ПОГРУЖЕНИЕ В «НЕОБЫЧНОЕ»

В 90-ые годы образование ознаменовалось свободой творчества учителей. Наша школа одна из первых в городе получила статус школы-лаборатории. Это открывало широкую дорогу педагогическим экспериментам и творческим поискам. Школа забурлила, зафонтанировала идеями и проектами.

Нашим девизом стало изречение: «Мы разные, но мы вместе!», а эмблемой — радуга, по которой плывет кораблик знаний. Н.Я. Коростылева говорила, что как разные цвета составляют единую радугу, так в школе необходимо объединить разнообразие взглядов, ценностей детей и взрослых при сохранении индивидуальности каждого.

Коллектив единомышленников стал работать над педагогической проблемой «Интеграция в образовании». Темы исследований формулировались так:

Мы начали с создания интегрированных программ (отечественная — всеобщая история, история — литература, История — МХК — краеведение, гуманитарные и естественнонаучные циклы). На их основе проводились интегрированные уроки в начальной и в основной школе.

Погружение в «необычное» оказалось интересным и увлекательным как для учителей, так и для школьников, потому что это было совместное творчество. Учитель интересен ученикам тогда, когда сам постоянно учится, творит, много знает и умеет.

Все разрабатываемые уроки были разнообразны по тематике, но обязательно предусматривали творческую и мыслительную работу ученика. Урок труда в 3-м классе назывался «Твоих оград узор чугунный…» и строился на знакомстве с решетками петербургских мостов. При подготовке исторической темы «В имении дворянина XVIII века» ученики на уроках труда и ИЗО заранее создавали рисунки и поделки, которые использовались на уроках истории, помогая создавать яркие образы быта того времени. Знания по географии и описание рек в русской поэзии органично сочетались в ходе рассмотрения темы «Реки России».

Помню, увлекательным, бурным, заинтересованным оказался урок-диспут в 8-м классе «Существовало ли первобытное искусство?». Школьники вместе с учителями МХК, оперируя фактами, утверждали, что такое искусство действительно существовало, а учитель истории выступал оппонентом, доказывая обратное.

С 1998 года наша гимназия в числе 30 школ города получила право проводить один из выпускных экзаменов в 11-м классе в форме защиты ученического интегрированного исследования. Так, например, жизнь харбинской эмиграции, изучение творчества поэтов, судьбы деятелей литературы и искусства, возвратившихся в СССР, раскрывались в работе Е. Черкашиной «Харбин — ветка русского дерева». Ее работа на городском конкурсе «Ученые XXI века», проводимом Российской Академией наук, получила Диплом I степени. Защитив интегрированную работу «”Метель” А.С. Пушкина в музыке А. Свиридова», ученица Мари Даниал, окончив нашу школу, продолжала учебу при консерватории.

Традиция защиты работ сохраняется в гимназии до сих пор и практикуется в 9-х классах. Для учеников подобный опыт, с одной стороны, является хорошей школой приобретения знаний и умений, помогает почувствовать себя успешными, поверить в свои силы. С другой стороны, обогащаются и учителя, руководители работ, открывая новые факты и неизвестные пласты культуры и истории. Процесс творчества, как говорила Н.Я. Коростылева, оказывается очень заразительным.

И.М. Лебедева, кандидат педагогических наук

НЕОБЫКНОВЕННЫЙ КОНЦЕРТ

Шел 2003 год. Я работала учителем русского языка и литературы в выпускном классе. Экзамен по литературе был тогда обязательным. Писали сочинения, что требовало знания текстов. Словом, уроки опроса выученного наизусть были тогда обычным явлением.

Я много думала над тем, как сделать подобную проверку интересной, как разбудить в учениках творческий азарт, сделать из уныло затратного времени яркий урок. Самые разнообразные методические приемы вылились в форму зачета-концерта.

Что он собой представлял? В актовом зале при стечении народа (родители, бабушки, учителя, друзья и знакомые) в заранее назначенный день, после уроков, проводились эти необычные зачеты по заданным темам: скажем, «Пушкин о дружбе», «Блок о любви». Каждый должен был представить три стихотворения. Выступать можно было с любым из них, по выбору, в небольшой группе или поодиночке. Но самое главное заключалось в том, чтобы чтение наизусть как-то обыгрывалось.

Я ничего не проверяла, не репетировала — помогала лишь советом: можно прочесть стихотворение на фоне придуманной мелодии, или представить его как театральное действие, или дать литературоведческую «заставку», а может быть, попробовать хоровое чтение или самостоятельную интерпретацию стихотворения с представленной в комиссию партитурой выразительности — словом, каждый после консультации понимал задачу зачета и … загорался. Всем хотелось отличиться, продемонстрировать свой талант или уж, по крайней мере, не опозориться. На этих зачетах была и комиссия, Татьяна Васильевна Панкратьева считалась ее председателем.

Как все это получалось, причем в течение нескольких лет, я и сама не пойму теперь. Было, думается, такое время надежды и поиска, строилась и сама гимназия, были иные родители …

Но когда мы встречаемся с выпускниками тех лет: Олей Кривицкой (окончила вуз с красным дипломом), Аней Усановой (юрисконсульт крупной фирмы), Машей Даниал (консерваторское образование), Денисом Онищуком (успешный менеджер), Катей Дадыгиной (очаровательная мама) — говорим о школе, вспоминаем и эти зачеты, и творческие поиски, и любим друг друга…

И в самом деле, как забыть, например, юную Олю в «летучем покрывале» (поддувал спрятанный вентилятор), которая под страстный аккомпанемент Маши Даниал вдохновенно читает:

Прекрасно море в бурной мгле
И небо в блестках без лазури,
Но верь мне: дева на скале
Прекрасней волн, небес и бури!

Золотые слова, золотое воспоминание!

Н.В. Мозженко, учитель русского языка и литературы

(Воспоминания публикованы в «Юбилейном альманахе-2»)


Яндекс.Метрика