В ТЕ ДАЛЕКИЕ СОВЕТСКИЕ ВРЕМЕНА…



1956 г. Учителя-комсомольцы на лыжной прогулке. Я – третья справа


Звено лесорубов в колхозе им. Н. Хрущева. Я – вторая справа


1957 г. Камчатка. Создан комсомольский патруль, и на улицах стало спокойно. Я – первая справа


1961 г. Камчатка. Учителя и работники леспромхоза исполняют молдавский танец. Я – третья справа


1953 г. После трудов праведных. Студенты на комсомольской летней стройке в Ленинградской области.
Я – третья справа

Моя комсомольская юность пришлась на конец сороковых и пятидесятые годы. Это было тяжелое послевоенное время, когда страна залечивала раны, нанесенные войной.

В ряды ВЛКСМ принимали молодежь от 14 лет и старше. Относились к этому очень серьезно и ответственно. Вступающий должен был иметь две рекомендации от уважаемых взрослых или старших по возрасту комсомольцев.

Мои подруги и я, вступая в комсомол в старших классах школы, очень гордились тем, что нам дали рекомендации члены коммунистической партии, прошедшие войну. Мы старались не ударить в грязь лицом перед ними. Прием проходил в два этапа: на общем комсомольском собрании в школе, а затем в районном комитете комсомола. И везде задавали вопросы об учебе, общественной работе, проверяли знания политической жизни страны и Устава комсомола.

Принятому (а могли и отказать!) торжественно вручался комсомольский билет (он у меня хранится до сих пор) и значок члена ВЛКСМ, который я с гордостью носила.

Большая часть моей комсомольской жизни проходила в 50-х годах ХХ века, в период учебы в университете и первые годы самостоятельной работы. В университет пришло поколение, пережившее войну и блокаду и знавшее цену жизни.

Мы были равнодушны к материальным ценностям. Одевались скромно. Украшения, сережки и губная помада резко осуждались. Приоритетом являлись духовные ценности. Учиться плохо было стыдно. «Троечников» не уважали. Их «прорабатывали» на комсомольских собраниях. Много читали, интересовались новинками литературы, обменивались мнениями о новых советских кинофильмах, советовали друг другу посмотреть новый фильм или прочитать книжную новинку. Все это бурно обсуждалось в свободное от учебы время. Словом, жили ярко, интересно и весело.

Конечно же, принимали участие во всех делах, которые считались нужными обществу. Так формировалась активная жизненная позиция, которую можно выразить фразой: «Если не я, то кто?».

На комсомольских собраниях, районных и городских конференциях обсуждались вопросы, волновавшие молодежь. Многочисленные акции в поддержку мира во всем мире, вахты мира и памяти не проходили без нашего участия.

Каждый комсомолец имел общественное поручение, т.е. на общественных началах выполнял работу, полезную для всех. О результатах своей деятельности он отчитывался. Относились к этому серьезно и ответственно, за промахи резко критиковали.

Каждое лето мы выезжали на комсомольские стройки в Ленинградскую область или в Карелию. Там студенты работали лесорубами, плотниками, косцами, строителями (строили коровники, конюшни, электростанции). Жили в бараках, спали на нарах, назначенные из студентов повара готовили пищу на костре или на открытых печах.

За свою работу мы не получали денег, но работали с энтузиазмом. С точки зрения сегодняшнего дня, мы были даровой рабочей силой. Но это не смущало: нам было интересно, мы чувствовали и верили, что наш труд нужен стране. Если кого-то не брали по состоянию здоровья — это становилось трагедией! Было нелегко, но норму выполняли. Донимали комары и слепни. Однако на работу и с работы шли с песнями. На всю жизнь сохранилась память о вечерних посиделках у костра. Волшебные искры, летящие в черное небо, доверительные или «страшные» рассказы и песни, песни…

И хотя мы уедем отсюда,
Будем долго еще вспоминать,
Как валили высокие сосны,
Помогая колхоз укрупнять.

В этой «буче кипучей» вырабатывался характер, воспитывалось чувство долга, ответственность за то, что ты делаешь, формировались нравственные ценности поколения, взаимопомощь и товарищество.

И сегодня, убеленные сединами, мы, встречаясь на юбилеях, с радостью и с теплым чувством вспоминаем нашу задорную, веселую и насыщенную комсомольскую жизнь. В те далекие советские времена…

Лебедева И.М., кандидат педагогических наук

Статья опубликована в школьной газете «528.ru», 2013, № 4


Яндекс.Метрика