в разные интересные места. Затем сделали красивые презентации и привезли их к нам на конференцию. Было сразу видно, что выступающий был заинтересован в своей работе, делал её по собственному желанию и получил удовольствие от подготовки к ней.
В этом году было особенно много достойных выступлений. В каждой работе любой человек из зала смог для себя почерпнуть много нужной и полезной информации, а вопросов от жюри было так много, что докладчик не успевал на них отвечать. Лично меня удивило то, что исследования подготовлены на самые разные темы и каждое уникально. Из всего списка я бы хотел выделить три выступления, которые запомнились мне больше всего.
Открыла конференцию Бондарева Дарья. Она подготовила сообщение на тему «Суточное меню подростка». Это тема была близка всем участникам конференции, в том числе и мне. Дарья рассказала, как правильно питаться, что же полезно есть, а что следует исключить из своего рациона. Для того чтобы показать истинную картину того, как питаются подростки, Даша провела опрос среди своих одноклассников. В конце выступления всех ждало самое интересное — идеальное меню, которому следует придерживаться всем школьникам, чтобы быть здоровыми и энергичными.
Рахимов Роман заинтересовал всех своим проектом на тему «Мода и школьный дресс-код». Роман попытался ответить на интересный вопрос: «Можно ли совмещать дресс-код и моду?». Для начала ученик рассказал всем, какую одежду надо носить в школе, а затем поделился со всеми секретом, как одеваться модно, но при этом соблюдать дресс-код.
Третье исследование, которое меня удивило, было на очень оригинальную тему «Что заставляет покупать нас фуд-стилистика?». Подготовила этот проект Колосова София, ученица гимназии № 528. В своём выступлении София раскрыла секреты направления «фуд-стилистика» и рассказала, как готовят еду для рекламных роликов, ведь в этом случае главное — не качество продукта, а его внешний вид. Все узнали, что для презентабельного вида блюда фуд-стилисты используют паяльную лампу, клей ПВА, таблетки от изжоги, лак для волос, стиральный порошок и другие необычные вещи, которые просто никак не могут совмещаться при реальном приёме пищи.
Хочется сказать, что конференция «В ответственности за будущее» проходит уже 17 год подряд, и каждый год в ней принимает участие всё больше учеников различных школ. Ежегодно все участники конференции получают множество новых знаний и эмоций, открывают в себе таланты. Это означает, что конференция не теряет своей важности и актуальности, а, наоборот, с каждым годом набирает обороты.
А в кабинете № 304 проводила свою работу естественно-научная секция «Территория здоровья». В этот раз, можно сказать, всё состоялось! Не было ни одной технической заминки, дети подготовились на «отлично». Также хотелось бы отметить работу жюри. В современных реалиях объективное судейство — большая редкость. В связи с этим хотелось бы отметить справедливую работу председателя жюри — Белоусовой Элеоноры Евгеньевны, учителя биологии ГБОУ СОШ№ 331.
Однако невозможно наградить всех. И превосходная подготовка учеников нисколько не упростила работу жюри. Отдельно хочется отметить работу Батруновой Марии и Бычкова Кирилла (учеников 4 и 5 классов соответственно). Кирилл стал победителем на секции, Мария же — пока только призёром. Ребята рассказали о спортивной жизни гимназии, а также затронули интересную тему «Бальные танцы как вид спортивной дисциплины».
На секции было представлено 12 работ. Было вручено 2 диплома лауреата, 2 диплома призёра и 2 диплома победителя. Большую часть наград «раздали» гостям конференции. Однако, как было сказано ранее, наши дети получили диплом призёра и диплом победителя. Можно гордиться нашим подрастающим поколением!
Если бы мне в начале года кто-нибудь сказал, что я буду участвовать на научно-технической секции с работой по алгебре, я бы ни за что ему не поверила. Я всегда знала, что математика — это не мое, так что были у меня по поводу всего этого дела нешуточные сомнения. Проводить социологический опрос, анализировать полученные данные, составлять диаграммы на компьютере (информатика тоже относилась к этой секции) — все в новинку.
Уже на предзащите участники представили очень красивые и сложные работы: «Какие бывают шрифты», например, а также проект об особенностях создания видео в разных программах и форматах (и да простят меня авторы, если я нагло перевираю смысл их трудов). Боже мой, куда я попала?
Время пролетело быстро, и вот уже ведущие объявляют открытие XVII научно-практической конференции «В ответственности за будущее». Торжественно звучит «Gaudeamus igitur». Я же больше всего на свете хочу оказаться, где угодно, лишь бы не здесь. А если жюри решит, что моя работа не подходит под тему конференции «С веком наравне»? А если мне зададут вопрос, на который я не смогу ответить? А если… Но отступать поздно, подводная лодка идет без остановок до станции «305 кабинет», куда нашу секцию поместили.
Захожу в кабинет и буквально падаю за стол. За мной садятся мальчики из другой школы, справа — две девочки, тоже не наши. А вон за третьей партой сидят юные исследователи — знакомые лица! Фух, не одна буду за родную 528-ю отдуваться.
Степенно входят члены жюри и занимают места за первыми столами, участники скидывают на компьютер презентации. Ну, началось!
Мне невероятно повезло: на секции было всего 8 участников! «Хоть быстро отмучаюсь!» — вяло подумала я тогда. А зря! Работы оказались интересными и необычными: «Типичный шестиклассник», «Программирование на языке Паскаль», «Эволюция числа». Мне очень понравилось объяснение, почему нельзя делить на ноль и программа для подсчета соток дачного участка. Я и не заметила, как подошла моя очередь. Подробности своего выступления опускаю. После меня выступала девушка с работой «Криптография и шифрование» про нераскрываемый шифр и новейшие технологии отправки секретных сообщений, а дальше все участники (я в том числе) покинули помещение, чтобы жюри могло подвести итоги. За время перерыва я пообщалась с несколькими учениками из другой школы. Весьма увлекательное занятие! Жаль, только разговориться не успели — нас позвали обратно. Жюри огласило список победителей, и радости моей не было предела: я заняла первое место!
Оказывается, это вовсе не страшно — участвовать в конференции на секции математики. Мораль у всей этой истории такова: не бойтесь экспериментировать и пробовать что-то новое! Верьте в себя — и все получится!
Для любого исследователя важно сделать из сложного простое, а из простого сложное сделать всегда можно. Отправной точкой для полноценного исторического исследования может стать все, что угодно. И даже такая непримечательный, на первый взгляд, предмет, как открытка, открывает уникальные возможности изучения прошлого для учителя, а значит, и для ученика.
Казалось бы, что может рассказать открытка, язык которой достаточно скуп, а информационные возможности ограничены? Однако при наличии четкого алгоритма действий и уверенного подхода к постановке целей и задач, можно рассказать историю и самой открытки, и жизни того человека, которому она когда-то была адресована. Открытки являются источником личного происхождения, причем достаточно популярным и массовым, т.е. могут заинтересовать любого, т.к. и учителя, и ученики с ними не раз сталкивались в течение жизни.
Раньше для того, чтобы получить развернутую информацию об адресате, месте жительства, соседях, родственниках и роде занятий адресата, исследователю требовалось затратить большое количество времени на составление и получения ответов на запросы в различные архивы и другие информационные хранилища с бумажными носителями. Могли уйти месяцы на получение данной информации.
В век информационных технологий все изменяется, и этот процесс становится быстрее и проще. Приведу конкретный пример исследовательской деятельности, в которой были использованы возможности виртуального посещения информационных хранилищ и извлечения необходимых сведений не за месяцы и часы, а буквально за минуты.
Почему открытки? В целом филокартия (собирание открыток) меня никогда не интересовало, однако с недавних пор я стала собирать дореволюционные открытки с историей, т.е. такие, которые не просто являются произведениями искусства, красивыми изображениями, а способны дать мне информацию о конкретных людях той эпохи. По словам московского историка литературы Натальи Громовой, меня интересует «судьбоведение». Однажды в моей коллекции оказались открытки, которые были связаны между собой именем адресата.
По штемпелю на открытке (если он четкий) можно установить либо точную, либо приблизительную дату, когда она была отправлена, в каком городе это произошло и к какому отделению почты относится конкретный адрес. Каким образом можно уточнить данные сведения, не прибегая к запросам в архивы и походам в библиотеки? Оказывается, очень просто.
Первый шаг: фамилия адресата, введенная в поисковую строку браузера. Выдается по запросу некоторое количество ссылок, которые, на первый взгляд, не имеют отношения к конкретной исследуемой личности, но однофамильцы вполне могут оказаться и родственниками, особенно, если фамилия редкая. Так впоследствии и оказалось в нашем случае, когда удалось пообщаться с потомком адресата открыток. Первое и главное правило исследователя просмотреть обязательно все ссылки, даже если, как кажется вначале, они могут не иметь отношения к тому конкретному вопросу, который мы хотим прояснить. Этот источник дает возможность понять, что такой человек в Петербурге (а речь идет именно о краеведческом аспекте исследования) в начале ХХ века проживал. Адрес проживания уже известен. Конкретнее, речь идет еще об одной уникальной возможности, предоставляемой Интернет-ресурсами. Сейчас многие издания, ранее содержавшиеся исключительно в библиотечных фондах, можно обнаружить в сети в электронном виде. В том числе, например, ежегодные справочники «Весь Петербург» («Весь Петроград», «Весь Ленинград»), начиная с конца ХIХ до середины ХХ века. В этих изданиях содержатся сведения не только о конкретном человеке, адресе его проживания, но и всех, кто жил вместе с ним в одной квартире, а также (и это главное) о роде его занятий. На поиск данных сведений раньше можно было затратить дни и часы, сейчас на это ушли минуты.
И вот я уже знаю, что Мария Петровна Потираловская проживала на ул. Полтавской на углу с Невским проспектом. Работала классной дамой в гимназии им. Евгении Ольденбургской. Вместе с ней проживала и Анна Ивановна, ее мать. В открытках они обе именуются Высокородием (Высокоблагородием), что означает принадлежность к потомственному дворянству, согласно Табели о рангах от 6 до 8 ранга подобным образом обращались к советникам и асессорам, а также к их женам.
Дополнительные источники в Интернете говорят о том, что на берегу Невы до сих пор сохранился дом, принадлежавший этой семье. Еще одна ссылка на сегодняшний день — пока только рабочая гипотеза: в начале ХIХ века появляется хлеботорговец из финнов, который имел большие доходы, что позволяет ему даже делать значительные вклады в старообрядческую церковь (отсюда возникает предположение, что семья, возможно, была старообрядческой). Отсканированные документы, найденные еще по одной ссылке, позволяют предположить следующее: в середине века дела семьи пошатнулись, поскольку Анна Ивановна Потираловская к тому времени, по всей видимости, овдовевшая, была вынуждена заложить склады, расположенные на
одной из Рождественских улиц (сейчас это Советские улицы Петербурга) и не смогла погасить долг, что вызвало судебное разбирательство. К концу века она живет уже в квартире на углу Невского проспекта и Полтавской улицы, скончалась Анна Ивановна приблизительно в 1910-х годах. Точнее пока установить не удалось, те же справочники после 1910 г. уже не называют ее в числе жителей данной квартиры.
Дочь Мария — классная дама, не вышла, по моим предположениям, замуж, что впоследствии при личном общении подтвердил ее внучатый племянник. А вот ее брат, Александр, был женат, справочники дают нам сведения и о его жене, и о новом месте его проживания, и то, что он стал преподавателем экстерната в училище им. принца Ольденбургского. Еще один сын, Петр, был врачом, о чем содержатся сведения в тех же справочниках, практиковал. В начале ХХ века проявил себя на фронте во время Русско-японской войны, стал автором «Краткого курса санитарной тактики» и был весьма известен в кругах военной медицины. Затем переехал из Петербурга в Москву, где работал в госпитале, а в 30-е годы скончался и был похоронен в Москве. Все это тоже позволили выяснить электронные ресурсы.
Кроме того, в фондах Русского музея есть портрет неизвестного художника ХIХ века, а подпись на обороте холста гласит, что на портрете изображена представительница рода Потираловских. Возможно, это Анна Ивановна. Хотя есть еще одна женщина, подходящая по возрасту, — Татьяна Алексеевна Дурдина (урожденная Потираловская). Данная гипотеза ждет проверки.
Это только небольшой фрагмент того пути, который может пройти исследователь, используя Интернет-ресурсы и экономя свое время.
Конкурс «Я помню. Я горжусь» задуман с целью вспомнить жизнь во время Великой Отечественной войны, подвиги людей, которые выжили, но и самое главное — сохранить память об тех событиях. Эта тема важна, потому что люди стали воспринимать подвиг как что-то должное, начали хвастаться победой, а не гордиться.
Дневники детей блокадного Ленинграда — одна из страшных страниц нашей истории. Сколько в них боли и смиренности! Как эти дети старались оставить память о себе и своих близких в будущем! Но многие наши современники знают только о дневнике Тани Савичевой, а ведь их сохранилось достаточно много.
Поговорить о дневниках детей-блокадников мы решили с Игорем Литуновским, учеником 10-А класса гимназии № 528, который провел настоящую исследовательскую работу, представленную на ежегодной гимназической научно-практической конференции. Научным руководителем Игоря является Ирина Михайловна Лебедева, кандидат педагогических наук, Отличник народного просвещения, сама пережившая блокаду.
И вот о чем мы поговорили.
— О чем писали в дневниках блокадные дети?
В общем и целом все дети писали почти об одном и том же, но писали по-разному. Так, одни дневники, как, например, 11-летнего Юры Утехина или 9-летней Тани Рудыковской, представляли собой перечень коротких, отрывистых, порой формально не связанных между собой предложений, описывающих погоду на улице, скудные рационы, события в городе, таким же образом они сообщали о смертях родственников. «Сегодня, проснувшись утром, я узнал, что прибавили хлеба, дают 200 г в 1 день. Большая радость. 15-го умер дядя Саша», — записала Таня Рудыковская 25 декабря 1941 года. В таких дневниках больше всего пугает их обыденность, кажущаяся привычность предметов повествования, будь то бомбежки или гибель близкого человека. Другие, как, например, 15-летний Миша Тихомиров, Люда Отс, 14-летняя Лера Игошева, напротив, стремились описать как можно больше происходившего не только вокруг них: очереди, голод, бомбежки — но и то, что происходило внутри них самих, свои личные переживания. Особенно здесь выделяется дневник 16-летнего Юры Рябинкина, которого мучила совесть из-за того, что он воровал у матери и сестры еду.
— Какой факт в детских дневниках тебя больше всего поразил?
В детских дневниках поражает многое. И прежде всего сам факт того, что дети находили время и силы их вести даже тогда, когда жители блокадного города прямо на улицах падали обессилевшими от голода и не могли встать самостоятельно, а сам город регулярно подвергался обстрелам и бомбежкам. Но кажется удивительным и то, что в тех страшных условиях блокадный город, насколько это было возможно, продолжал жить своей жизнью: в городе работало радио, многие дети ходили в школу, читали. Миша Тихомиров писал, что в блокадном городе собирал микроскоп, а Саша Морозов с другом готовили театральную постановку ко дню рождения. Посередине зимы Миша Тихомиров
записал: «Артисты играли плохо; в пальто, валенках и шубах». Но все равно в городе работали театры и филармонии. Блокадники даже находили возможность праздновать Новый год или дни рождения, заранее, за несколько месяцев, откладывая на них еду.
— Много ли сохранилось блокадных дневников?
К сожалению, дневников детей-блокадников сохранилось немного. По разным причинам. Во-первых, ведение дневников в блокадном городе, хотя формально не было запрещено, было опасным занятием. Так, записи А.И. Винокурова были признаны пораженческими, за что он был приговорен к высшей мере наказания. Во-вторых, многие семьи не хотели показывать дневники своих родственников даже после прорыва блокады и окончания войны: слишком сложно было их открывать и вновь вспоминать тяжелые блокадные дни. Так, дневник Бори Капранова был доставлен в Музей обороны и блокады Ленинграда его братом только в 1996 году, спустя 51 год после конца войны!
— Где можно прочитать или увидеть эти дневники?
В настоящее время прочитать сохранившиеся дневники не представляет большой трудности: они часто публикуются в таких книгах, как «Детская книга войны», и в Интернете. Однако настоящие дневники не хранятся в одном месте: одни хранятся в Музее обороны и блокады Ленинграда, как дневник Бори Капранова, другие, как дневник Тани Савичевой, находятся в музее истории Санкт-Петербурга. Некоторые люди, однажды дав копию для публикации, оставили дневники у себя. А дневник 14-летней Гали Зимницкой сам по себе не сохранился — она восстановила его после войны по памяти.
— Почему дневник Тани Савичевой стал самым известным? Из-за краткости?
Я считаю, что во многом да, из-за краткости. Короткое, безэмоциональное перечисление смертей родственников оказалось гораздо пронзительнее самых подробных описаний очередей, голода и бомбежек.
— Расскажи о тех дневниках, которые, ты считаешь, необходимо прочитать современникам, чтобы лучше представить себе людей в блокаду.
Я считаю, что необходимо было бы прочитать дневники Юры Рябинкина и Миши Тихомирова. Юра Рябинкин запечатлел в своем
дневнике настоящую историю своего характера, надломленного войной. Каждый день он сопротивлялся не только голоду и морозам, но и самому себе. Почти каждый день обещая себе, что завтра он прекратит воровать, он тут же признается, что сам понимает, что это обещание он не сдержит, каждый день честно и беспристрастно судя себя. Его семья отправится в эвакуацию, а у него самого не хватит сил, чтобы встать, и его дальнейшая судьба неизвестна.
Миша Тихомиров стремился описать все, что его окружало: слухи, очереди, «толкучки», рынки спекулянтов, походы в школу, весенние работы по уборке снега, маскировку зданий, часто выражал свое мнение. Несмотря на голод, их семья оставалась крепкой и прочной, он любил свою сестру и родителей.
— Откуда взялась метафора «БлокАда»? Как ты ее понимаешь?
Оказавшись в кольце блокады, жители Ленинграда попали в чудовищные, неописуемые условия. Многие из них — дети — почти и не видели другой жизни, кроме войны, блокады и голода. Но самое страшное записала Галя Зимницкая со слов госпитализированного солдата: «Один раненый признался мне, что ему на фронте не было так страшно, как здесь: там все ясно, где враг, откуда бьют, куда стрелять, а тут чувствуешь себя загнанным зверем...». Действительно, сами ленинградцы никак не могли себя защитить, лишь предупреждая вражеские налеты, спускаясь в бомбоубежища, выжидая огромные очереди, терпя невыносимые морозы, им не оставалось ничего, кроме как просто жить. Так я и понимаю суть метафоры «блокАда». Но, стоит отметить, даже в таких условиях многие ленинградцы находили в себе силы помогать друг другу, городу, родственникам, стране, что видно из дневниковых записей.
С Игорем беседовала Яна Плиско«В своих романах с невероятной эмоциональной силой обнажил скрытую за нашими иллюзорными представлениями о мире бездну», — сказано в сообщении Нобелевского комитета, вручившего в 2017 году премию по литературе Кадзуо Исигуро, британскому писателю японского происхождения, за роман «Не отпускай меня».
В мире, изображённом Исигуро, человек смог создать клонов, что стало настоящим прорывом в медицине и науке, ведь они — первоклассные доноры. Но, несмотря на это, абсолютно негуманно использовать даже для благих целей, как лечение больных, искусственно выращенных людей, которые обладают душой. От обычного человека, кроме своего происхождения донор отличается только тем, что его судьба заранее предрешена.
Проблема, обозначенная Исигуро в этом произведении, это проблема гуманности в нашем обществе. Я считаю, что на данный период развития наш мир не готов к появлению искусственного человека, ведь даже в нашем XXI веке всё ещё существует расовая нетерпимость, неуважение друг к другу. Но наука развивается слишком стремительно в сравнении с изменением норм и ценностей. Это достаточно сложный вопрос, поскольку многие научные открытия, опережающие своё время могут использоваться неправильно из-за неприятия нового. Хоть этот роман был написан ещё в 2005 году, он остаётся актуальным до сих пор.
Что есть в наше время гуманность?
Толковые словари дают следующее определение этому термину: по словарю Ожегова, гуманный — это направленный на благо других; человеколюбивый и отзывчивый; в большом энциклопедическом словаре гуманность – любовь, внимание к человеку, уважение к человеческой личности; доброе отношение ко всему живому. Но я бы дала этому термину другое толкование, гуманность — это то, без чего невозможно развитие человечества. Уважение свободы, личных интересов, друг друга — вот на чём должны складываться отношения людей.
Все люди о чем-то мечтают. А также грустят и веселятся. Но не очень многие понимают, что мечту можно воплотить в песне и некоторым эта песня поможет осуществить мечту. Я из тех людей, кто умеет воплощать мечты в песни. И я призываю всех попробовать!
Весь мир — это краски!
Красный цвет
Сказал: «Привет!»
Помидору и клубнике.
И, конечно, землянике.
Припев:
Весь мир — это краски!
Не бойтесь их менять!
Но черные краски не надо вспоминать!
Чтобы не оставить в мире серую печать!
Вся жизнь раскраска...
Так раскрась ее скорей!
И в жизнь будет много радостей!
Оранжевое солнце,
Оранжевое небо,
Оранжевый верблюд...
Вот так в песенке поют!
Припев
Весь мир — это краски!
Не бойтесь их менять!
Но черные краски не надо вспоминать!
Чтобы не оставить в мире серую печать!
Вся жизнь раскраска...
Так раскрась ее скорей!
И в жизнь будет много радостей
Желтый цвет — это солнце,
Которое видно в оконце,
А также банан,
А еще он приносит свет нам!
Припев
Весь мир — это краски!
Не бойтесь их менять!
Но черные краски не надо вспоминать!
Чтобы не оставить в мире серую печать!
Вся жизнь раскраска...
Так раскрась ее скорей!
И в жизнь будет много радостей
Ребята, совы есть везде!
Припев
Ребята, совы есть везде:
В книге (в сказке) и во сне!
Только нужно их понять и подружиться,
Чтобы вместе веселиться!
Есть совы в книгах:
Букля в «Гарри Поттере»,
Соня в «Дневнике» моем,
А о других совах мы потом споем!
Припев
Ребята, совы есть везде:
В книге (в сказке) и во сне!
Только нужно их понять и подружиться,
Чтобы вместе веселиться!
Есть совы во снах,
Во многих чудесах,
А также в голове:
«Хочу поспать!»,
Но нужно понимать:
Что они придут, если их долго ждать!
Припев
Ребята, совы есть везде:
В книге (в сказке) и во сне!
Только нужно их понять и подружиться,
Чтобы вместе веселиться!
Корабль любви
Корабль любви...
Плывет во мгле ночной...
Корабль любви...
Ищет любви большой...
Чтоб сердца соединить,
Чтоб семью сложить,
Счастье найти,
Чтобы сошлись пути...
Корабль плывет по океану,
На корабле матрос,
Он ищет ответ
На сложный вопрос:
Что же такое эта любовь?
Это мечта и это жизнь!
Это свет и это тьма!
Знает ответ лишь она —
Его судьба!
На горизонте — судьба
На горизонте — судьба...
Не все ее видят...
Нужна всегда…
В нее глядят,
Ее не видят...
Чтобы ее понять,
Не надо унывать...
А нужно:
Яркие краски видеть,
Лететь вперед, как стрела,
Никого не ненавидеть
И видеть цель...
Всегда!
Вот так!
Все мы знаем, что современный мир строго диктует нам свои правила. С развитием жизни в нашей стране открылась масса возможностей красиво одеваться и выделяться на фоне окружающих. Сколько торговых центров, магазинов одежды и бутиков окружает нас сейчас! Современный модник может позволить себе одеваться каждый день в новом стиле и не повторяться. Безусловно, в таком многообразии стилей и богатстве выбора человеку сложно остановиться на чём-то одном.
Не секрет, что самый частый конфликт, относящийся к нашей возрастной категории (школьников), — конфликт администрации и учеников по поводу школьного дресс-кода. Существуют строгие правила, определяющие, как нужно одеваться, находясь в учебном заведении. При всём этом ученику не хочется быть «серой массой» и подчиняться несправедливым «санкциям» в отношении своей одежды. Всегда хочется выразить себя, одеваться модно и выглядеть красивым в глазах своих сверстников. А как же дресс-код и правила?
Я решил разобраться, почему вообще люди стали следовать моде. Было выяснено, что психологический аспект моды заключается в том, что, по мнению специалистов, люди пытаются следить за модными тенденциями по двум причинам: для того чтобы перенять опыт и вкус или чтобы не отставать от общества и идти в ногу со временем. Главное при этом — выглядеть аккуратно, ухоженно и элегантно, уметь сочетать цвета и различные элементы, выбирать одежду, обувь и аксессуары из качественных материалов, которые будут смотреться благородно.
Дресс-код прежде всего — это уместность и понимание правил, принятых в определенных случаях. По нему люди безошибочно определяют людей «своего круга». Дресс-код установлен международными правилами: для деловых событий, для светских формальных мероприятий, для повседневной жизни. Эти правила четко регламентируют описание одежды для каждой ситуации, место и время, где данная одежда уместна. Школьный дресс-код относится к разновидностям бизнес дресс-кода — повседневный деловой стиль.
Проанализировав информационные источники, я выделил несколько правил школьного дресс-кода. Согласно правилам делового повседневного дресс-кода мальчики и девочки могут носить:
— костюм или пиджак и брюки из одинаковой ткани одного цвета;
— рубашку светлых тонов — одноцветную, в полоску или с рисунком «деловая клетка»;
— джемпер поверх рубашки;
— галстук спокойных расцветок и рисунков;
— черную или коричневую деловую обувь со шнурками или без них;
— носки в тон брюкам или обуви;
— тонкий ремень черного или темно-коричневого цвета;
— неброские деловые аксессуары: часы.
Недопустимо для мальчиков и девочек в школе:
— несвежий воротник и манжеты рубашки;
— помятая рубашка, короткие брюки, из-под которых при ходьбе отчетливо выглядывают носки;
— край белья, выглядывающий из-под ремня, конец галстука, заправленный под ремень, нечищеные ботинки;
— грязные, поломанные и обкусанные ногти;
— потрепанные с бахромой джинсы, футболки с надписями;
— одежда с лейблами на внешней стороне (указанием бренда);
— украшения.
Таким образом, мое практическое исследование было посвящено выделению самых популярных брендов одежды с целью выявления элементов дресс-кода у современных производителей.
На данный момент большая часть школьников не соблюдает дресс-код. Из-за этого возникают конфликты учеников гимназии с руководством.
Далее я провел опрос среди учеников и выявил самые востребованные бренды одежды. Самый популярный бренд одежды — H&M, а бренды обуви — Adidas и Nike.
И, наконец, я подобрал у современных производителей одежду для учеников и учениц гимназии № 528, причем постарался соблюсти моду и правила дресс-кода.
Все знают, что в школу надо ходить в туфлях. Однако на данный момент почти все школьники ходят в кроссовках. Однотонные черные кроссовки, в принципе, похожи на туфли. Мною были выбраны Adidas Porsche и Nike Free Socfly.
Теперь об одежде. Когда мы слышим слово «дресс-код», представляем себе чёрные брюки, белую рубашку и чёрный пиджак. Я выбрал одежду бренда H&M.
Первыми идут прекрасные чиносы. Также у нас в запасе рубашка Easy Iron.
Таким образом, я предложил варианты одежды вышеуказанных брендов, которые отвечают требованиям школьного дресс-кода. Учащиеся могут использовать данные идеи для себя, чтобы не только модно одеваться, но и носить одежду, отвечающую требованиям школы.
«Встречают по одёжке», — недаром ведь так говорят. Очень важно не терять лица ни в глазах сверстников, ни в глазах учителей, завучей и директора. Своим исследованием я хотел показать, что дресс-код может быть модным. Одеваться в деловом стиле — это здорово!
Мало кто знает, что еда — самая капризная модель для фотографов. А все благодаря законам природы, согласно которым горячая пища остывает, мокрая высыхает, замороженная тает (особенно быстро под светом софитов), овощи вянут, а фрукты темнеют. Как же тогда снимают такую шикарную и аппетитную рекламу, посмотрев которую, сразу же хочется есть?
Существует такое понятие, как «фуд-стилистика». Данный вид дизайна представляет собой работу с самым необычным и безумно интересным объектом — едой. Свет, композиция, детали превращают продукт в настоящую деталь дизайнерской задумки. Проще говоря, фуд-стилистика — это искусство фото и еды.
При изучении данного вида искусства я нашла множество интересных секретов «кухни» фуд-стилистов, о которых и расскажу далее в своей статье.
Паяльная лампа используется для поджаривания хот-догов, краев сырых котлет для гамбургеров и «гусиной» кожи сырой дичи (Внимание: перед тем, как поджаривать хот-дог паяльной лампой, сосиски следует отварить, чтобы они не взорвались).
Если налить настоящее молоко в зерновые хлопья, то последние быстро размокнут и приобретут непривлекательный вид. Однако в рекламе здоровый зерновой завтрак остается на вид хрустящим и вкусным. В чем секрет? Клей ПВА сделает свое дело. Также для этой цели подойдут йогурт и шампунь.
Газированная вода не выглядит такой свежей и бодрящей, если из нее буквально не извергаются пузырьки. Небольшая таблетка, которая обычно используется при изжоге, добавит нужное вспенивание и выделение пузырьков. Также используют средство для мытья посуды.
В рекламе важно, чтобы горячая еда выглядела горячей. Одним из способов показать исходящий от еды пар является следующий трюк: нужно намочить губку, ватные шарики или тампоны в воде, разогреть в микроволновке и искусно спрятать в еде во время съемок.
Картофельное пюре довольно часто используется при съемках рекламы в эстетических целях. Взбитым пюре наполняют шприц и вводят прямо в мясо для того, чтобы сделать индейку или жареное мясо больше и аппетитнее. Также разрисовав его в разные цвета, можно изготовить мороженное или добавить в пирог, чтобы при разрезании он не рассыпался.
Спелая и вкусная гроздь винограда имеет такой неповторимый аппетитный вид благодаря щедрому покрытию лаком для волос и дезодорантом.
Для рекламы супов в пакетиках варят настоящий суп. Но если просто налить его в тарелку и снимать, не будет ничего видно, все ингредиенты утонут. Поэтому на дно кладется слой прозрачного желатина, сверху наливается бульон или обычная вода, а потом уже аккуратно выкладываются овощи.
Пельмени — кошмар каждого фуд-стилиста. Их приходится лепить вручную. Мясо добавлять нельзя, потому что оно будет просвечивать темными пятнами. В рекламе пельмени состоят из теста и соли. Поэтому такой ровный цвет. Вместо сметаны фотографируют клей ПВА: он льется густо, медленно и тяжело — идеально для рекламы.
Глицерин — вот главное оружие фудстилиста. Глицерином можно «запотеть» бутылки. Или, например, натереть им жареную курицу, чтобы аппетитней блестела.
Куриные ножки на фото должны быть невареными и нежареными. Если ножки пожарить, они скукожатся, потемнеют, а сбоку будут приплюснутыми. Поэтому куриные ножки сушат строительным феном: он поджаривает, но не деформирует мясо. Курица получается золотистой, как надо.
Котлеты поливают лаком для волос. Это нужно для блеска, которого иначе добиться нельзя. Если их пожарить, масло впитается уже через 5 минут.
Пивная пена делается из стирального порошка или хозяйственных средств, которые взбиваются венчиком. Вместо самого пива наливается чай или яблочный сок. Иней на бутылке можно получить при помощи обыкновенной соли и лака для волос.
Настоящий кофе не очень хорошо выглядит на экране: на поверхности образуются маслянистые пятна, которые неприятно
отсвечивают. Поэтому вместо льющегося кофе используют подкрашенное растительное масло. Вместо сливок — эмульсионную краску. А актеры с видимым удовольствием делают глоток выдохшейся кока-колы.
Мороженое никогда не снимают вживую, под софитами оно моментально тает — это всегда пластиковая, силиконовая или гелевая масса. Ей придают нужный цвет, фактуру, делают шарик пористым и шероховатым. А чтобы с мороженого не стекало варенье или мед, прокладывается тонкий слой полиэтилена. Иногда вместо любимого сладкомолочного продукта используют взбитое картофельное пюре, а вместо льющегося шоколада — клей ПВА.
Практическая часть моего исследования была посвящена сравнению еды на упаковке и в реальности. Очевидным стал тот факт, что ожидаемое вкусное блюдо на картинке совершенно не соответствовало содержимому в упаковке.
Таким образом, мною был сделан вывод о том, что аппетитная еда в рекламе — не что иное, как ввод в заблуждение зрителя с целью привлечения его внимания. Помните: «Не все то золото, что блестит».
Я призываю всех не верить рекламе, не поддаваться красивым картинкам, а здраво рассуждать: нужна вам эта вещь или вы просто восхищены тем, как она выглядит?
Раздел подготовлен Ю.А. Демидовой,С.В. Алекаева – главный редактор
Д.И. Евсеев – разработка и техническое сопровождение веб-сайта
Авторы публикаций – ученики 1-11 классов: Антонова В., Арбузова М., Большакова А., Васильянов Н., Гринько Д., Исанина В., Кашкина А., Колосова С., Литуновский И., Логинов К., Николаева Е., Рахимов Р., Тараканова Е.
Благодарим Ольховскую И.Н., Хвостову Е.С., Михайловскую А.В. и всех руководителей секций научно-практической конференции «В ответственности за будущее» за помощь в подготовке номера газеты!