Коростылева Наталия Яковлевна

Козловская Н. В.Двадцать пять лет бессменным руководителем нашей школы была Наталия Яковлевна Коростылева (1947-2005). Сейчас еще невозможно осмыслить жизненный и творческий путь этого необыкновенного человека: прошло слишком мало времени с того момента, как ее нет рядом с нами. Как известно, «большое видится на расстоянье...».

Родилась Н. Я. Коростылева в Воркуте. Ее родители, невинно репрессированные, поженились в лагере, отбывая срок по известной 58-й статье. После реабилитации семья возвратилась в Ленинград. Окончив в 1966-ом году среднюю школу № 344, Наталия Яковлевна поступила на факультет математики педагогического института им. А. И. Герцена. После окончания вуза сразу стала работать учителем математики. В 1978 году ей предложили должность завуча, а через два года - должность директора школы № 528.

Школа для Наталии Яковлевны стала домом и смыслом жизни. Начало деятельности на посту директора пришлось на переходное в области образования время, когда нужно было не бояться брать на себя ответственность, а порой принимать решения и вопреки общепринятой линии. Наталия Яковлевна обладала удивительным даром предвидения, могла просчитать ситуацию на сто шагов вперед. Мысли, которые у нее возникали, иногда вызывали недоумение, но потом постепенно становились идеями коллектива. Это был не диктат сверху, а желание сделать своих коллег соавторами и единомышленниками. Иногда казалось, что от нас требуют невозможного. Мы часто обижались, однако когда замыслы осуществлялись, то чувство гордости и радостной сопричастности заставляли мгновенно отодвинуть все обиды в прошлое.

Помнятся выезды всем коллективом вместе с учениками в Сестрорецк и лагерь «Молодежный». Зажженные свечи, горящие глаза и слова любимой песни: «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!» Нам никогда не забыть эти минуты духовного единения. Будучи человеком творческим, она писала стихи, которые часто поднимали нам настроение и подбадривали в трудную минуту. Дружеские шаржи, сочиненные к различным праздникам, сочетали огромное чувство юмора и такта.

Н. Я. Коростылева всегда окружала себя педагогами-энтузиастами. По ее инициативе в школе стали проходить КВН учителей и учеников, день дублера, туристские слеты. Мы все помним директора, сидящего у костра в брезентовой штормовке и резиновых сапогах. Она очень верила в молодых, поддерживала их, умела разглядеть качества, о существовании которых человек и не догадывался, умела прощать ошибки и недочеты.

Наталия Яковлевна никогда не останавливалась на достигнутом. Удивительная работоспособность всех поражала. Защитила кандидатскую диссертацию, которую переписывала два раза, а на защиту пошла, в буквальном смысле встав с больничной койки. Работу свою посвятила коллективу гимназии.

Особенно запомнились торжественные мероприятия, посвященные вручению аттестатов. Это была не просто выдача документов, а именно доброе напутствие. О каждом ученике говорились какие-то важные для него слова. Своим удивительным голосом тепло и мягко она встречала очередного выпускника: «Машенька! Умница, добрый и мягкий человечек, гордость школы. Первое место в городской олимпиаде по литературе и истории...» или « Встречаем Мишу и аплодируем за преодоление себя, за такой бойцовский характер!». Вспоминались наиболее яркие события из школьной жизни. Присутствующим в зале казалось непостижимым: как можно все запомнить! Теперь мы понимаем: это являлось следствием постоянного и искреннего интереса к каждому ученику.

Главное качество, которым обладала Н. Я. Коростылева, - человечность. Человечность, вопреки авторитарному характеру. К ней можно было прийти в любое время с любой проблемой. Всегда вникнет в суть дела, посоветует, поможет. Важно, что она не только понимала человека, но и сопереживала ему. Поэтому, наверное, так мало прожила.

Мы благодарны Наталии Яковлевне за то, что один из самых больших этапов жизни многих из нас прошел рядом с ней.

Г.Н. Кузнецова, С.А. Кузнецова, Т.В. Степанова

«У ГИМНАЗИИ ЕСТЬ БУДУЩЕЕ…»

ИЗ ЗАМЕТОК Н. Я. КОРОСТЫЛЕВОЙ

...Мы хотим построить школу, где каждый сохранит себя единственным и неповторимым, но захочет и сумеет быть рядом с другими, понять и принять их. Мы разные, но мы вместе. На нашем школьном флаге - радуга и кораблик. Радуга - воплощение многообразия и красоты мира, нас самих, предчувствие счастья. Кораблик - символ любимого города, крылатая мечта.

Первый шаг к воплощению этой мечты был сделан пятнадцать лет назад в обычной школе, где тридцать учеников состояли на учёте в милиции. Именно тогда был выстрадан основной принцип будущей школы: коллектив учителей-единомышленников - это и результат, и условие развития школы.

Началом создания такого коллектива была организация единого режима работы. При этом речь шла не только о дисциплине: решали проблему разумной организации учительского труда и определения места каждого в жизни коллектива. Пионерские вожатые, старшеклассники, знакомые с методикой коллективных творческих дел, дали начало определенному стилю взаимоотношений. Основа нашего учительского коллектива сегодня - это бывшие вожатые, бывшие выпускники и молодые учителя школы тех лет, что позволяет говорить о традиции педагогики сотрудничества.

В 1990 году мы переехали в новое здание. Хотелось организовать здесь умную, наполненную напряженным трудом, яркую интересную жизнь.

Педагогический коллектив, закаленный в трудностях переполненной школы с её валом и потоком, тосковал о возможности более глубокой индивидуальной работы. Анализируя результаты экзаменов, мы увидели, что наши колоссальные усилия по обучению малоэффективны, отдельные знания ребят плохо складываются в общее представление о мире, слаб интерес к чтению, ограничен кругозор. При нашей удаленности от центра, при ощутимом духовном вакууме окружения наши выпускники не осознают себя петербуржцами. В их жизни мало восхищения интеллектом, красотой познания, теплотой отношений. Нам хотелось показать ребятам многообразие и гармонию мира. Мы понимали: для этого надо строить новую школу, искать новые профессиональные пути.

Изначально концепция гимназии была задумана, скорее, на эмоциональном уровне, от потребности творчества, от желания гармонии, но всё, написанное, оформленное и подкрепленное печатью в документе эксперимента, поставило нас в условия ответственности за задуманное, заставило определенным образом пересмотреть, осмыслить и спланировать свою работу...

Наша школа для детей, которые хотят, развивая свои способности, получить широкое образование, в т.ч. повышенного уровня; для ребят, которые смогут ощущать себя истинными петербуржцами и в районе рабочей окраины, для тех, кто ценит творчество, независимость, живёт в мире с людьми и с самим собой. Основным педагогическим принципом нашего коллектива является принятие каждого ребёнка во всей его неповторимости, изучение его личностных особенностей и развитие лучшего в нем. Но каким хотели бы мы видеть его по окончании школы?

Темой первого педсовета были размышления именно об этом. Гимназия должна формировать широко образованную личность, ориентированную на саморазвитие, способную к творчеству, к социальной адаптации. Выделяя эти 4 составляющих в характеристике нашего будущего выпускника, мы подчеркиваем обязательное понимание необходимости, желание и умение непрерывного самообразования, самосовершенствования, реального включения в жизнь.

Мы полагаем, что идея развития личности, сопровождаемая формированием необходимых условий (широкое образование, круг нравственных ориентаций, мотивация) и способов (навыки общения, саморегуляции, самопознания, самообразования), должна быть ведущей в педагогической концепции школы. Именно это могло бы роднить нынешнюю современную школу с русскими гимназиями, чьи выпускники являлись примером служения Отечеству, были в постоянных духовных исканиях, в поисках смысла жизни, правды, гармонии, сохраняя свои принципы и индивидуальность в разных жизненных ситуациях. Широкообразованная личность требует повышенного уровня образования, которое отличается от базового не столько объёмом знаний, сколько ориентацией на овладение методическими знаниями и способами продуктивной деятельности...

...Итак, образ будущего выпускника определён.

Ясное осознание желаемого результата позволило искать пути его достижения. Основной идеей, а потом и конкретным проектом, стала интеграция гуманитарных курсов в системе гимназического образования. Мы полагали, что это поможет учащимся сложить целостную картину мира, ощутить связь времен, поможет в формировании познавательного интереса, в достижении повышенного уровня образованности - общекультурной и методологической компетентности.

...А творчество заразительно.

Подумав над идеями проблемной группы гуманитариев, учителя других методических объединений начали искать своё место в процессе интеграции, в ходе реализации концепции школы. Выявление гуманитарных аспектов в курсах естественных и технических наук, осмысление основных идей курсов в контексте истории Земли и Человечества привело педагогический коллектив к естественному принятию идеи гуманитаризации как способа усиления мотивации к образовательной деятельности, как способа формирования образованности выпускников. Именно осмысление идей гуманитарной интеграции позволило педагогическому коллективу вычленить общие требования к преподаванию всех учебных курсов:
обязательность целенаправленной работы над методологическими, надпредметными умениями;
специальная продуманная работа по формированию креативных способностей;
создание условий для активной социализации личности.

Эти три основных для нас требования сами стали основанием интеграции по целям деятельности всего педагогического коллектива.

Итак, учебный план оказался пронизанным интегративными курсами и блоками и по горизонтали, и по вертикали.

Идея интеграции дала новые предметы и курсы. Но новые курсы диктовали запрос на иные способы педагогического взаимодействия, на новые педагогические технологии, сохраняющими целостность личности и учителя, и ученика. Так появился следующий пласт интеграции - по технологиям: здесь объединяются химия, математика, русский язык в методике КСО, начальная школа и литература - в мастерские. Этому предшествовала серьёзная профессиональная учёба всего педагогического коллектива с участием Центра педагогического опыта УПМ (руководитель - Мухина И.А.), семинарами, деловыми играми, встречами с учёными. Педагогический коллектив профессионально вырос в процессе экспериментальной исследовательской работы. Изменился его социальный статус. Мы "заболели" желанием творчества, свободы, педагогического поиска. Учатся у нас все: семинары в школе, выездные семинары, погружение. Только за 3 последних года на разного рода курсах в УПМ занимались 76 % педагогического коллектива.

Учителя из Швейцарии, Дании, Франции побывали у нас не с парадными визитами, а с показом конкретных форм работы, с обзором передового опыта в школе выступали представители практически всех кафедр УПМ.

Что является следствием напряженной учительской учёбы? Это:
- радость интеллектуального общения;
- возможность выбора каждым своей линии, методики, почерка;
- разнообразие форм проведения урока (семинары, исследования, мастерские, театрализация);
- пробы коллективной работы, в которой чрезвычайно важна рефлексия участников.

Мы учимся этому сами и учим детей. Для нас всех это путь к самооценке. В конечном счёте грамотная самооценка будет и результатом, и способом диагностики достижения результата.

Можно говорить о новом характере отношений в учительском коллективе: от просто товарищески тёплых они перешли в профессионально-творческие. Работают проблемные группы, методический совет, зовут друг друга на уроки, спорят, требуют новую литературу, ксерокс, научных консультаций. Происходит осознанное осмысление практического педагогического опыта, а педагогическое образование осознается как образование гуманитарное. Так сложился запрос от учителей на обзорный интегрированный курс истории, литературы, краеведения.

Одним из главных результатов развития педагогической системы стал сам учитель. Вероятно, можно говорить о новом типе учителя, для которого обязательно осознание смысла развития школы, естественно принята необходимость непрерывного самообразования, коллективного творчества, который ощущает себя свободным и ведёт к этому своих учеников.

Есть ещё один аспект следствий активного самообразования учителей - осознание необходимости правового регулирования любых отношений, а значит, признание принципа открытости школы. Для учителей переход и открытость психологически труден, нужна деликатная и настойчивая предварительная работа, но, увидев результат, учителя неформально признали за родителями право на информированность по всем аспектам школьной жизни: от особенностей образовательных программ до степени соответствия предмету образовательным стандартам уровня обученности детей в каждом классе по каждому предмету.

Результат открытости школы - доверие родителей, а значит, возможность совместной воспитательной работы в дополнении к учебной.

Всё школьное время вне уроков стараемся отдать на яркое дополнение к ним (встречи в музыкальной гостиной, экскурсии, школьная филармония), на радостное общение (туристский слёт, День Дублёра, День Школы, праздники), на развитие способностей ребят (38 кружков, охват - 81 %). В этой работе творческое учительское начало проявляется ярко и радостно. Вся внеклассная работа решает те же проблемы, что учебные: проблемы отношения, творчества, понимания мира и себя. И мы видим, как изменились наши дети.

Система гуманных отношений для нас имеет особое значение. Именно подобные отношения создают стиль доверия, атмосферу творчества. Именно они во многом определяют мотивацию поступков, раскрывающих лучшие стороны ребёнка, да и взрослого тоже. Являясь результатом общей творческой работы, стиль, тон школьного коллектива сам задает ребятам и взрослым форму поведения, манеру общения так же, как влияет на общую атмосферу облик школы, простота и сдержанность оформления, уют классов и тишина коридоров. По результатам экспертизы, результатам сдачи экзаменов ГЭК школе присвоен статус гимназии, школы-лаборатории. Это важно, но мне хочется верить, что настоящим нашим педагогическим достижением является понимание педагогическим коллективом необходимости укрепления и развития свободного союза свободных людей: учителей, учеников и их родителей.

Думаем ли мы над путями дальнейшего развития?
Да, ресурсы дальнейшего решения педагогических задач видим в обобщении своего опыта каждым учителем, в осмыслении педагогических понятий, в расширении возможностей научной работы для учителей-практиков, в уточнении аппарата диагностики, в развитии правовых отношений, в совершенствовании управления.

Мы начинали поисковую работу как экспериментальная площадка по отработке модели гимназии. Статус есть. Но время показало другое - экспериментальная работа перевела школу в режим развития. И это гораздо важнее.

С одной стороны, экспериментальная работа для наших учителей - способ самовыражения, способ реализации творческого потенциала. Здесь работают те, для кого важно понимание, профессиональный успех, удовольствие от творческого общения. Для них совершенствование содержания образования, технологий и организации образовательного процесса - средство быть в гармонии с самим собой, а значит, быть счастливым.

С другой стороны, в условиях грядущей свободы выбора мы хотим быть конкурентоспособными, а значит, обязательно изучение социального заказа, его выполнение связано с поиском новых технологий, отношений, в первую очередь, с родителями. Школа № 528 заняла свое педагогическое пространство в системе города и района. Свобода и ответственность неразделимы. Мы свободны в выборе пути, но ответственны за результаты. Понимание этого педагогическим коллективом дает надежду, что у школы-гимназии есть будущее…


Яндекс.Метрика