ПРАВО БЫТЬ КОМСОМОЛЬЦЕМ

В ряды ВЛКСМ принимали обычно в 8-м классе. Право быть комсомольцем надо было заслужить. В восьмидесятые годы молодежь уже не так искренне верила в идеалы комсомола. Эпоха диктовала перемены, но мы тогда были молоды и искренне считали, что от комсомольцев многое зависит, мечтали о комсомольских билетах как о пропуске во взрослую жизнь.

В школах к приему в комсомол относились очень серьезно. Школьный комитет комсомола долго решал, кому из кандидатов, подавших заявление, оказать такое доверие. При приеме обязательно присутствовали учителя-коммунисты. Вступающий не только должен был знать законы, идеи и Устав ВЛКСМ, но и иметь представление о политической ситуации, об истории и героических страницах жизни нашего государства, о героях-комсомольцах, об ударных комсомольских стройках. Но и этого мало. Надо было своей пионерской биографией и хорошей учебой заслужить право быть комсомольцем.

В мае 1976 года я стала комсомолкой. Всегда серьезно относилась к поручаемым мне делам, а тут ответственность и добросовестность оказалась наивысшей. Чем же мы, восьмиклассники-комсомольцы, занимались в школе? Мы были шефами, вожатыми у ребят-пионеров 4-5 классов, помогали им проводить отрядные пионерские сборы, участвовали в подготовке и проведении дружинных сборов, устраивали спортивные соревнования, сборы макулатуры, конкурсы рисунков и плакатов. Самое ответственное — нам поручали организовывать торжественные собрания и принимать в пионеры октябрят. После окончания 8-го класса я продолжила учебу в новой, только что открывшейся школе № 332 (наша школа № 528 была тогда восьмилеткой).

Мне повезло: там я встретила много людей, которые не только являлись коммунистами с большой буквы, но и талантливыми педагогами. Это директор школы Н. А. Краев, мой учитель истории, влюбивший на всю жизнь меня в свой предмет, и мой классный руководитель Г. И. Воробьева. Их жизненная позиция, отношение к делу стали для меня примером. Позднее жизнь дает мне возможность к этим людям добавить и Н.Я. Коростылеву, директора школы № 528, куда я пришла работать учителем. С благодарностью вспоминаю старших товарищей: членов КПСС Г.Н. Кузнецову и Т.В. Панкратьеву. Жили они под девизом «Кто, если не мы?». Возглавляя партийную организацию школы, они и комсомольцам уделяли большое внимание. Поэтому, работая с такими людьми, я с сожалением вспоминаю, что юность давно кончилась, что это было светлое время.

И чего только не было… И комсомольские собрания о героях БАМа, и помощь колхозникам в уборке урожая, и создание школьного музея Боевой славы, посвященного боевому пути миноносца-лидера «Ленинград», и многое другое. Каждый комсомолец имел «Личный комплексный план» — своеобразный дневник, где хранили вырезки из газеты «Комсомольская правда» с рассказами о героях-комсомольцах. Старались равняться на них, учились мужеству и стойкости. Затем этот дневник «ЛКП» обязательно предъявляли, когда сдавали так называемый Ленинский зачет. Сейчас смешно вспоминать, что эта школьная тетрадка, разделенная на несколько граф, помогала тогда следить за событиями в мире и в стране, работать над собой, развивать эстетический вкус, читая классическую литературу, посещая театры и музеи, следить за своим здоровьем, занимаясь физкультурой и спортом. А ведь на самом деле помогала! Дав слово и записав его в этом Личном комплексном плане, нужно было выполнять все, что там написано.

Вот пишу все это, а самой взгрустнулось: «Как молоды мы были, как искренне любили, как верили в себя…». Наша учительская комсомольская ячейка была большой, веселой, задорной. Многие и поныне работают в гимназии: Т.В. Степанова, Е.В. Головачева, С.А. Кузнецова, Н.Л. Грибова. Постоянно что-то придумывали! Впервые пошли всей школой в поход, и не просто в однодневный, а с ночевкой в лесу. Впервые провели КВН, в котором соревновались команда учеников и команда учителей. Эти комсомольские придумки стали традициями нашей школы. Конечно, не все было так гладко и красиво. Существовали и разногласия, и горячие споры, и сомнения. Но лично меня комсомол научил уважительно относиться к мнению другого, конструктивно решать проблемы, вовремя помогать другу.

В комсомоле я нашла и свое личное счастье. Мой муж строил БАМ. И сейчас в нашем семейном архиве хранится удостоверение строителя легендарной дороги Тында— Беркакит. Агитбригада, в которой выступал мой муж, выиграла конкурс, и по комсомольской путевке мы уехали с ним на знаменитый Грушинский фестиваль бардовской песни под Самарой. Рядом с нами в палаточном городке жил знаменитый исполнитель авторской песни Юлий Ким.

Молодость быстротечна. Вместе с ней ушла в прошлое и моя комсомольская юность. Нет уже той страны, мы живем в новом государстве, по-другому смотрим на многие факты, по-другому оцениваем события, поступки. Но я не жалею о том, что это было в моей жизни, ведь «времена не выбирают, в них живут…».

Фабрикова И.В., учитель истории, заместитель директора во УВР

Статья опубликована в школьной газете «528.ru», 2013, № 4


Яндекс.Метрика