На вопрос, как ученикам преуспеть,
Аристотель ответил:
"Догонять тех, кто впереди,
И не ждать тех, кто сзади. "


200-летию Царскосельского лицея посвящается…

Вот уже много лет наша гимназия отмечает знаменательные для отечественной культуры даты. Одна из них связана с А.С. Пушкиным, с годами учёбы поэта, когда формировался его литературный гений, когда созревало лицейское братство. В октябре 2011 года отмечалось двухсотлетие Царскосельского лицея. К этому событию были приурочены «лицейские уроки». Своими впечатлениями делятся старшеклассники…


ПУШКИН НАЧИНАЕТСЯ ЗДЕСЬ

В 1-А классе ребята смотрели фильм о детстве А.С.Пушкина, а затем отвечали на вопросы. За каждый ответ получали баллы (наклейки). Завершился урок чтением стихотворений поэта.

Лицейский урок в 1-Б классе был посвящен сказкам А.С. Пушкина. Сначала Екатерина Вячеславовна предложила вспомнить названия произведений, а после просмотра «Сказки о царе Салтане…» состоялась викторина: учитель читала поэтический отрывок, а ученики должны были угадать, из какого произведения этот фрагмент.

Порадовали выставкой рисунков ученики 1-В класса. У них тоже была викторина, вопросы которой оказались отнюдь не легкие. Как звали собачку в «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях»? Помните? А первоклассники знали. В конце урока Наталия Владимировна каждому вручила эмблему с изображением белочки – той самой, которая грызла орешки « не простые, а золотые».

Ю. Смирнова, М. Яриго, 11-А класс

19 октября мы посетили Лицейский урок во 2-А классе. Кабинет выглядел празднично: на стенах – кленовые листья, а на доске устроена целая выставка рисунков детей по темам «Осень», « Лицей и лицеисты», «А.С. Пушкин». В начале урока Ю.Г. Алексеенко рассказала детям о Царскосельском лицее и его воспитанниках. Была показана красочная презентация, которую ребята смотрели с неподдельным восторгом. Затем каждый желающий мог прочитать наизусть стихотворение « Осень». Все активно поднимали руки и внимательно слушали друг друга. В конце урока дети попробовали себя в роли поэтов: сочинить стихотворение на заданные последние слова в каждой строчке ( «жара», «пора», «летят», «горят»). Урок действительно получился очень интересным. Мы вспомнили времена, когда сами были такими же маленькими и на занятиях тоже часто сочиняли стихи.

Во 2-Б классе состоялся интегрированный урок (литература и ИЗО). Ученики с упоением говорили об изображенных на рисунках героях, читали отрывки из «Евгения Онегина» и «Медного всадника», специально выученные к конкурсу чтецов. Е.В. Гаврилова подвела итоги урока,а ребята нарисовали иллюстрацию к наиболее запомнившейся и понравившейся им сказке. По их заинтересованным лицам было понятно, что дети с нетерпением ждут повторения подобного опыта.

А. Павлова, Э. Назарова, 11-А класс

Ученики 3-Б класса заранее приготовили сообщения, и все рвались в бой. Я удивился: никакого стеснения или робости не наблюдалось. Кто-то рассказывал о сказках, кто-то – о няне Арине Родионовне. И хотя читали не без запинки, но в лицах было видно старание и упорство. Во второй половине урока проверялось знание сказок А.С. Пушкина: на доске появлялась определённая картинка, и дети должны были назвать героя произведения. Большинство ответов оказались правильными. Учитель Н. В. Холькина осталась довольна. Наконец, подведение итогов и … отметки. Дети заволновались, но вскоре напряжение исчезло: все получили «хорошо» и «отлично». Поэтому мультфильм «Сказка о царе Салтане…» смотрелся «на ура».

А. Бойцов, 10-Б класс

УЧИМСЯ ДРУЖИТЬ

В 4 «А» классе состоялся урок-мастерская. Я до сих пор не забыла подобные уроки, которые проводились когда-то в начальной школе и для нас. Помню ощущение важности происходящего, возможность узнать что-то новое, творить, рисовать и писать стихи. И вот мне посчастливилось снова окунуться в эту теплую, давно забытую нами, десятиклассниками, атмосферу.

Урок начался с того, что учитель В. И. Бычкова предложила ребятам записать на отдельном листочке определение, что такое дружба и братство, а потом поделиться друг с другом своими мыслями. Очень порадовали ответы. Я даже не думала, что в четвертом классе можно так глубоко мыслить. Конечно, первая ассоциация с этими словами - «лицейское братство», верные друзья А. С. Пушкина.

А потом мы окунулись в то далекое и счастливое для юных лицеистов время. События, важные и незначительные, они переживали вместе, как братья. Все горести, невзгоды, радости, первые победы и поражения делили между собой. Лицеисты действительно боготворили дружбу, ставили ее выше званий, выше любви, выше всего, что имели. Нам определенно есть чему поучиться у тех молодых, но уже таких взрослых душой воспитанников лицея.
Пушкин в Михайловском… Самые близкие, самые верные друзья скрасили горькое для поэта время. А. Дельвиг в апреле и И. Пущин в январе 1825 года навестили его, а ведь этим визитом рисковали навлечь на себя немилость царя. Как в старые добрые времена, вспомнили все хорошее, поделились тем новым, что накопилось за годы разлуки. Время оказалось неподвластным для друзей. В заключение этой необычной мастерской ребятам было предложено нарисовать картинку или набросать несколько слов, чтобы выразить эмоции. Большинство тут же взялись за цветные карандаши, и к концу второго часа я уже имела возможность рассматривать рисунки: все отразили на бумаге самые интересные моменты урока, причем каждая работа стала маленькой частичкой одного большого и сильного ощущения единения.

После этого урока стало как-то приятно на душе. Я вспомнила, что сама всегда ходила на мастерские, как на праздник. Даже легкая грусть промелькнула, грусть по ушедшим временам своего беззаботного детства. Было бы здорово, если бы такие уроки проводили и для старшеклассников, ведь в них есть простор для творчества, в отличие от необходимости писать сухие конспекты. Какие-то душевные струны задели во мне эти маленькие ученики, и, возвращаясь в свой класс, я осознала, что помимо всех неприятностей, неудач, проблем, подстерегающих каждого школьника и так портящих настроение, существует нечто очень важное: дружба, любовь, верность. Об этом никогда нельзя забывать.

М. Михайлова, 10 «Б» класс

ХОРОШО ЛИ УЧИТЬСЯ В ЛИЦЕЕ?


Мы посетили Лицейский урок в 5-Б классе. Отметим сразу, что кабинет был оформлен в соответствии с темой: на доске висели портреты Пушкина, Кюхельбекера, Дельвига, Пущина и фотоснимки самого лицея. Ученики познакомились с этим периодом жизни и творчества А.С. Пушкина, поговорили об учебе поэта, о его отношениях с одноклассниками. Затем было дано творческое задание – нарисовать Царскосельский лицей таким, каким они его представляют. Вариантов оказалось множество, вплоть до изображения крепости, но все-таки было заметно, что детям задание пришлось по вкусу.

В конце урока Юлия Борисовна задала вопрос: «А хотели бы вы учиться в таком учебном заведении?» Мнения разделились. Некоторым понравился лицейский распорядок дня, но большинство считало условия жизни излишне спартанскими, а правила обучения очень строгими. Что ж, на «нет» и суда нет…

Е. Назарова, К. Ядрихинская, 10-А класс

ЛИЦЕЙ ГЛАЗАМИ ШЕСТИКЛАССНИКОВ

Ученикам 6-В класса было предложено выполнить одну из работ: либо подготовить виртуальную экскурсию по Лицею и представить её в виде презентации, либо сделать буклет-путеводитель. Ребята блестяще справились с этим заданием и представили три работы: две презентации и один буклет. По словам учителя, лучшие работы сохранятся в электронном виде, и с ними можно будет ознакомиться в медиатеке. Похвально то, что все принимали участие в обсуждении, отвечали на вопросы, зачастую с юмором. Так, на вопрос, кто такой сердцеед, ученик ответил: "Каннибал". А на вопрос, почему воспитанники лицея занимались стоя, кто-то уверенно заявил: "Так кровь в голову лучше поступает". Однако другие тут же возразили: «Нет, они просто молились!".

А.Павлова, 11-А класс

"...ПРЕКРАСЕН НАШ СОЮЗ!"

20 октября я посетила лицейский урок в 7-А классе. Учитель Ю. С. Блинова задавала ребятам различные вопросы, на которые все охотно отвечали, затем ребята самостоятельно уточняли смысл слова «братство». Некоторые ученики читали у доски стихи, другие представили сообщения о лицейских друзьях А.С.Пушкина. В общем, на уроке царила творческая атмосфера. Все показали себя с хорошей стороны. Да и я узнала что-то новое из жизни лицеистов.

Е. Королева, 10-Б класс

«НУ ЧТО, БРАТ ПУШКИН…»

Лицейский урок в 8 классе Валентина Ивановна Бычкова также проводила в форме мастерской. Назывался он «Ну что, брат Пушкин... ». Первое задание было таким: нарисовать на альбомных листах то, что ассоциируется со словом «Пушкин», и прикрепить их к доске. Заранее следовало дать название рисунку, но не оглашать его, потом, посмотрев другие, подписать их, и автор затем решит, поняли ли его замысел. Ребята выполняли задание с интересом, работы получились красивыми и необычными.

Через некоторое время всем раздали тексты с воспоминаниями современников о А.С. Пушкине. Это позволило погрузиться в атмосферу жизни поэта и посмотреть, как разные люди воспринимали его личность. Тоже интересно! Следующее задание оказалось непосредственно связано с предыдущим: сочинить байку или стихотворение об Александре Сергеевиче на основе того, что было прочитано.

В конце урока Валентина Ивановна познакомила ребят с лучшими стихотворениями, написанными на других проведённых ею уроках. Занятие получилось необычным. Каждый смог продемонстрировать свой талант.

М. Коробченко, 10-Б класс

«1814»

«”1814”: правда и вымысел» – так назывался Лицейский урок в 10-Б классе. Фильм об Императорском лицее мы посмотрели заранее. Меня поразила невероятная образованность и высокий уровень нравственности лицеистов: понятия чести, достоинства, дружбы играли немаловажную роль в жизни этих подростков.

Накануне каждый ученик нашего класса получил индивидуальное задание: необходимо было подготовить сообщение по определенной теме (учителя и директора лицея, Пушкин в годы учебы, отношения между лицеистами). Началась интересная дискуссия, использование фрагментов из фильма только способствовало активности выступавших. Чувствовалась личная заинтересованность каждого. В целом мне все понравилось. Чаще бы проводить такие познавательные уроки!

Отдельная благодарность учителям Ю.С. Блиновой, И.М. Лебедевой, В.Г. Володиной.

Д. Казей, 10-А класс

КОНКУРС ЧТЕЦОВ

22 ноября. Конференц-зал нашей гимназии наполнился детскими голосами. Это ученики 3-х классов с упоением читали  стихи Б. Заходера и Ю. Мориц. По инициативе заведующей библиотекой Т.В. Старчиковой  конкурс чтецов «В стране Вообразили»   проводится   уже третий год. Неоценимую помощь оказывают учителя начальной школы. Как всегда, состоялось два тура. На  первом туре   девочки и мальчики  декламировали стихи, иллюстрируя их своими рисунками. Затем лучшие  были приглашены на второй   школьный тур. Ребята читали выразительно, вдохновенно и старались передать тонкий юмор поэтов. Жюри трудно было выделить победителей и призеров. Тем не менее:

ГРАН-ПРИ получила Копланова Ирина, ученица 3-В класса, которая прочитала эмоционально, душевно, с юмором несколько стихотворений;

ПЕРВОЕ МЕСТО: Григорьев Никита (3-А), Жаворонкова Милана (3-А), Козаченко Мария (3-А);

ВТОРОЕ МЕСТО: Михайлов Алексей (3-А), Павлов Александр (3-Б), Кряжева Ксения (3-В);

ТРЕТЬЕ МЕСТО: Медведева Александра (3-А), Петрова Ангелина (3-А), Алисевич Анастасия (3-В), Тараканов Пантелеймон (3-В).

Благодарим учителей  Н.Г. Егорову, Т.В.  Васильеву, Н.В.  Холькину за подготовку ребят к конкурсу.

МНЕНИЕ ЖЮРИ

Я получила невероятное удовольствие, работая в жюри конкурса чтецов  « В стране Вообразили». Ребята такие талантливые!  Трудно было выбирать лучших из лучших.

Бычкова В.И., председатель жюри, учитель литературы и русского языка

На конкурсе царила теплая и дружеская атмосфера. Самое главное — ученикам нравилось то, что они читают, и на лицах были  светящиеся от радости глаза.

Мартынова Анна, член жюри, ученица 10-А класса

Каждый читал выразительно и искренне   выбранное им стихотворение. Дети  буквально наслаждались своим чтением!

Захаренко Анастасия, член жюри, ученица 10-А класса