Много лет размышлял я над жизнью земной.
Непонятного нет для меня под луной.
Мне известно, что мне ничего не известно, —
Вот последняя правда, открытая мной.

Омар Хайям


ЛЮБИТЕ ЛИ ВЫ ПОСЕЩАТЬ МУЗЕИ?

В газете «Аргументы и факты» я прочитала заметку, где были приведены результаты интернет-опроса «В каких российских музеях вы бывали?». Это показалось мне очень интересным. Я внимательно проанализировала материал. Результаты, к сожалению, свидетельствуют о том, что очень мало людей посещают музеи. Из 4290 опрошенных только 23% бывали в Эрмитаже, в Третьяковской галерее — 18 %, а в Государственном музее изобразительного искусства имени А.С. Пушкина — 15 %. Я провела свое исследование, опросив наших учеников. Ответы неутешительны: 70% учащихся гимназии ходят в музеи; 26% — не любят ходить, но посещают в связи со школьной программой; 4% — вообще не посещают. Вместе с тем выяснилось следующее: 51% из тех, кто бывали в музеях, не помнят их названий и затрудняются назвать увиденные там экспонаты. Следовательно, большая часть учеников, посещая музеи, не осознает значимость увиденного.

Эти данные не радуют. Людям, живущим в Санкт-Петербурге, очень повезло, потому что здесь находится большое количество разнообразных музеев. Музеи учат ценить и понимать прекрасное, помогают знакомиться с культурой прошлого. Они ведь перекидывают «мостики» через века…

Ирина Калинина, 11-А класс

ТЕПЕРЬ МОДНО БЫТЬ УМНЫМ!

В октябре 2011 года в ТРЦ «Галерея» открылся научно-развлекательный центр — музей «Умникум». Мы с мамой побывали на очень интересной выставке, посвященной чудесам науки. В этом музее представлено более 60 экспонатов, которые можно потрогать руками и испытать их действие на себе. Экспозиция разделена на зоны: астрономия, физика, математика, биология и геология. Есть раздел головоломок и оптических иллюзий.

Особенно мне понравились эксперименты с электричеством и мыльными пузырями. Удивительно, что молния — это всего лишь электрический разряд, которым можно управлять. А большие и прочные мыльные пузыри можно получить с помощью разных форм и плотного мыльного раствора. Кроме того, я узнала, как видят дракон, комар, медведь и сова. Оказывается, что комар видит нас в окошках, похожих на пчелиные соты.

Я ощутила на себе, что чувствует человек во время землетрясения, как появляются цунами и торнадо, как выглядит моя кожа, увеличенная под микроскопом.Но больше всего мне понравился эксперимент, в котором нужно силой мысли двигать по столу шарик.

Посетите «Умникум» — не пожалеете!

Олеся Симонова , 3-А класс


ПОПУТНОГО ВЕТРА!

13 ноября в ресторане «Набережная» начались занятия клуба «Капитан Врунгель», где учат вязать морские узлы, готовить макароны по-флотски, ориентироваться по компасу и звездам… В общем, учат любить море.

Организаторы решили: раз уж Санкт-Петербург — морской город, то петербургские дети должны уметь отличать боцмана от лоцмана, фок-мачту от грот-мачты, а полярную звезду и вовсе находить с завязанными глазами. Для этих целей капитан Врунгель и открыл свой клуб. Сюда он регулярно приглашает приятелей: моряков, рыбаков, яхтсменов и просто путешественников, которые знают множество историй о морях и реках. Сам Врунгель тоже делится своим опытом.

В клубе проводятся и кулинарные мастер-классы от шеф-повара «Набережной». На первом занятии мы научились нарезать салат и готовить куриный шашлык, на втором — делать домашний майонез.

Ближе к лету организаторы обещают устроить выездное учебное занятие на яхте, где мы сможем применить полученные знания на практике. За каждое посещение клуба капитана Врунгеля все получают специальную наклейку — учет наклеек ведется в бортовом журнале. Летом участникам клуба предстоит сдать игровой экзамен на владение знаниями и умениями в морском деле. По результатам экзамена и по количеству наклеек определится команда победителей, которой достанется главный приз — настоящее плавание на паруснике.

Никита Григорьев (3-А класс) и его мама А. С. Григорьева


ДОМ МИЛОСЕРДИЯ

Дом милосердия находится на Васильевском острове. Раньше здесь было Ярославское подворье, а сейчас – храм Святой Анастасии.

Экскурсия началась с прихожей, где на стенах под стеклом висели фотографии, иллюстрирующие историю этого места. Как только пришел экскурсовод, мы поднялись на второй этаж. Первое, что бросилось в глаза, — фреска с изображением святой Анастасии. В одной руке она держала крест, в другой — кувшин. Крест — символ христианства, а кувшин означает то, чем святая занималась при жизни — помогала пленным христианам, которым приходилось скрываться. Сама Анастасия была родом из богатой семьи и решила посвятить себя служению Богу. Поэтому все свои деньги она тратила на лекарства и еду для пленников, а также на подкуп стражи, чтобы пройти в темницу к пленным.

В столовой для церковных трапез находится декоративная печка, украшенная росписью. Здесь нам рассказали краткую историю самого здания. Изначально в здании располагалось Ярославское подворье. В советское время здесь был химзавод, из-за чего дом оказался в плачевном состоянии. Когда его отдали нынешним владельцам, пришлось много трудиться, чтобы все привести в порядок. Но все же в стенах сохранились кирпичи еще с петровских времен, они не заштукатурены, чтобы все могли рассмотреть их.

Мы спустились по лестнице вниз. В небольшой комнатке расположился крошечный домик, где мог уместиться один ребенок, игрушки, подстилки. В целом — милый уголок, но больше всего привлекал потолок. Его раскрасили в виде неба с плывущими облаками и летящими шариками.

Потом нас привели непосредственно в храм. Иконы на стенах разрисовал художник, живущий на третьем этаже. Мы узнали историю рождения Христа, поняли, что елка — рождественское дерево, а звезда, которой украшают верхушку, символизирует Вифлеемскую звезду, что светила в день рождения Иисуса.

Далее детей ожидал мастер-класс по приготовлению пряников. После того, как мы слепили свои пряники и поставили в духовку, все отправились в мастерскую художника. А вот взрослым повезло меньше — их пригласили в радиорубку «Православного радио». Маленькое помещение с несколькими студиями, где, по всей видимости, шел эфир. Здесь можно было купить диски с записями передач. На стенах висели рисунки детей и самого художника.

По возвращении родителей из радиорубки мы вынули уже готовые пряники. Каждый мог сделать свою форму, но преобладали елочки, рыбки и звездочки. Как оказалось, тесто это было специальное, и раньше такие печенья вешали на рождественскую елку. Дети дружно захрустели вкусными сладостями.

Никита Григорьев (3-А класс) и его мама А. С. Григорьева


ПАМЯТЬ ХРАНЯЩИЕ…

Ежегодно в нашем городе в январе месяце отмечается дата полного снятия блокады. Во время Великой Отечественной войны Ленинград пережил девятьсот страшных дней. Считаю, что петербуржцы должны помнить о тех ужасных и героических днях.

Я посетила 10 музеев, связанных с блокадой. Из 7 государственных (Музей истории города (Румянцевский дворец), Музей обороны и блокады Ленинграда, Музей хлеба, Монумент героическим защитникам Ленинграда, Музей-библиотека «блокадной книги», Музей «Чтобы помнили» (Исаакиевский собор), Музей « Невская застава») и 3 школьных (ГБОУ № 210 и № 235, музей при Педагогическом училище № 5) я особенно выделила бы Музей обороны и блокады Ленинграда.

У этого музея необыкновенная и удивительная история. В октябре 1946 года выставка была преобразована в Музей обороны Ленинграда. Экспонаты собирались жителями города. Ленинградцы приносили предметы, которые служили им в годы блокады (санки, коптилки, буржуйки, чайники и т.д.). С фронта туда поступала боевая техника и оружие, фотографии представил ЛенТАСС. Равного музея по воздействию на зрителя не было в стране. Французский министр авиации Пьер Кот был потрясен увиденным и оставил такую запись: «Невозможно представить себе более прекрасную и воодушевляющую выставку». Однако музей был практически уничтожен и возрожден только в 1989 году.

Из трех посещенных мною школьных музеев больше всего запомнился музей при школе № 210. Почему? Во-первых, под этим номером школа работала всю войну (хотя она располагалась не в нынешнем здании, а на Гороховой улице). Во-вторых, вся экспозиция музея состоит из подарков жителей блокадного города, и, как мне сказали, подобные подарки продолжают поступать до сих пор. На стене здания до сих пор сохранилась надпись: «Граждане! При артобстреле эта сторона улицы наиболее опасна». У мемориала регулярно появляются цветы.

Если вы посетите эти музеи, то многое узнаете о битве за Ленинград. Карты, схемы, вооружение воюющих армий, письма с фронта, пробитые пулями и залитые кровью комсомольские билеты, документальные фотографии дают представление о жестокости войны и мужестве защитников города. Макет землянки на передовой рассказывает нам, не знавшим войны, о быте бойцов. Сравнив военную форму воюющих сторон, я пришла к выводу, что одежда фашистов была качественнее и добротнее, но совершенно не приспособлена к нашим зимам. Видимо, рассчитывали на молниеносную победу, да просчитались.

Электрифицированная карта «Дорога жизни», которая экспонируется в ряде музеев, дает возможность представить, что такое блокада, как тогда боролся и выживал город и какое значение для ленинградцев имела эта дорога через Ладогу. Мне особенно хотелось бы сказать о светильниках при входе в музей. Они сделаны из гильз, подобранных на полях битвы за город. Все это буквально погружает нас в 900-дневный мир героического противостояния.

Многочисленные экспонаты музеев не только помогают нам понять военную эпоху, но и воздействуют на наши чувства.

Продолжение читайте в следующем номере газеты

Ирина Калинина, 11-А класс