ЛИДЕР ЭСКАДРЕННЫХ МИНОНОСЦЕВ «ЛЕНИНГРАД»



Лидер эскадренных миноносцев «Ленинград» был одним из первых достаточно крупных боевых кораблей, построенных в Советском Союзе после Октябрьской революции по плану отечественного судостроения. Закладка корабля состоялась 5 ноября 1932 года на Ленинградской Северной судостроительной верфи (ныне судостроительное предприятие «Северная верфь»). На этом торжественном мероприятии присутствовал секретарь Ленинградского Обкома ВКП(б) Сергей Миронович Киров. Как утверждают очевидцы, именно ему принадлежит идея названия корабля. Ровно через год, в ноябре 1933 года, он же давал разрешение на спуск миноносца. Осенью 1939 года в составе боевой эскадры лидер «Ленинград» нес патрульную службу по обеспечению безопасности морских границ Советского Союза на Балтике.

30 ноября 1939 года началась война с Финляндией. Кораблям Балтийского флота приказали охранять северо-западные морские границы СССР. «Ленинград» под командованием капитана 3 ранга Сергея Дмитриевича Солоухина в составе кораблей отряда особого назначения вышел в Финский залив и принимал участие в боевой операции по огневому прикрытию высадки десанта на острова Сескар и Лаваансаари. Огнем корабельной артиллерии была уничтожена вражеская батарея на острове Сескар и укрепленные позиции противника, что способствовало успешному завершению операции. 10 декабря 1939 года лидеру «Ленинград» вновь поставлена боевая задача — произвести разведку побережья на участке островов Сааремпя и Торсаари. При обстреле батарей на острове Торсаари финны открыли огонь с двух островов, корабль был взят «в вилку». Возникла угроза его уничтожения. Умелые и энергичные действия командира корабля и членов экипажа позволили, используя маневры и дымовые завесы, выйти из-под обстрела и вывести корабль без повреждений. 13 декабря 1939 года лидер принимал участие в огневом обеспечении и прикрытии высадки десанта на острова Гогланд и Тютерс. В марте 1940 года после взятия города Вийпури (ныне Выборг) СССР и Финляндия подписали мирный договор. За успешные боевые действия командир корабля и члены экипажа были удостоены правительственных наград. Весь 1940 год Краснознаменный Балтийский флот провел в спокойном плавании по Балтике, неся дозорную службу, совершенствуя боевую и политическую подготовку.

22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. На Балтике одной из первых задач являлась установка оборонительных минных заграждений в устье Финского залива. В этом принимал участие и лидер «Ленинград», командовал им капитан 2 ранга Г.М. Горбачев. Далее ежедневно в составе эскадры боевых кораблей «Ленинград» проводит боевое патрулирование в водах Балтийского моря.

В августе 1941 года враг стремился захватить Таллинн — крупнейший порт и стратегический пункт СССР на Балтике. Кораблям Балтийского флота дано задание — огневая поддержка наших сил. Враг ожесточенно рвался в столицу Эстонии. Положение с каждым днем становилось все тяжелее, а угроза прорыва немцев все реальнее. Было принято решение сформировать из моряков-балтийцев дополнительные отряды для обороны города. С лидера «Ленинград» добровольцами ушли в морскую пехоту два отделения моряков во главе с политруком Кузиным. Мужество и героизм, с которым сражались защитники Таллинна, навсегда войдет в историю. Однако враг оказался достаточно силен, сложилась угрожающая обстановка захвата фашистами Ленинграда. 26 августа 1941 года командующий войсками Северо-Западного направления К.Е. Ворошилов отдает приказ эвакуировать флот и гарнизон Таллинна в Кронштадт. Как оказалось, не удалось сделать это легко. Противник в то время, когда шла героическая оборона Таллинна, выставил в акватории Балтики минные заграждения. Балтийскому флоту предстояло пройти мимо вражеских минных заграждений по узкому участку Финского залива в 321 км, 250 из которых прочно контролировались германским флотом и авиацией. Моряки-балтийцы приложили максимальные усилия для того, чтобы сохранить флот и привести боевые корабли в Кронштадт. 29 августа 1941 года лидер «Ленинград» без потерь и значительных повреждений вместе с другими кораблями эскадры прибыл на кронштадтскую базу.

В это время шли ожесточенные бои за Ленинград. 8 сентября 1941 года враг захватил Шлиссельбург, перерезав тем самым все сухопутные связи города с тылом и перекрыв важнейшую водную магистраль — Неву. Ленинград оказался во вражеской блокаде, но враг еще намеревался овладеть городом. На защиту были брошены все силы. Лидер «Ленинград» вместе с миноносцами «Славный» и «Грозящий» вышли на боевую позицию у Ораниенбаума. Огнем своей корабельной артиллерии они поддерживали воинов 42-й армии, защищавших подступы к Ораниенбауму. Положение на участках обороны Ленинграда менялось ежечасно. Враг решительно рвался в город, используя для этого все возможности: сухопутные войска, танковые корпуса, авиацию, дальнобойную артиллерию, надводный и подводный флот. В этих условиях лидер «Ленинград» получает от командования флота новое задание — срочно приступить к установке минных заграждений в акватории Финского залива. За октябрь 1941 года экипажем лидера было выставлено 18 минных заграждений. К этому времени стало ясно: штурм Ленинграда фашистскими войсками провалился. Соединения и части 42-й армии сумели закрепиться на позициях и не допустили противника в город. Но гитлеровское командование не меняет планы захвата Ленинграда: вместо штурма — осада и артобстрелы дальнобойной артиллерией и авиацией. Корабли Балтийского флота, находившиеся на боевом посту в Финском заливе, оказались в тяжелейшем положении. Чтобы их спасти, Военный Совет флота принимает решение перевести базирование части кораблей на Неву. Лидер «Ленинград» оказался среди этих кораблей. Теперь для выполнения боевых заданий по поддержке огневой мощью войска 42-й армии, державших оборону под Ораниенбаумом, надо было выходить из Невы в Финский залив и идти к Ораниенбауму, постоянно отражая огнем корабельной артиллерии авиационные атаки противника. Активное участие экипажа лидера «Ленинград» в боевых действиях по удержанию позиций на так называемом Ораниенбаумском плацдарме в самом начале блокады не обошлось без потерь. Пали смертью храбрых краснофлотцы Хрящев, Родионов, Ступин, Горский В.И., Рухлов П. Фролов, Горелов, старшина А.Ф. Сысоев. Особо отличился старшина 2 статьи комсомолец Василий Степанович Кузнецов, который ценой своей жизни спас корабль и своих товарищей. 12 октября 1941 года, находясь на огневой позиции у Канонерского завода, лидер вел артиллерийский огонь по противнику. Заметив позиции советского корабля, фашисты открыли ответный огонь. Один из фашистских снарядов попал в корабль, загорелся пороховой заряд, осколками которого был тяжело ранен старшина Кузнецов. Видя, что возникший пожар угрожает взрывом боезапаса и выводом из строя артиллерийского орудия, истекая кровью, прижав к груди снаряд, он пополз к борту и выбросил снаряд в воду. Подбежавшие к Кузнецову товарищи хотели оказать ему помощь. Тяжело раненный, Кузнецов от помощи отказался, призывая матросов спасать корабль. Пожар потушили, орудие продолжило вести огонь по противнику. Василий Степанович Кузнецов погиб. Старшина был награжден посмертно орденом Отечественной войны 1 степени, а орудие, командиром которого он был, названо его именем, сам Василий Степанович навечно внесен в списки членов экипажа корабля. Всю войну орден хранился на корабле, только в 1946 году делегация балтийцев-краснофлотцев, сформированная из оставшихся в живых боевых товарищей Кузнецова, поехала в его родной город Баку и вручила награду семье героя. В Центральном Военно-Морском музее хранится элеватор подачи снарядов с орудия старшины 2 статьи Кузнецова В. С. и мемориальная доска с описанием подвига моряка-балтийца.

В историю Великой Отечественной войны вошла и героическая 163-дневная оборона полуострова Ханко, арендованного у Финляндии и закрывавшего подступы к Ленинграду с моря. В начале 1940 года здесь была оборудована военно-морская база Балтийского Флота, в начальный период войны оказавшаяся в тылу противника. Гарнизон базы мужественно сражался, оттягивая на себя значительные силы фашистов. Но боевые возможности были неравными, и в ноябре 1941 года командованием КБФ было принято решение об эвакуации гарнизона с Ханко. 8 ноября 1941 года экипаж лидера получил задание вместе с другими кораблями эскадры принять на борт оставшихся в живых защитников базы. Вечером 11 ноября отряд кораблей вышел из Кронштадта, но в условиях сложной метеорологической обстановки (дул сильный ветер, шла высокая волна) противоминная охрана была осложнена. Лидер «Ленинград» подорвался дважды на минах, получил серьезные повреждения, прекратил движение и встал на якорь. На рассвете немецкая батарея, расположенная на мысе Юминд, начала обстрел корабля. По приказу командира корабля Горбачева Г.М. экстренно выставили дымовую завесу. В это время к лидеру подоспел тральщик, высланный из Кронштадта, взял на буксир и вывел корабль из-под огня. 13 ноября 1941 года «Ленинград» прибыл в Кронштадт и был поставлен в док на ремонт.

В начале ноября 1941 года фашистские войска ослабили штурм города, перешли к осаде, чтобы задушить Ленинград блокадой. Прифронтовое положение города наложило отпечаток на действия личного состава кораблей эскадры. Лидер был переведен в док завода «Судомех» на ремонт. В условиях блокадного города экипаж вместе с рабочими трудились над восстановлением механизмов и боевой техники своего корабля. Одновременно с ремонтными работами на корабле члены экипажа лидера принимали участие в сооружении оборонительных сооружений, восстанавливали водопровод, линии электропередач, трубопровод, канализацию, разбирали деревянные здания на окраинах для отопления госпиталей и детских учреждений. Часть личного состава несла патрульно-постовую службу на улицах города, принимала участие в уборке и захоронении трупов ленинградцев, погибших от голода, холода, вражеских снарядов.

Весной 1942 года ремонт механизмов и боевой техники корабля завершили. Экипаж лидера «Ленинград» был готов к продолжению активных боевых действий. Но до конца 1942 года и весь 1943 год корабль простоял в городе, а экипаж продолжать оказывать посильную помощь в ремонте и восстановлении городского хозяйства. Причину этого положения выяснить у членов экипажа в личных беседах не удалось, а архивные документы имели гриф «Секретно» и не могли использоваться в сборе материалов о боевом пути лидера «Ленинград». Но моряки честно несли службу, выполняли все приказы командования, стойко переносили все тяготы жизни в блокадном городе, внося свой вклад в победу. Когда 27 января 1944 года ленинградское небо озарили 24 залпа победного салюта из 324 орудий, возвестивших о полном снятии блокады Ленинграда, это была победа и лидера «Ленинград». Родина высоко оценила моряков-балтийцев. 130 членов экипажа были награждены орденами, все члены экипажа — медалью «За оборону Ленинграда».

В мае 1945 года отгремели залпы победного салюта. «Ленинград» нес службу по охране и безопасности в водах Балтики. В 1964 году он был исключен из состава боевых кораблей Военно-морского флота СССР, но имя корабля передали новому противолодочному ракетному крейсеру, несшему службу в водах Черного моря.





Яндекс.Метрика