СОХРАНЕНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ
Подобед Н.Н., к.п.н., учитель русского языка и литературы гимназии № 528
Школа – живой социальный институт, в котором ребенок проводит значительное время в течение дня, формируется как личность, проходит все основные стадии развития. Здоровый школьник, а следовательно, успешный ученик – тема весьма актуальная как для российского образования, так и для современной школы в частности. Внимание к данному вопросу в последнее время вполне обосновано, так как состояние здоровья школьников далеко от желаемого родителями и педагогами результата. Этим объясняется интерес медиков и педагогов к идеям здоровьесбережения, где в качестве основной задачи выдвигается сохранение и укрепление здоровья учащихся.
Образовательно-оздоровительные программы для школьников сегодня – шанс для школы решать проблему сохранения здоровья детей осознанно, комплексно и системно. Только при таком подходе, по мнению академика Д.В.Колесова, может быть реализован принцип «здоровье через образование».
Разделяя эту позицию ученого, имея искреннее желание учиться чему-то новому, коллектив гимназии в этом учебном году принял решение участвовать в проекте «Здоровый школьник». Начали мы с обучающих семинаров и тренингов по погружению в философию проекта и работе с оборудованием по данной программе. Измерительно-аппаратная база саногенетического мониторинга (СГМ) представляет собой класс-кабинет, оборудованный в нашей гимназии.
Суть программы «Здоровый школьник» заключается в изучении состояния здоровья детей непосредственно в школьной среде. «Предсказательная методика» диагностики позволяет откорректировать нарушение функций задолго до того, как она станет патологически нарушенной, составить научно обоснованные рекомендации, которые фиксируются в Паспорте здоровья школьника. Принять участие в программе изъявили желание более 200 родителей учеников 1-4 классов, подписав предварительно информационное согласие на работу с персональными данными. Первые результаты экспресс-оценки психомоторной активности по двигательным тестам показали, что большинство детей имеют развитую зрительно-моторную координацию движений, быструю реакцию на изменения в окружающей среде (187 учеников из 200). Приборно-аппаратный комплекс САКР позволил получить информацию о ритме сердечных сокращений, частоте и глубине дыхания, показателях артериального давления. Полученные данные необходимо учитывать при объеме учебных нагрузок, организации внеучебных занятий во второй половине дня, сбалансированном питания.
В формировании представлений о здоровье, здоровом образе жизни школа участвует не только через систему воспитательной работы, но и через образовательный процесс.
Подтверждение тому - прошедший в гимназии 4 апреля педагогический совет «Проект «Здоровый школьник»: от идеи до реализации». Цель педагогического совета: познакомить коллектив с идей проекта, его особенностями и этапами внедрения в учебно-воспитательный процесс. Разговор получился заинтересованный. В ходе работы педагогам гимназии продемонстрированы результаты первых исследований на измерительных приборах, проведен тренинг педагогом-психологом и даны рекомендации по сохранению психологического здоровья учителя, поскольку «Здоровый учитель - успешный учитель!».
В процессе обучения методикам диагностики ставится еще одна важная задача - сформировать у школьников необходимые знания, умения и навыки здорового образа жизни и научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Один из таких методических примеров – красиво оформленные, иллюстрированные «Дневники здоровья», которые получили все участники программы с 1 по 4 класс. Каждый ребенок, заполняющий «Дневник здоровья» на классных часах или дома, приобретает опыт самонаблюдения, самоконтроля, изучает свой организм. А на празднике Здоровья «Я познаю мир!», организованном в рамках этой программы, у детей будет возможность рассказать в увлекательной игровой форме о себе и о том, как важно беречь здоровье с детства.
Начало работы над проектом показало: работа по программе «Здоровый школьник» - это тесное сотрудничество всех участников образовательного процесса, направленное на оздоровление школьников.