В ноябре 2019 года корреспондент журнала «Педагогика онлайн» брал интервью у директора нашей гимназии Елены Николаевны Ненаховой. Вряд ли у вас, читателей газеты, будет время заглянуть на страницы профессионального журнала. Поэтому мы публикуем в школьной газете интересные ответы на интересные вопросы.
Я думаю, корни ведут в детство. Мне уже тогда нравилось учить. Помню, как я играла в школу, сначала учила кукол, потом помогала одноклассникам, в конечном итоге выбрала педагогический вуз.
С какими трудностями Вы столкнулись на первых порах своей деятельности в качестве педагога? Быть может, помните некоторые свои непростые педагогические коллизии? Как Вы их разрешали?
Как ни странно, но трудностей не было. Наверное, потому что я получила хорошее образование. Нас учили преподавать не только свой предмет, но и основам психологии. Это помогало решать многие нестандартные ситуации, которые, естественно, в общении с учениками возникали, но никогда не переходили в конфликты. Кроме того, мне посчастливилось работать в хороших школах, где обучались мотивированные дети. Они просто хотели учиться, а я – их учить. Поэтому и педагогических коллизий не случалось.
Вы много лет работаете директором одной из самых успешных гимназий нашего города. Каковы, на Ваш взгляд, главные успехи вашей гимназии?Гимназия 4 раза входила в ТОП-500 лучших школ России. Как известно, это независимая оценка нашей работы. Значит, развитие гимназии идет по верному пути. Успешной и наиболее перспективной я считаю инновационную деятельность. За свои проекты мы получали ГРАН-ПРИ городского конкурса инновационных продуктов, неоднократно были победителями районного конкурса инновационных продуктов, программа «Резонанс» (выявление и поддержка одаренных детей) позволила школе стать победителем конкурса образовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы. Ну и, наконец, в этом году мы получили Президентский грант за проект «Инновационные практики внедрения цифровых технологий в образовательный процесс».
Расскажите, пожалуйста, об основных образовательных задачах, стоящих перед Вашей гимназией в настоящее время?Любая задача – это запрограммированный результат. Образовательная задача направлена на приобретение знаний. Главное для любой школы – дать детям качественное образование. Для этого нужно создать условия: комфортная окружающая среда, хорошие педагоги, грамотный административный корпус. Все это плюс эффективное управление образовательной организацией даст возможность добиться высоких результатов при решении конкретных образовательных задач.
Какие черты и тенденции современного образования Вам представляются важными, полезными и верными, а что в системе современного образования России кажется спорным?Мне кажется, что основная тенденция современного образования – это выстраивание парадигмы от человека знающего к человеку образованному. Именно на это направлены Федеральные проекты проекта «Образование», которые мы будем реализовывать в ближайшей перспективе. Спорные моменты присутствуют всегда при развитии любой живой системы. Вспомните, какие ожесточенные бои были на начальном этапе введения ЕГЭ. К чему они привели? К усовершенствованию системы государственной аттестации. Поэтому в споре, действительно, рождается истина. Мы сейчас выстраиваем программу развития гимназии на основе Федеральных проектов. Какие моменты являются спорными или неработающими, покажет время. Важно то, что система образования развивается.
Какими качествами должен обладать современный учитель? Что, на Ваш взгляд, в первую очередь должен уметь современный учитель?Книга известного педагога Януша Корчака называется «Как любить ребенка». Обратите внимание: не учить, не воспитывать, а любить. Конечно, современный учитель должен обладать определенным объемом информации, использовать современные технологии обучения. Но, если он входит в школу и его раздражает детский гам на переменах, ему нечего делать в системе образования. Он не любит детей. Поэтому, во-первых, уметь любить детей, во-вторых, уметь передавать им свои знания.
Какой, на Ваш взгляд, в современных условиях должна быть тактика и стратегия в работе педагогов с родителями учащихся?Родителей тоже надо обучать, тем более современных родителей, которые четко знают свои права, имеют возможность почерпнуть знания из интернета, но иногда забывают, что они являются участниками образовательного процесса. В нашей гимназии создан интернет-ресурс Консультационный центр для родителей «Вместе со всеми», где печатаются статьи проблемного характера именно для родителей. Они могут задать любой вопрос относительно воспитания и обучения детей. Ведут блог школьные педагоги-психологи. Поэтому стратегия – сотрудничество, тактика – повышать воспитательную функцию родителей.
Какие положительные черты Вы видите в современных детях и чего им остро не хватает?Мы часто оцениваем современных детей с позиции своего нравственного и поведенческого облика, хотим создать некое подобие себя. Это неправильно. Современные дети – другие, они имеют свое представление о жизни. Это главная предпосылка. Поэтому, если исключить «группу риска», современный подросток пытается стать в меру образованным, в меру спортивным, но при этом мобильным и практичным. Мне нравится их стремление к здоровому образу жизни: посещение спортивных секций в школе и фитнес-клубах. Посмотрите, что получается: ученик стремится получить равностороннее образование, затем поступает в вуз, получает диплом, несколько лет работает и понимает, что ему не хватает знаний. Далее он сам определяет свой образовательный маршрут: магистратура, второе высшее образование, всевозможные курсы. Дополнительное образование после окончания вуза – вообще тренд современности. И это замечательно. Значит, школа дает хорошую базу для дальнейшего развития.
Чего им не хватает? К сожалению, их картина мира вырвана из культурно-исторического контекста. Они читают Мураками и Куэльо, но не читают Достоевского и даже Булгакова. Значит, философские вопросы, которые поднимают современные зарубежные авторы, для них более актуальны и понятны, чем «вечные вопросы» русской литературы. Почему? Просто мы им что-то вовремя не объяснили. Когда-то и где-то случился наш промах.
Сейчас внедряется стройная система учительского роста, когда педагог имеет все возможности построить свою карьеру, если на то есть желание. Причем карьерный рост напрямую связан с зарплатой. Стимулом со стороны администрации может быть обыкновенная похвала. Иногда «спасибо», сказанное при коллективе, больше значит, чем премия.
Не могли бы Вы сформулировать Ваше педагогическое кредо?Кредо в переводе с латинского означает «верю». Я верю, что все дети по-своему способны, неординарны, интересны. Если облечь кредо в афоризм, то это слова Сократа: «В каждом человеке есть солнце. Только дайте ему светить!»
Благодарим Вас, уважаемая Елена Николаевна!Забыть, что было, - значит обокрасть
Самих себя своими же руками.
Становятся слепыми ум и страсть,
Когда у человека меркнет память.
Юрий Воронов
Ежегодно 27 января в нашей стране отмечается День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. В рамках проведения Дня воинской Славы России в гимназии состоялись мероприятия, различные по содержанию, но объединенные лейтмотивом памяти о том героическом времени.
Учебный день открыла радиопередача, посвященная 76-летию полного снятия блокады Ленинграда. Из школьных репродукторов звучали суровые факты и освещались события героических 900 дней.
Творческая группа 10-х классов провела торжественное собрание в актовом зале гимназии для ребят 8-х классов. Равнодушным не остался никто, в зале царила тишина и самая настоящая атмосфера гордости за старшее поколение ленинградцев.
Обучающиеся 8-х классов 2-го корпуса приняли активное участие в ежегодной городской акции "Свеча Памяти". Володарский мост объединил два берега реки Невы в тот момент, когда участники по обеим сторонам зажигали свечи. Это символично: две части нашего большого района объединились, отдавая дань памяти подвигу ленинградцев, солдат и офицеров, всех тех, кто в трагическое блокадное время продолжал жить, работать, защищать осажденный город.
Обучающиеся 10-х классов посетили Государственный мемориальный музей обороны и блокады Ленинграда, где не только прослушали занимательную экскурсию, но и посмотрели захватывающий спектакль «Рождены в Ленинграде» по мотивам пьесы известной ленинградской поэтессы Ольги Берггольц.
На протяжении памятной недели в библиотеке гимназии работала выставка книжных изданий «Подвиг Ленинграда» и «Памяти детей блокадного Ленинграда».
28 января для обучающихся 3-а, 3-б, 3-в классов прошло музейно-библиотечное занятие "Ленинград. Блокада. Подвиг", на котором школьники познакомились с историей нашего города в годы Великой Отечественной войны. Рассматривая материалы экспозиции школьного музея, гимназисты узнали о подвиге моряков-балтийцев, защищавших Ленинград. Мужество, стойкость и несгибаемость духа проявляли и мирные жители города. Об этом можно узнать, прочитав книги о блокаде, которые были представлены на занятии из фондов школьной библиотеки.
22 и 24 января 2020 года для обучающихся 5 и 6 классов проведены видеоуроки «Воспоминания детей блокады». С экрана звучали голоса живых свидетелей мужества и стойкости жителей нашего города, на долю которых выпала блокадное, холодное, голодное детство. Но город жил вопреки всем законам, дети учились, помогали взрослым и беззаветно верили в нашу Победу. Педагог Вероника Владимировна Бабурина рассказала о самой продолжительной и страшной осаде города-героя во время Великой Отечественной войны за всю историю человечества. Почти 900 дней боли и страдания, мужества и самоотверженности пришлось на долю жителей города. Обучающиеся познакомились с документальным фильмом «Дети блокадного города», узнали исторические военные факты, ответили на вопросы викторины.
25 января 2020 года обучающиеся 9-а, 9-б, 9-г классов побывали в школьном музее на экскурсии по экспозиции, посвященной подвигу экипажа эскадренного миноносца Лидер "Ленинград" в годы Великой Отечественной войны. Ребята узнали о боевом пути корабля, подвиге старшины 2-й статьи комсомольца В.С. Кузнецова, вкладе экипажа в Победу над врагом.
27 января 2020 года для обучающихся 1-к, 2-к, 3-к, 4-к классов прозвучала литературная композиция "Ленинградский салют", посвященная 76-ой годовщине полного освобождения Ленинграда от блокады. В основе композиции лежали стихи О. Берггольц, Ю. Воронова, А. Молчанова - поэтов-блокадников, чье литературное творчество отразило мужество и героизм жителей нашего города во время страшного испытания, выпавшего на долю ленинградцев в годы Великой Отечественной войны.
6-е классы посетили центральную детскую библиотеку, где для них состоялось занятие «Я говорю с тобой из Ленинграда».
Ученики 7-г класса вместе с классным руководителем возложили цветы к Невскому мемориалу «Журавли», провели классный час “И помнит мир спасенный...”.
Не остались равнодушными и проявили настоящие организаторские способности 4-е классы. Ребята подготовили для 1-х и 2-х классов литературно-музыкальную композицию «900 дней и ночей». Ключевым моментом стала известная всем песня «В далёком тревожном…», которую зал исполнил в форме необыкновенного творческого флешмоба.
Продолжая череду литературно-музыкальных композиций, 7-б класс совместно с классным руководителем, учителем истории Головачевой Еленой Владимировной подготовил композицию «Стояли со взрослыми рядом», которая заставила трепетать сердца четвероклассников, зрителей мероприятия.
Мы, молодое поколение славного города-героя, убеждены: подвиг ленинградцев не подлежит забвению! Вечная слава защитникам и жителям блокадного Ленинграда!
Ю.А. Демидова,учитель технологии, педагог-организатор, педагог дополнительного образования
В ГБОУ гимназии № 528 по последнему слову техники оборудованы кабинеты технологии, а в содержание образовательных программ включены такие модули, как «3D-моделирование», «Робототехника». Модуль «Швейное дело» осваивается с использованием современных швейных машин, оверлоков, программируемых вышивальных машин. О том, насколько интереснее стали уроки технологии, рассказывает ученица 7 класса Елизавета Чижова.
Вот и закончились каникулы. Я возвращаюсь в нашу гимназию. Уроки идут своим чередом, по расписанию. Все как обычно.
Урок технологии. Железная дверь открылась, и мы с интересом заглянули туда, ведь столько времени она была закрыта, пряча от нас что-то интересное. Итак, дверь открылась… И я увидела новый класс, наполненный необычным оборудованием, а посередине – огромный стол. В голове сразу возник вопрос: «А что же мы будем на нем делать, для чего он?». В таинственных ящиках лежат многочисленные лего-конструкторы. Интересно, а как же мы будем его «оживлять»? Я даже не могла предположить, что когда-то смогу сама программировать задачи и собирать детали конструктора. И за это еще буду получать оценки. А что же мальчики? Теперь они смогут попробовать себя в освоении профессий. Кто знает, может быть, в будущем они выберут именно робототехнику. Но ведь не всех заинтересует профессии, связанные с робототехникой.
В следующем кабинете настоящий рай для тех, кто мечтает связать себя с миром моды. Ведь для создания костюма необходимо множество людей с разными профессиями: закройщики, швеи и портные. Именно в нашем кабинете можно начать знакомство с этими профессиями. Класс оборудован прекрасными автоматическими электрическими программированными швейными машинками. Оверлоки высокого класса, запошивочная машинка – это для тех, кто осмелится шить трикотаж. Все агрегаты скрываются под чехлами. Жаль, что на уроках не будет много времени для знакомства со всей техникой, а мне бы хотелось попробовать каждую машинку. Ведь шитье на каждой требует глубоких знаний и умений. Именно для этого у нас в гимназии есть ОДОД. Это Отделение дополнительного образования детей, где в спокойной уютной обстановке можно знакомиться со всей этой техникой. И творить.
В нашей гимназии очень уютный кабинет технологии для девочек. И у нас замечательные педагоги. Они помогают воплотить традиционные или самые смелые новаторские идеи, эстетично оформят наше творение.
В кабинете всегда тепло и весело. Стоит легкий творческий шум, каждый занимается делом. Этот класс невозможно не любить! Здесь сама обстановка, работа, климат во многом напоминают дом. Мы здесь дискутируем, учимся, делимся опытом. Я обожаю эти минуты, наш уютный кабинет и уроки технологии!
Елизавета Чижова, 7 класс
Литературный праздник «Сказочное путешествие по Европе» проходит каждый год. И на этот раз было очень увлекательно. Мне было интересно к нему готовиться, мой класс ставил сказку «Чиполлино». И хорошо выступили. Все классы подготовили красивые костюмы своих героев. Особенно мне понравилось выступление 3-Г класса «Путешествие Нильса с дикими гусями». Ребята говорили громко и выразительно. Мимика и жесты совпадали с текстом. Было интересно услышать биографию авторов сказок, которую рассказывали ведущие. Я узнала много нового. Спасибо Татьяне Васильевне Старчиковой за кроссворды! После праздника мы все увлеченно их разгадывали.
Мария Дунаева, 3 класс
4-Б класс к Новому году представил новый проект «Музей восковых фигур». Под волшебные рождественские звуки настоящего ксилофона дети предстают перед зрителями в роли неподвижных фигур любимых героев: литературных, исторических или мультипликационных. Но, если нажать на импровизированную кнопку рядом с фигурой, то она заговорит и вкратце расскажет о себе. Звуки ксилофона добавляют таинственность и волшебство в процесс знакомства с «экспонатами». Музей рассчитан на детей начальной школы, но и ученикам постарше будет интересно заглянуть и вспомнить героев раннего детства.
Приглашайте, и наши герои придут к вам в гости!
«Пресс-центр» создан по инициативе Арины Владимировны Бобровой в этом учебном году как творческое объединение ОДОД. Руководитель –Екатерина Алексеевна Иванюк, учитель ИЗО, педагог дополнительного образования. Предлагаем вашему вниманию некоторые репортажи.
Дружная команда детских коллективов из гимназии № 528 поехала на четвертую смену в лагерь «Морское братство». За 21 день они успели выступить на трех международных фестивалях, получить грамоты и награды. Все это время ребята наслаждались морским летним воздухом, посещали различные мероприятия, а также успели завести много новых друзей. Купались в теплом и чистом море, загорали на пляже, а вечером танцевали на дискотеке и участвовали во флешмобах. Во время отдыха команда ходила в походы, поднимаясь по крутым горным тропам. Эта поездка сблизила многих ребят, они вместе пели и веселились, отмечали дни рождения и, конечно, не забывали выступать, танцуя на сцене и радуя зрителей своими песнями. Приехав в Санкт-Петербург, все еще долго с теплотой вспоминали этот яркий август.
Дарья Юдина, 10 класс
3 октября 2019 года в гимназии № 528 прошел первый установочный семинар XIX научно-практической конференции «В ответственности за будущее». Прозвучал гимн России, что сразу задало мероприятию торжественный и строгий тон. Заместитель директора гимназии № 528 А. А. Залюбовский и методист гимназии Н. С. Кудинова рассказали об основных моментах конференции, сроках проведения и способах представления докладов. В финале участников семинара порадовали выступления детей: звучали добрые и проникновенные песни, выступал детский танцевальный коллектив «Солнышко Петербурга».
10 декабря состоялся второй семинар, на котором ребятам вручили сборники статей по итогам конференции прошлого года.
Елизавета Чижова, 7 класс
21 октября 2019 года в Санкт-Петербургском городском Дворце творчества юных прошел первый городской конкурс среди юных дизайнеров и модельеров «Футболка превращается...». Темой ежегодного конкурса было выбрано творчество авангардного художника П. Пикассо. Студия «Моделька» гимназии № 528 также участвовала там со своей коллекцией. Образ Бычкова Кирилла, учащегося 7-А класса, создавался в течение недели. Мигунова Яна сказала, что ее на создание концепции образа вдохновила картина Пикассо. А также ребята пообещали продемонстрировать наряды на сцене гимназии, чтобы порадовать своих учителей. Выступающие сильно волновались, но справились с собой и отлично продемонстрировали свои модели. Мы ждем от них новых идей и коллекций!
Елизавета Чижова, 7 класс
Алевтина Большакова, 9 класс
Читаю письмо от хорошего друга:
«Привет! Северянам послание с юга!
У нас очень жарко. Купаемся в речке.
Ночью с гитарой сидим на крылечке.
Фрукты едим и грибы собираем,
Часто на пляже в мячик играем».
Читаю и думаю: «Как это мило!
Удачи, приятель!» А нас затопило…
Бобр громко шлепнул хвостом у картошки.
На крыше орут две промокшие кошки.
Жабам пошел урожай земляники…
Мыши пищат на кустах ежевики.
Утка с потомством к крыльцу подплывает
И угощенье от нас принимает.
Ежик пыхтит, на бревно заползая…
Как тут не вспомнить деда Мазая!
Бабушка варит к обеду бульон.
Нужен укроп, только где ж теперь он?!
Ладно, найду. Сапоги для рыбалки,
Старые детские лыжные палки –
Вот подходящий комплект для похода
К центру пруда (ой, пардон, огорода)!
Уф! Не промокла и не споткнулась,
С зеленью и огурцами вернулась.
Но комары! Просто тучами вьются!
Высуни нос – тут в него и вопьются…
По радио главный синоптик вещает,
Еще две недели дождей обещает.
Не так уж и много…
Четырнадцать дней.
Можно успеть развести пескарей.
Что ж, надо печку скорей затопить,
Книгу достать и чайку заварить.
В плед завернусь, сяду в кресло складное…
Как не любить тебя, лето родное!
… Ночь (или утро?), как черная птица,
Над Александровской славной больницей.
Звезды мигают, словно живые.
Шорох, тихие звуки ночные…
Скрипит под ногами ноябрьский лед:
Ребенок с портфелем в школу идет.
Остановился, ворон посчитал,
Кошке бродячей свой завтрак отдал.
Время не ждет! Поднажми и беги!
Опять опоздал на трамвай 23…
Шепчет ребенок: «Скорее! Давай!»
Мчится по улице Коллонтай.
Успел заскочить он в автобус 12-ть:
«Уж ко звонку-то сумею добраться!»
Едет малыш и зубрит биологию.
За окнами «Спар» и стоматология.
У «Буревестника» – стайка детей:
Ждут депутатов и важных гостей.
«Мы на концерт сюда скоро пойдем!» –
Школьник подумал, и вновь о своем:
«Ох, опоздаю! Минута осталась!»
Река Оккервиль впереди показалась.
Жирные утки всегда на посту!
Автобус подпрыгнул на скользком мосту.
Вот парк Есенина. Остановка.
Школьник несется – быстро и ловко.
Лучики солнца скользят по аллеям…
«Спасите, пожалуйста, я не успею!»
Над головой розовеет восход.
«Все, опоздаю – учитель убьет!»
Не замечает знакомые лица…
«Я буду стоять на учете в полиции!!!»
Внутри холодеет, сердце не бьется…
Вдруг кто-то рядом громко смеется!
… Наш школьник в храм знаний уже не прибудет.
«Идем в «Буревестник!»!
Уроков не будет!»
Школьные олимпиады — штука, грех жаловаться, хорошая. Но не из-за каких-то новых
знаний или навыков, нет. Самое главное в олимпиаде — поездка на нее и с нее. И
зачастую эти поездки обращаются в неплохое приключение. Особенно, если состав
участников подберется соответствующий.
— А я говорю, что ты не можешь ехать за тридевять земель на велосипеде! —
возмущалась учительница географии, позабыв свою обычную манеру обращаться к
ученикам на «Вы».
— Светлана Владимировна, это раза в два быстрее, чем на трамвае, и совершенно
бесплатно! — убеждал ее пират-хакер Слава, по совместительству ученик десятого
класса.
— Если у тебя снова нет денег на проезд, так и скажи! Я дам сорок рублей!
— Ну, во-первых, не сорок, а восемьдесят, — поправил Слава. — Ехать-то и туда
обратно. А во-вторых, что Вам стоит отпустить меня на велосипеде? Клянусь, я уже
через полчаса на месте буду!
— А заявление твое где? — пошла в наступление Светлана Владимировна. —
Заявление на самостоятельный уход?
Слава опустил голову, понимая, что крыть нечем.
— Вот то-то же.
Светлана Владимировна повела свой отряд олимпиадников к остановке. Слава
проводил печальным взглядом велик, пристегнутый к школьному забору, и поплелся
следом за остальными.
Я шла во главе группы рядом с Соней из девятого «А» и с вэшницей Юлей. Юля, как
всегда, была тиха и задумчива (повторяла, наверно, что-нибудь), Соня все еще
переживала из-за пропущенной алгебры. А что поделать, придется проверочную в
другой день переписывать. Я вон тоже алгебру прогуливаю.
— Который год одно и то же! — жаловалась непонятно кому Светлана Владимировна. — То хочет ехать на велосипеде, то на самокате, то на роликах! Сил моих нет!
Виновник переполоха особых угрызений совести не испытывал. Перестроился из
конца колонны в начало и шел себе, любовался на замерзшую помойку.
Наверно, именно в тот момент, когда я заметила эту помойку, у меня и появилось ощущение какого-то подвоха. Правда, сформулировать свои опасения не получилось, слишком уж солнечной и оптимистичной была погода.
— Ну что, как программы? — спросила я у Славы.
— Да никак, мне некогда, я к чемпионату готовлюсь. Буду заниматься беспилотниками.
— У нас уже целая «могучая кучка» собралась! — гордо заявила наша наставница. —
Уже четыре года одним составом на географию ездим! О, автобус!
Пожалуй, зря я переживала не пойми из-за чего. Автобус действительно подходил к
нам.
— Этак мы за полчаса доберемся без всяких велосипедов!
Мы завалились всем составом в автобус к вящему ужасу кондуктора, которому явно не
улыбалось обслуживать всю нашу ораву. И пока он принимал оплату у
законопослушных учеников одиннадцатого класса, я потихоньку угнездилась рядом со
Славой в дальнем углу автобуса.
Светлана Владимировна пересчитала нас взглядом, убедилась, что все на месте, и
расслабилась. Кондуктор, твердо уверенный, что сидящие в голове состава
оплатили все карточками, занял свое место.
— Чего ты так рвался на велике ехать, холодно же!
— Зато быстро и бесплатно, — пробурчал Слава. — Что за день сегодня — сначала английский, потом лабораторка по физике, теперь еще и это!
— А что не так с физикой?
— Знаешь, классическая история с погрешностью. Длина стола — метр плюс-минус полкилометра. Обычное дело.
— У нас точно так же! — рассмеялась я. — За то и люблю естественнонаучные предметы. Как говорит Татьяна Ивановна: «Насыпь соль в сахар и посмотри, как оно прореагирует».
— Физика технарная! — усомнился Слава.
— Хорошо, пусть технарная. А представь, что будет, если устроить баттл: технари
против гуманитариев, математики против историков?
— Хм…
— Я думаю, победят естественнонаучники, — уверенно заявила я. — У них
нерушимые альянсы!
— Я бы и англичан не стал со счетов сбрасывать. Опа! Пожарный колледж! Там еще
вертолет должен на крыше стоять.
Как Слава умудрился разглядеть через заиндевевшее стекло какой-то колледж и тем
более вертолет, для меня так и осталось загадкой.
Кондуктор так и не подошел ко мне за деньгами. Так что добралась до олимпиады я
зайцем. Начало было положено.
— Мне нравится эта школа! — вынесла вердикт я.
— Тебе идет новая шапка, — невпопад сказала Юля.
— Да, на наш второй корпус похожа, — с видом эксперта заявил Слава.
— Шапка? — переспросила Юля.
— Она побольше второго корпуса будет, — усомнилась я.
— Школа неплохая, но шапка старая совсем некрасивая была, — продолжала
напирать Юля.
— Да вы на этажи посмотрите — у нас их три на втором блоке, а тут четыре!
— Если вязаная — то да, берет получше, — хмыкнул Слава. — А этажи — дело
наживное.
— Большакова Алевтина Антоновна?
Регистраторша сурово посмотрела на меня поверх очков.
— Вообще-то я Владиславовна.
— Как?!
Она быстро пролистала бумаги.
— Тут черным по белому написано, что ты Антоновна!
— Ну… наверно, я знаю свое отчество? У меня и паспорт есть.
— Ты что, вместо кого-то поехала? — с подозрением спросила регистраторша. — У
тебя сестра есть?
— Нет.
— Давай, иди с глаз моих!
Она всучила мне номерок.
— А ты кто? — спросила она Юлю. — Откуда?
— Оттуда же, — вздохнула Юля.
Я пошла восвояси. У самого гардероба меня догнал возмущенный Юлин крик:
— Я не Романовна, я Владимировна!
— Вы что там, все с ума посходили в своей пятьсот двадцать восьмой?
Школа была какая-то странная. Вроде бы похожа на наш второй корпус. Но почему-то
заблудиться в ней оказалось легче легкого.
— Да тьфу ты! Куда ни плюнь — везде коридоры!
— Мне кажется, либо у нас стенки посносили, либо тут понастроили, — фыркнула я.
— Вот вы где-нибудь еще такую планировку видели? — спросил Дима, указывая на
лоджию. — С живым уголком?
Кланч! На стене с громким хрустом бряцали часы. Я присмотрелась внимательнее.
— Они же в обратную сторону идут!
Часы действительно были необычные: мало того, что стрелки вращались справа налево, так еще и вместо чисел на циферблате были
математические уравнения.
— Два корня из трех, — попытался определить время Дима, — разделить на сумму
двух корней пятой степени из тысячи двухсот пятиде… Это ж сколько я должен
думать, чтобы просто понять, который час?
Опять все шиворот-навыворот. Ох, знать бы, чем это все обернется!
— Дима уже уехал? — спросила Соня, спустившись после олимпиады вниз.
— Все уже уехали, только вас с одиннадцатиклассниками и со Славой ждем, —
сказала Светлана Владимировна.
— И я еще здесь, — подала голос я. — И Юля.
— Девочки, вы какого путешественника по России считаете «вторым открывателем
Америки»?
А, помню, было такое задание. Но говорить ответы не хотелось, чтобы не позориться
перед Светланой Владимировной.
— Дежнева, — с неохотой призналась я.
— А я написала Америго Веспуччи, — расстроилась Соня.
— Каким ветром его занесло в Россию? — удивилась учительница географии.
— А чего Слава так долго копается? — попыталась перевести разговор на другую тему я.
— Он же первый все сдает.
— Его куртки в гардеробе нет, — сообщила Юля.
— Как нет? Неужели он все-таки уехал?
Светлана Владимировна вскочила.
— Без заявления! Какая у него аудитория?
— Двести пятнадцатая, — вспомнила Соня.
— Алевтина, сбегай и посмотри, там ли он, — попросила наша наставница.
Перспектива вновь бродить по запутанным лабиринтам подобия нашего второго
корпуса меня не обрадовала. Но делать было нечего.
Слава стоял посреди аудитории в позе Пушкина с картины «Экзамен», горячо
доказывая что-то проверяющему. Тот вяло спорил, видимо, слишком устал для
серьезных дискуссий. Но и нашего хакера так просто было не унять. Догадываясь, что
оба возможных варианта: либо Слава докажет проверяющему, что он не прав, и
уйдет, либо проверяющие коллективно выгонят его из кабинета — не займут много
времени, я пошла вниз.
— Где он?
— Там.
— Светлана Владимировна! — раздался прямо у меня за спиной голос Славы (вот как он умудряется так тихо ходить?) — Как это называется? Я не машина, чтобы расшифровывать спутниковые фотографии!
О, понятно! В одном из заданий надо было определить…
— … горную породу по фотографии! — бушевал Слава. — Вот как я должен понять,
что это — мел, мрамор? Известняк?
— Андезит, — предположила я.
— Да хоть песчаник! Все, я еду домой!
— Карету мне, карету! — рассмеялась я.
— Вот если бы я поехал на велосипеде…
— Так, Слава. Звоните своей матери, пусть она Вас отпросит.
Обрадованный предложением Светланы Владимировны, Слава с согласия мамы был
отпущен на волю. Он бы, наверно, уже через десять минут добрался бы до остановки,
однако у учительницы географии были другие планы.
— Возьми с собой девочек. И чтоб в целости и сохранности довел их до школы!
— Может, мне их еще родителям лично в руки передать? — возмутился Слава.
— Это идеальный вариант, — твердо сказала наша наставница.
Хакер-пират подчинился, и мы всей компанией потопали к остановке. Светлана
Владимировна проводила нас добрым взглядом миссис Уэлдон и пошла за
одиннадцатиклассниками.
Солнце тем временем уже начало садиться. И вот тут-то до меня дошло, в чем был
подвох. Без живительного солнечного тепла на улице стало ужасно холодно! В
придачу ко всему дул пронизывающий ветер.
Наверно, я не окоченела только благодаря заданному Славой быстрому темпу
ходьбы. Мы буквально долетели до остановки.
— Так, девочки, смотрите — вам подойдет двенадцатый троллейбус, любой трамвай,
— Слава обернулся к нам, не сбавляя шага, — или сто сороковой автобус… А-а-а!
Он поскользнулся на заледеневшей луже и упал. Мы ахнули.
Ошарашенный, но живой Слава кое-как встал. Вся наша
девичья стайка поспешно перебралась на другую сторону дороги.
— Черт, ногу подвернул, — пожаловался Слава. — Ну да ладно. В общем, автобус…
— А ты с нами не поедешь? — спросила Юля, безуспешно сражаясь с норовившим
улететь зонтом.
— Я хочу навестить свою первую учительницу.
— Ты совсем уже с ума сошел? — возмутилась я. — Холодрыга собачья, а тебе еще
за великом идти!
— Ничего, и не из таких передряг выбирались. Пока!
Слава, прихрамывая, поковылял куда-то во дворы. Мы переглянусь.
Домой я попала только через час с лишним, продрогнув до костей. Ни один из
означенных Славой видов транспорта не пришел. В конце концов нас подобрал
сердобольный водитель битком набитого двести восемнадцатого автобуса.
Отогревшись чаем, я решила узнать, как там остальные. Результаты были
неутешительные.
Соня, как и я, здорово замерзла.
У Юли ветром сломало зонт.
Славе пришлось поздно вечером ехать за велосипедом в школу.
Эх, люблю я олимпиады!
Зато призером стала.
Иван Спицын, 3 класс
СЕМЬЯ
Вся семья моя родная,
Любимая семья.
Дороже золота и стали
Она мне будет навсегда.
ПАПА
Хочу похожим быть на папу,
Как он носить костюм и шляпу.
Мне похвала его важнее золота и серебра,
И нет дороже человека для меня.
СЕСТРА
Любимая сестра моя
Хоть вредной иногда бывает,
Но все же для меня
Она единственная и родная.
МАМОЧКА
Моя мама лучше всех-
Самая красивая
И моя любимая!
Старинный бумажный театр, или 3D-театр XXI века
Первые бумажные театры появились в Европе в XVIII веке. А было это так. Для любой постановки в театре сначала рисуют эскизы костюмов, персонажей, декораций, пишется сценарий. Сценаристы известных театров крупных городов отсылали такие эскизы в театры маленьких городов, чтобы поделиться театральными постановками. Некоторые типографии, которые перепечатывали эти эскизы, увидели возможность на этом заработать, стали перепечатывать их и продавать. Таким образом можно было вырезать персонажей и декорации и ставить сценки.В театр не каждый мог сходить, потому что было очень дорого, маленьких детей туда не водили, а бумажные театры считались очень дешевыми, поэтому они стали быстро распространяться.
В XIX веке конструкция бумажных театров становилась сложнее. Декорации были копиями знаменитых театров Европы. Самый знаменитый изготовитель таких театров — Бенджамин Полок.
В России бумажные театры появились сначала в царских семьях. Например, спектакль «Жизнь за царя» (по мотивам оперы М.И. Глинки) состоял из 34 предметов: сцена, кулисы, фигуры героев. В постановке участвовали все члены царской семьи.
Позднее такие театры появляются в магазинах игрушек, например, в Санкт-Петербурге — лавка Дойникова. Благодаря таким театрам детям можно было изучать исторические события.
Александр Бенуа, известный художник и декоратор, вспоминал, что в детстве ему дарили много бумажных театров и он рисовал декорации к своим маленьким театрикам. А когда вырос, то начал создавать эскизы декораций для известных театров России и Франции.
Сергей Образцов, который создал самый большой в мире театр кукол, вспоминает, что в детстве у него тоже были бумажные театры.
Сегодня такие театры можно купить у коллекционеров, а также в магазине Бенджамина Полока.
В прошлом году одна немецкая семья показала собственные варианты бумажных театров. Сначала они делали множество постановок для своих маленьких детей, а потом они усовершенствовали свой театр, сделали его больше, провели туда освещение и стали показывать взрослые постановки. Отец семейства называет его 3D-театром XXI века.
Мы решили сделать свой театр и выступить перед гостями и друзьями. Для изготовления нам понадобились:
1. коробка из гофрированного картона 50х30 см (это основание театра);
2. коробка из картона 30х40 см (для экрана);
3. клеевой пистолет, клей ПВА, ножницы, линейка, карандаш;
4. цветной картон формата А2, картон А4, принтер с цветными чернилам;
5. тесьма декоративная, акриловые краски, трафареты, декоративная штукатурка, шпатель;
6. трубочки для сока.
Сначала делаем основание театра с помощью декоративной штукатурки, трафаретов и красок. Далее оклеиваем наш «экран» цветным картоном, наносим декоративную штукатурку в виде вензелей и раскрашиваем ее после высыхания. Наклеиваем предварительно распечатанные изображения, имитирующие роспись и лепнину архитектурных сооружений XIX века, на боковые части нашего театра.
Распечатываем на цветном принтере занавес (4 портьеры и 2 ламбрекена). Приклеиваем на переднюю и заднюю части экрана таким образом, чтобы задний занавес был виден зрителям. Экран приклеиваем на основание театра так, чтобы осталось место для «сцены». Далее распечатываем декорации для спектакля: изображения окна (2 шт.), фасада кирпичного здания (2шт.), изображение украшенной елки в огромной гостиной комнате (1 шт.), наклеиваем на картон и размещаем по обеим сторонам сцены в несколько рядов на расстоянии, причем каждый последующий ряд как бы «выглядывает» из-за предыдущего, а иллюстрация с елкой является задней стенкой театра. Каждый последующий ряд отстоит от предыдущего на расстоянии 1,5-2 см. Такое размещение декораций как раз создает трехмерность изображения в театре и позволяет перемещать картонных персонажей между рядами декораций. Далее распечатываем изображения персонажей, наклеиваем на картон, вырезаем. С помощью клеевого пистолета насаживаем картонную фигурку на один из концов трубочки для сока. Таким образом персонаж может двигаться в горизонтальной плоскости.
Мы сделали из картона каркас тетра, украсили его, сделали занавес, занялись подбором декораций и персонажей в Интернете. Потом распечатали на цветном принтере, наклеили на картон и стали вырезать. Выучили сценарий. И у нас получился театр.
Такой театр под силу сделать каждому, а нам было очень интересно участвовать в создании самого театра и ставить сценку. Через домашний спектакль дети приобщаются к литературе, музыке, развивают художественный вкус. Кроме того, с помощью театра происходит изучение важных исторических событий.
Полина Батиг, Ростислав Батиг, 3 класс
Тень… Она есть у каждого из нас, но мы часто ее не замечаем. Все куда-то спешим и торопимся, а тень неотрывно следует за нами. Люди давным-давно старались ее «приручить»…
Театр теней зародился в Китае свыше 1700 лет назад. Легенда гласит, что император Уди после смерти жены был сильно расстроен и потерял интерес править страной. Однажды министр увидел детей, играющих с куклами, которые отбрасывали тень на землю. Министр сделал из бумаги куклу жены императора и пригласил его посмотреть на это. Кукла отбрасывала тень на занавеску. Император был в восторге. Именно с этого момента началась история китайского театра теней.
Основной принцип театра теней очень прост: использование тени от фигуры или предмета, падающей на экран при освещении их каким-либо источником света.
В Древнем Китае для театра теней использовались ширмы с большим полупрозрачным экраном и плоские цветные марионетки, управляемые на тонких палочках. Марионетки прислоняются к экрану сзади и становятся видны. Марионетки традиционно изготовлялись из тонкой прозрачной кожи, бумаги или картона.
Создание теней руками является одной из древних форм теневого театра.
Позже стали появляться ажурные и объемные марионетки.
В наше время широко используют силуэтный театр теней, когда за ширмой прячутся люди и с помощью собственного тела показывают сюжет.
Размер тени зависит от расположения марионетки относительно источника света: чем ближе марионетка к свету, тем больше ее тень.
Театр теней – очень древнее искусство. В наше время классический театр теней исчезает, но это очень интересный жанр. Я изучил тонкости создания театра теней и даже попробовал сделать настольный театр теней дома.
Валерий Линьков, 3 класс
Я несколько раз посещала планетарий и узнала очень много интересного. Оказывается, первыми, кто полетел в космос, были не люди. Чтобы узнать, с чем человеку придется столкнуться в космосе, ученые отправляли на «разведку» животных. Это были собаки, кролики, мыши, даже микробы.
Собаки – более умные животные, чем мыши, но не все собаки подходили для испытаний. Породистые собаки очень нежные, в космос они не годились. Собак отбирали по размеру, проводили с ними тренировки, приучали их к шуму, тряске. Больше всех подошли обычные дворняги.
Первая собака Лайка была отправлена в космос 3 ноября 1957 года в половине шестого утра по московскому времени на советском корабле «Спутник-2». Она, к сожалению, погибла во время полета через 5-7 часов после старта от стресса и перегрева.
Потом летали в космос Белка и Стрелка. Полет проходил на космическом корабле «Спутник-5» . Старт состоялся 19 августа 1960 года. Полет продолжался более 25 часов, за это время корабль совершил 17 полных витков вокруг Земли. Все прошло удачно, собаки-космонавты вернулись на Землю.
Так ученые доказали, что полет в космос возможен.
Первым космонавтом, как известно, был Юрий Алексеевич Гагарин. 12 апреля 1961 года он совершил полет в космос на корабле «Восток-1» и облетел Землю за 1 час 48 минут. Вернулся назад живым и здоровым. Мечта людей о полете в космос сбылась.
Я надеюсь, что в скором будущем научатся строить такие корабли, на которых люди могли бы летать в космос, как на экскурсию.
Электронная газета «528.ru» издается с 2011 года. Она является современным продолжением наших школьных периодических изданий: журнала «Дилижанс» и газеты «Контур», которые выпускались в типографском формате. Пересматривая архив, мы нашли много интересных материалов. Вспомним наше издательское прошлое…
В одной из рубрик «Дилижанса» мы предлагали разные стихи, объединенные общим началом. Мысль представить стихотворения, оттолкнувшись от общей строчки, родилась у нас спонтанно. В редакционном архиве сохранилась поэтическая миниатюра В. А. Евстафьева, который работал тогда в нашей гимназии учителем математики, с первой строчкой «На фоне конского хвоста...». С разрешения автора предложили конкурс, в котором приняли ученики (в настоящее время уже все они – выпускники). Причем, стихотворение В.А. Евстафьева мы конкурсантам не показывали, только первую строку. Стихотворения получились, естественно, разными, но все они оказались связаны с топографией Санкт-Петербурга, в основном с Аничковым мостом, доминантой которого являются четыре скульптурные композиции, посвященные укрощению коня. И, хотя можно было не связывать содержание поэтического текста с контекстом города, это произошло само собой и у всех. Здесь нам видится некий положительный знак: величественный город, несомненно, влияет на нас, определив в данном случае даже вектор поэтической мысли. Оказывается, все мы принадлежим Петербургу и его культуре, и это общий «мотив», объединивший, в свою очередь, уже всех нас.
Евстафьев В. А.,На фоне конского хвоста
Фотографирует подругу
Пацан. С Аничкова моста
Вниз капли падают. Упруго
Отскакивают от воды
Фонтанки в радужных разводах,
Как мимолетные следы
Дождливой питерской погоды.
Твой силуэт мелькнет в окне
Троллейбуса. На фотопленке
Он будет где-то в стороне
От плана первого, на кромке
Цветной картинки десять на
Пятнадцать. Но будет ли
Украшена стена?
Скорее, нет. Ее осудит
Фотограф-профессионал
За композицию и тени.
Пожалуй, правда, кадр пропал,
Зря остановлено мгновенье.
А мне он дорог только тем,
Что виден в смоге и тумане
В углу на глянцевом листе
Твой силуэт на заднем плане.
На фоне конского хвоста
И пыльных бронзовых перстов,
Что устремились неспроста
На реку между двух мостов,
Я, силой мысли разорвав
Реалий здешних тонкий лист,
Увижу, как, свой страх поправ,
Идет Рылеев-декабрист.
Он проминает тонкий наст,
Не замечая ветра свист,
Еще не зная: кто предаст,
А кто душою будет чист.
А площадь зимняя пуста,
И слух не рвет картечи визг,
И он — всего один из ста,
Кто нынче днем пойдет на риск.
Но шепчут бледные уста:
«Как близок ты, свободы час!».
И плен могилы без креста
Уже не испугает нас.
На фоне конского хвоста
Чудесней питерские ночи,
И город росписью пера
Становится прекрасней прочих.
Задумчива библиотека,
Спокойно спит толстовский дом,
Но только Невский полон света —
И свет напомнит о былом...
О, сны творения Петра,
Мираж, влюбленный в непогоду,
Интриги светского двора,
Шопена менуэтов ноты...
Здесь царь природы, человек,
Смиряет рьяного коня,
Хотя людской недолог век
Труд не жалеющих себя.
На фоне конского хвоста,
Я у Аничкова моста.
Сверкая, плещется река,
И отчего-то вдруг сиянье.
Но почему же я молчу
И взгляд твой жгучий избегаю?
Не знаю... Чувствую: лечу
И таю медленно, и таю...
О том, что счастье будет в жизни,
Прольется свет, сойдя с небес,
О том Нева, наверно, знает —
Мы с нею ждем одних чудес.
С.В. Алекаева – главный редактор
Д.И. Евсеев – разработка и техническое сопровождение веб-сайта
Авторы статей: ученики и учителя гимназии № 528